Решение по делу № 2а-4452/2022 от 14.03.2022

УИД 11RS0001-01-2022-004317-11 Дело № 2а-4452/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мосуновой Е.В.

при секретаре Вешняковой Н.А.,

с участием административного истца Острякова В.Н., представителей административных ответчиков Морозовой М.А., Оплесниной В.В.,

рассмотрев 03 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре с использованием системы видеоконференц-связи с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административное дело по административному исковому заявлению Острякова Владимира Николаевича к филиалу МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Остряков В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействий), выразившихся в нарушении условий содержания административного истца в аспекте в оказании ненадлежащей медицинской помощи при водворении в ШИЗО ** ** **, незаконными, взыскании денежной компенсации в размере 100 000 рублей за нарушение условий содержания. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ** ** ** административный истец был осмотрен фельдшером медицинской части №1 ... В.А., ..., состояние: удовлетворительное, в ШИЗО содержаться может. Таким образом, административный истце был помещен в камеру ШИЗО сроком на 12 суток, где испытал стресс, страдания и переживания за ухудшение состояния здоровья, поскольку не имел возможности прилечь из-за отсутствия кроватей и постельных принадлежностей, воспользоваться теплой одеждой.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец участия в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.

В судебном заседании представители административных ответчиков Морозовой М.А., Оплесниной В.В. с административным иском не согласились.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец Остряков В.Н. является осужденным, содержится в настоящее время в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

05.12.2019 начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России вынесено постановление о водворении осужденного Острякова В.Н. в штрафной изолятор на 10 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Согласно медицинскому заключению начальника филиала – врача филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ... В.А. ** ** ** в 16 часов 30 минут в помещении медицинского кабинета ШИЗО/ПКТ был осмотрен Остряков В.Н. на предмет возможности содержания в ШИЗО, на момент осмотра общее состояние удовлетворительное, ..., Остряков В.Н. по состоянию здоровья может содержаться в ШИЗО.

** ** ** в 16 час. 40 мин. Остряков В.Н. принят в штрафной изолятор, ** ** ** 16 час. 40 мин. - освобожден. Согласно справке ФКУ ИК-1 УФСИН Росси по РК постоянная температура в камерах ШИЗО не опускается ниже 19 градусов.

Из медицинской карты Острякова В.Н. следует, что ** ** ** административный истец был осмотрен терапевтом, предъявлял жалобы на ...

Согласно медицинской справке в период водворения и нахождения в ШИЗО Остряков В.Н. в оказании неотложной и скорой медицинской помощи не нуждался, оснований для стационарного наблюдения, обследования и лечения не имелось.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Согласно части 7 названной статьи порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона №323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 №285 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные ....

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9 Порядка).

В соответствии с пунктом 13 Порядка медицинскими работниками осуществляется медицинский осмотр перед переводом осужденных в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, водворением в ШИЗО, ДИЗО, а также перед водворением лиц, заключенных под стражу, в карцер, по результатам которого выдается медицинское заключение о возможности содержания в карцере, запираемом помещении строгих условий отбывания наказания, одиночной камере, ШИЗО или ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ (приложение N 3).

Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 09.08.2011 №282 утвержден Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья.

Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится только после проведения медицинского осмотра осужденного и выдачи врачом, а при его отсутствии фельдшером медицинского заключения (пункт 2).

После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (пункт 12). Медицинское заключение выносится в одной из форм указанных в пункте 13 Порядка.

В соответствии с пунктом 14 Порядка основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части).

С учетом приведенного выше правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, суд шел к выводу о том, что нарушений при проведении медицинского осмотра и выдаче заключения о возможности Острякова В.Н. по состоянию здоровья содержаться в ШИЗО не допущено, медицинское заключение соответствует требованиям Порядка, утвержденного Приказом №..., в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие возможность вынесения иного медицинского заключения при имеющихся у Острякова В.Н. заболеваниях, кроме того, суду не представлено и судом не добыто при рассмотрении доказательств ненадлежащего оказания медицинской помощи Острякову В.Н. в период нахождения в ШИЗО, связи с чем основания для удовлетворения требования о признании действия (бездействия), выразившегося в оказании ненадлежащей медицинской помощи при водворении в ШИЗО ** ** **, незаконными отсутствуют.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации №295 от 16.12.2016 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту - Правила), которые являются основным документом, регламентирующим порядок исполнения и отбывания наказания.

Данные Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительные учреждения (пункт 3).

Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Правил, осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил (абзац 2); соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении (абзац 3); выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (абзац 4).

Пунктом 163 Правил предусмотрено, что постельные принадлежности осужденным, водворенным в ШИЗО, переведенным в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, выдаются только на период сна. При выводе за пределы помещения им выдается одежда по сезону.

Учитывая изложенное, также отсутствие рекомендаций медицинского работника по соблюдению постельного режима, суд считает, что нахождение административного истца в ШИЗО без теплых вещей и в дневное время без постельных принадлежностей, не может рассматриваться как унижение человеческого достоинства и нарушение прав, поскольку иное толкование означало бы необеспечение исполнения требований режима в местах содержания под стражей и достижения целей наложения взысканий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доказательств нарушения должностными лицами уголовно-исполнительной системы установленных санитарных требований, а также условий содержания, что могло бы повлечь ухудшение состояния здоровья административным истцом суду не представлено, как не представлено и доказательств ненадлежащего и несвоевременного оказания медицинской помощи при водворении административного истца в ШИЗО ** ** **; не усматривает их по делу и суд. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по делу не установлено виновных нарушений прав административного истца со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, суд признает, что Остряков В.Н. без уважительных причин пропустил установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения с административным иском в суд об оспаривании действий административного ответчика, оснований для восстановления срока не установлено.

Предполагаемое нарушение прав Острякова В.Н. имело место при водворении в штрафной изолятор ** ** **. С административным иском в суд Остряков В.Н. обратился ** ** **, то есть с пропуском установленного законом срока. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный законом срок, судом не установлено.

Поскольку в заявленный период условия содержания при содержании административного истца, соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, суд не находит оснований для взыскания в его пользу денежной компенсации за нарушение условий содержания.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Острякова Владимира Николаевича к филиалу МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании действия (бездействия), выразившегося в оказании ненадлежащей медицинской помощи при водворении в ШИЗО ** ** **, незаконными, взыскании денежной компенсации в размере 100 000 рублей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Е.В.Мосунова

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2022 года.

2а-4452/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Остряков Владимир Николаевич
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
МЧ ФКУЗ МСЧ11 ФСИН России
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мосунова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация административного искового заявления
15.03.2022Передача материалов судье
17.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2022Предварительное судебное заседание
08.06.2022Предварительное судебное заседание
03.08.2022Судебное заседание
03.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее