Дело № года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) (адрес)
Калининский районный суд (адрес) в составе:
председательствующего Андреевой Н.С.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации (адрес) об обязании заключить договор социального найма, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации (адрес), в котором просила возложить обязаность на последних заключить с ней договор социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что в 1995 году она была вселена в качестве члена семьи (внучка) нанимателя ФИО5 в жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: (адрес), ком. 50 а. Указанная квартира была предоставлена ее бабушке ФИО5 на основании ордера № от (дата). С момента вселения проживала в указанной квартире совместно с нанимателем, имели общий бюджет, вели совместное хозяйство, она несла бремя содержания имущества (оплачивал коммунальные услуги, производил текущий ремонт). Поскольку была вселена в жилое помещение с согласия нанимателя, в качестве члена ее семьи, проживала постоянно с нанимателем по день ее смерти и проживает по настоящее время, она приобрела право пользования жилым помещением и вправе требовать признания ее нанимателем и заключения с ней договора социального найма.
ФИО1 в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, завяленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела порядке заочного судопроизводства.
Представитель ответчика Администрации (адрес) в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил, рассматривать дело в свое отсутствие не просил.
Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом и земельных отношений Администрации (адрес), Управления Ростреестра по (адрес) в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ с согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Согласно ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО2 народных депутатов, а в случаях, предусмотренных ФИО2, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего ФИО2 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет соответствующего ФИО2 народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передач и этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Па основании положений, указанных в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 года №4-П «По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, и в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года. Проживающие в общежитиях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями.
Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем.
При этом ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не содержит указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц. Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1). Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4).
Порядок и правовые последствия вселения в жилое помещение, занимаемое нанимателем по договору социального найма, предусмотрены ст. 70 Жилищного кодекса РФ.
Исходя из изложенного если бывший член семьи нанимателя вселялся в жилое помещение с соблюдением требований, установленных ст. 70 Жилищного кодекса РФ, то он считается приобретшим право пользования жилым помещением, следовательно, он имеет равные с нанимателем права и обязанности.
В силу п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
В судебном заседании было установлено, что на основании ордера № от (дата) ФИО5 и членам ее семьи ФИО6 была предоставлена комната № «а», общей площадью 50 кв.м. в общежитии № по адресу: (адрес).
Постановлением главы (адрес) от (дата) №-п «Об изменении статуса муниципальных общежитий» статус общежития, расположенного по адресу: (адрес), изменен на статус муниципального жилищного фонда социального использования, в связи с чем была произведена поквартирная перерегистрация граждан, согласно списков жильцов дома, ФИО7 не была включена в поквартирную перерегистрацию.
Комнате № «а», площадью 50 кв.м. в общежитии № по адресу: (адрес) был присвоен номер №.
В судебном заседании также было установлено и выпиской из реестра муниципального имущества (адрес) № от (дата) подтверждается, что (адрес), расположенная по адресу: (адрес), была включена в реестр муниципального имущества (адрес) на основании постановления Главы (адрес) от (дата) №-п.
Согласно справе ООО «Феникс» № от (дата) следует, поквартирной карточки, карточки регистрации следует, что в (адрес) в (адрес) были зарегистрированы: ФИО5 (наниматель на основании ордера № от (дата)) с (дата) по (дата), снята с регистрационного учета в связи со смертью и ФИО1 с (дата).
Из пояснений истца данных в ходе судебного заседания следует, что ФИО5 являлась ее бабушкой, которая вселила ее как члена семьи, они совместно проживали, вели общее хозяйство, она осуществляла за ней уход до дня ее смерти.
Согласно свидетельства о смерти серии IV-ИВ № от (дата) следует, что ФИО5 умерла (дата), о чем (дата) составлена запись акта о смерти №.
В настоящее время в квартире проживает ФИО1.
(дата) ФИО1 обратилась в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (адрес) с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: (адрес).
Уведомление от (дата) ей было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, по причине того, что была предоставлена копия ордера.
Учитывая вышеизложенные нормы права, принимая во внимание, что ФИО1 была включена в ордер в качестве члена семьи нанимателя, также была вселена в жилое помещение с согласия нанимателя в качестве члена семьи последней и постоянно по день смерти проживала с нанимателем, она приобрела право пользования спорным жилым помещением, несет бремя содержания имущества и после смерти нанимателя, приобрела все права что и наниматель, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за ней права пользования на спорное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Вместе с тем, оснований для возложения судом обязанности на ответчика заключить договор социального найма жилого помещения, не имеется, поскольку в силу ст. 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора, понуждение к заключению договора не допускается.
Решение суда о признании за ФИО1 права пользования жилым помещением – квартирой № (адрес) на условиях договора социального найма является документом, подтверждающим право пользования жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, удовлетворить частично.
Признать за ФИО3 право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением- квартирой № (адрес).
Ответчик, не присутствовавший при вынесении заочного решения, вправе подать заявление об отмене этого решения в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд (адрес).
Председательствующий: Н.С. Андреева