Решение по делу № 2а-694/2016 (2а-5534/2015;) ~ М-5086/2015 от 01.12.2015

Дело № 2а-694/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Пименовой О.М.,

при секретаре Красильниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми к Трошковой Е.Е. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми обратилось в суд с административным иском к Трошковой Е.Е. о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки и пеней за ... год.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что административный ответчик Трошкова Е.Е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с Дата по Дата и в указанный период являлась плательщиком страховых взносов – страхователем по обязательному пенсионному страхованию, однако надлежащим образом свои обязанности по выплате страховых взносов не исполняла. Задолженность Трошковой Е.Е. по страховым взносам за ... год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии составила ... рублей, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – ... рублей. Задолженность Трошковой Е.Е. по страховым взносам за ... год взыскана.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов административному ответчику, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии – ... рублей, на накопительную часть трудовой пенсии- ... рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – ... рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – ... рублей.

Требование об уплате образовавшейся задолженности отправлено ответчику Дата, до настоящего времени оплата ее не произведена.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В силу ст.ст. 6, 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели. Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.

Статья 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит к застрахованным лицам граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

В силу положений ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации») плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.

На основании Федерального закона ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», ст. ст. 3, 28 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать суммы страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом.

Согласно ст. 16 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 15 ст. 15 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

В соответствии с п. 11 ст. 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в казанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч. 2 ст. 12 настоящего ФЗ, увеличенного в 12 раз.

В силу ст. 12 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», применяются следующие тарифы страховых взносов: пенсионный фонд – 26%. При этом в силу ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, в бюджет пенсионного фонда России: для физических лиц 1966 года рождения и старше – 26% полностью на страховую часть трудовой пенсии), для физических лиц 1967 года рождения и моложе – 20% на страховую часть трудовой пенсии, 6% на накопительную часть трудовой пенсии. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %.

Согласно ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П, Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 200-О, п. 19, 20 Постановлением Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 №5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», взыскание страховых взносов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в судебном порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Трошкова Е.Е. Дата была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Дзержинскому району г.Перми и прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения с Дата.

За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик не надлежащим образом исполняла обязанности, возложенные на нее законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно материалам дела, в отношении задолженности по страховым взносам за ... год административному ответчику было выставлено требование Дата со сроком исполнения до Дата, следовательно, административное исковое заявление могло быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, то есть до Дата. Административное исковое заявление подано УПФ РФ в Дзержинском районе г.Перми в суд Дата, то есть с пропуском срока.

Из ходатайства о восстановлении срока, поданного одновременно с административным исковым заявлением, следует, что первоначально Управление обратилось в суд с административным исковым заявлением Дата, однако, исковое заявление было оставлено без движения, истцу предоставлен срок для исправления недостатков. Поскольку недостатки в установленный законом срок исправлены не были, суд вернул заявление вместе с приложенными документами. По этой причине административный истец считает, что срок подачи административного иска им пропущен по уважительным причинам. В последствии истцом было направлено ходатайство о том, что исковое заявление было подано с нарушением срока в связи с вступлением в силу КАС РФ, длительностью возвращения конвертов, поэтому просит срок восстановить.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно части 9 статьи 21 указанного Закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу п. 2.3 ст. 21 указанного Закона к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм Закона, исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам может быть подано в суд органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате, которое должно быть направлено плательщику страховых взносов в сроки, установленные в статье 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Между тем, административным истцом доказательств обращения в суд с административным исковым заявлением к Трошковой Е.Е. ... не представлено. Согласно базе данных Дзержинского районного суда г. Перми, УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми ранее ... в суд с иском к Трошковой Е.Е. о взыскании недоимки и пеней за ... год не обращалось. Доводы, изложенные в дополнительном ходатайстве, к восстановлению пропущенного процессуального срока не ведут, поскольку уважительными не являются.

При этом суд отмечает, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (далее - пенсионные органы) в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как следует из положений ст. ст. 19 и 20 названного Федерального закона, пенсионные органы наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке.

При утрате статуса индивидуального предпринимателя взыскание недоимок с физического лица производится в судебном порядке.

Следовательно, исходя из положений Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» суд приходит к выводу об отказе в восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки и пеней за ... год с Трошковой Е.Е.

При этом суд учитывает тот факт, что в силу ст.ст.6,8,9,14 КАС РФ принципами административного судопроизводства являются: равенство всех перед законом и судом; законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Более того, даже исходя из доводов административного истца о том, что исковое заявление, поданное в суд Дата, было оставлено без движения (при этом срок исправления недостатков административный истец не указывает), а в последствии было возвращено истцу, не является основанием к восстановлению указанного срока, поскольку после предполагаемого возврата иска истекло более двух месяцев.

С учетом того, что административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по страховым взносам в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми в удовлетворении административного искового заявления к Трошковой Е.Е., ... о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за ... год в размере ... руб.

Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.

Судья                                О.М.Пименова

2а-694/2016 (2а-5534/2015;) ~ М-5086/2015

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УПФ РФ в Дзержинском районе г.Перми
Ответчики
Трошкова Е.Е.
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Пименова О.М.
01.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
02.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
08.02.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2016[Адм.] Дело оформлено
10.03.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее