Дело № 2-566/2024
50RS0052-01-2023-009368-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г.о. Щёлково
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Жуковой К.В.,
при помощнике Сотнам Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбатова ФИО7 к ООО "ЖЭУ-567" об обязании проведении ремонта многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Щелковский городской суд с иском к ООО "ЖЭУ-567" с требованиями об обязании ответчика в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда произвести запланированный ремонт в виде утепления бокового фасада (торца) многоквартирного дома в месте расположения жилого помещения № в <адрес>, а также просил взыскать компенсацию морального вреда, штраф по Закону о защите прав потребителей, судебные расходы, а также определить судебную неустойку за неисполнение решения суда в установленный срок.
В обоснование заявленных требований указывал о том, что в третьем квартале ДД.ММ.ГГГГ. управляющая компания должна была провести работы по утеплению фасада многоквартирного дома, что было включено в план текущего ремонта на ДД.ММ.ГГГГ г. и было указано в сообщении ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № однако по настоящее время не сделано.
Кроме того, в обоснование требований заявлено о том, что температурный режим в его квартире из-за промерзания стены дома в месте расположения его квартиры не соблюдается.
На основании изложенного истец просил суд его требования удовлетворить.
В судебном заседании истец требования по изложенным в исковом заявлении с уточнениями поддержал, настаивал на обязании ответчика к проведению запланированного ремонта бокового фасада.
Присутствующие в судебном заседании представители ответчика, поддержав представленный в материалы дела отзыв на исковое заявление, просили отказать в его удовлетворении, указывая также о том, что по результатам осмотра фасада в месте расположения квартиры истца текущего ремонта не требуется.
Представитель третьего лица – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в судебное заседание не явился, о его проведении извещен, представил отзыв на исковое заявление, изложив позицию по заявленным требованиям, указывая о том, что работы по утеплению фасада, это работы по проведению капитального ремонта, который запланирован в многоквартирном доме по месту проживания истца на 2026-2028 гг. Просил о рассмотрении в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
В соответствии со ст. ст. 45, 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как определено в ст. 8 ГК РФ "1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу...".
Судом установлено, что на праве собственности истцу принадлежит квартира № № расположенная по адресу: <адрес>.
Из пояснений истца следует, что в указанном многоквартирном доме намокает, а в зимнее время промерзает торцевая стена дома, в квартире истца температурный режим опускается ниже минимальных значений, установленных в пределах 18 градусов тепла. В обоснование доводов истцом представлены фотографии, а также заявлено ходатайство о назначении экспертизы с целью определения температурного режима в помещении и установления причин намокания и промерзания внешней торцевой стены в квартире, в удовлетворении которого судом было отказано.
Так, истец, заявляя указанные доводы, настаивает на удовлетворении заявленных требований и обязании управляющей компании к проведению работ по утеплению фасада дома. При этом, требований к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не заявляет, также как и требований к ответчику о возмещении ущерба, причинённого, как заявлено истцом, намоканием и промерзанием стены дома.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что управление указанным многоквартирным домом № осуществляет ООО "ЖЭУ-567".
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пункт 11 Правил предусматривает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с указанными Правилами общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в надлежащем состоянии, по мере необходимости должно подвергаться ремонту, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества.
В соответствии с п. 42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утверждены:
- минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вышеуказанным постановлением установлено, что данные перечень и Правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из перечня минимально необходимых работ усматривается обязательность проведения следующих работ: работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов в том числе: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Так, из представленного в материалы дела акта № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем начальника ЖЭУ, начальником ПТО «УК «ГЖУ <адрес>», усматривается, что кирпичная кладка наружной стены многоквартирного дома ровная, без растрескивания и выпадения кирпичей, кладочные швы и русты заполнены раствором полностью, следы эрозии и вышелушивания не выявлены, стены сухие.
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что основания для проведения текущего ремонта стены не выявлены.
Суд также учитывает представленные в письменном виде доводы третьего лица, из которых следует, что капитальный ремонт фасада запланирован в многоквартирном доме на ДД.ММ.ГГГГ г.г.
При этом, доводы истца о том, что текущий ремонт фасада включен в план работ на ДД.ММ.ГГГГ г. суд не может признать обоснованными, поскольку допустимых доказательств, подтверждающих составление собственниками многоквартирного дома на собрании собственников дома такого плана, протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не представлены. Приложенный к иску план работ по текущему ремонту на ДД.ММ.ГГГГ г. по адресу: <адрес>, подписанный председателем Совета дома ФИО10, изложенное не подтверждает.
Таким образом, проанализировав в совокупности и взаимной связи положения Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд приходит к выводу, что действующее правовое регулирование различает понятие работ по ремонту фасада и утеплению многоквартирного дома в ходе капитального ремонта, которые проводятся в отношении всего или большей части фасада (многоквартирного дома) в случае нарушения (опасности нарушения) предельно допустимых характеристик надежности и безопасности или при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества, и понятие работ по устранению повреждений участков стен по мере их выявления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании управляющей компании провести работы по утеплению фасада не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░ "░░░-567" ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.