Дело № 12-164-20
25RS0010-01-2020-001114-31
Р Е Ш Е Н И Е
«04» июня 2020 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Жила Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Порт Восточные Ворота – Приморский завод» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 26 февраля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП Российской Федерации, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
26 февраля 2020 года постановлением и государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора АО «Порт Восточные Ворота – Приморский завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП Российской Федерации, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
С данным постановлением не согласился защитник Общества, им подана жалоба, в обоснование которой изложено требование об отмене постановления и прекращения производства по делу, указано на недоказанность обстоятельств дела, события вменяемого юридическому лицу административного правонарушения.
В судебном заседании защитник АО «ПВВ – ПЗ» (по доверенности) Соколова Е.Н. пояснила суду, что выводы административного органа не могут считаться достоверными, в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушение, событие не доказано, просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного органа (по доверенности) Нечкин С.В. не согласившись с доводами жалобы пояснил суду, что материалами дела в полном объеме доказана вина Общества.
Просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представитель Находкинской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом Ходатайств об отложении слушания дела не поступило. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП Российской Федерации должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП Российской Федерации, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Однако в ходе рассмотрения дела в отношении юридического лица - Акционерного общества «Порт Восточные Ворота – Приморский завод», должностным лицом административного органа указанные требования закона не выполнены.
Административным правонарушением, в силу ст. 8.1 КоАП Российской Федерации, признается несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Из представленных материалов дела установлено, что в ходе проверки исполнения юридическим лицом – АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» (юридический адрес: г. Находка, ул. Судоремонтная, 29 «а») требований законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о безопасности мореплавания и эксплуатации портовых гидротехнических сооружений при перевалке угля в морском порту Находка, проведенной 11.07.2019 Находкинской транспортной прокуратурой на основании решения Находкинского транспортного прокурора от 11.07.2019 № 64 по поручению Дальневосточной транспортной прокуратуры от 05.07.2019 № 7-18/2019, с привлечением специалистов ТМУ Росприроднадзора, ТО Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке, ОНД и ПР г. Находки УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю, Находкинского линейного отдела ДВУ Госморнадзора, было установлено, что в нарушение ст. 12, п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 3, 4, п.1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» в ходе эксплуатации железнодорожных путей и подвижного состава допущена порча земли нефтепродуктами.
По результатам выездной проверки был составлен акт проверки от 11.07.2019 (л.д. 28 – 31), в котором указано, что в момент проверки на железнодорожных путях, в том числе на грунте, обнаружены следы нефтепродуктов.
В связи с выявленными нарушениями 26.07.2019 исполняющим обязанности заместителя Находкинского транспортного прокурора Шевченко А.В. в отношении АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» вместе с другими материалами дела было направлено на рассмотрение в ТМУ Росприроднадзора.
При рассмотрении данного дела должностным лицом ТМУ Росприроднадзора вышеуказанные действия АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», выразившиеся в обнаружении на железнодорожных путях следов нефтепродуктов, были переквалифицированы с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ на ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
На основании постановления ТМУ Росприроднадзора от 17.09.2019 года № 06-462/2019 АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В ходе рассмотрения жалобы Общества 13 ноября 2019 года, вынесенное постановление было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
26 февраля 2020 года было вынесено оспариваемое постановление.
АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» не согласившись с данным постановлением, указало на то, что факт вменяемого правонарушения, объективная сторона которого выражается в совершении действий (бездействия), связанных с несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, проверкой не был установлен и какими-либо доказательствами не подтверждён.
В соответствии с Техническом паспортом путей необщего пользования АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» верхнее строение железнодорожного пути (род балласта в балластном слое) состоит из щебня.
Согласно СП 261.1325800.2016 «Свод правил. Железнодорожный путь промышленного транспорта. Правила проектирования строительства» (утв. И введён в действие Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 888/пр) балласт – минеральный сыпучий материал), заполняющий пространство между основанием шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна, а также за торцами шпал, в шпальных ящиках.
Данной проверкой не было установлено, что железнодорожные пути загрязнены нефтепродуктами либо иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, химический состав балластного слоя на железнодорожных путях в районе депо не проводился.
Данные доводы суд находит заслуживающими внимания, поскольку материалами дела не установлено и в оспариваемом постановлении должностным лицом ТМУ Росприроднадзора не указано какие именно экологические требования нарушило АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», допустив наличие на железнодорожных путях следов нефтепродуктов.
Кроме того, каких-либо доказательств того, что в ходе проверки были обнаружены следы именно нефтепродуктов, в материалах дела не имеется.
В ходе прокурорской проверки пробы грунта на данном участке не отбирались, химический состав балластного слоя на железнодорожных путях в месте, где обнаружены следы нефтепродуктов, не определялся и их экспертиза не проводилась.
Между тем выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия решения по данному делу об административном правонарушении, о чем было указано и в решении суда от 13 ноября 2019 года.
Представленные в материалы дела протокол ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю отбора проб почвы с территории резервного склада от 26.08.2019 № 16-ПЧ (л.д. 11), протокол определения токсичности почвы от 29.08.2019 № 119/о, экспертное заключение филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю от 29.08.2019 № 157 (л.д. 9 – 10, 12 – 13) отношения к вменяемому Обществу нарушению не имеют, так как данные пробы были взяты после проведения проверки и вынесения постановления от 26.07.2019 о возбуждении дела, т.е. после даты указанного правонарушения – 11.07.2019.
Иных доказательств в материалах дела не имеется. Административный орган не устранил нарушения, указанные в решении суда от 13 ноября 2019 года и вынес оспариваемое постановление, основываясь на тех же доводах и обстоятельствах.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При рассмотрении жалобы, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление ТМУ Росприроднадзора не соответствует указанным требованиям, поскольку оно содержит лишь ссылки на общие нормы природоохранного и земельного законодательства, однако в чём конкретно заключается вменяемое Обществу правонарушение и нарушение какого именно закон и (или) нормативно-правового акта заключается в действии (бездействии) АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», допустившего наличие следов нефтепродуктов на железнодорожных путях, в данном постановлении не указано.
При указанных обстоятельствах вывод административного органа о доказанности вины Общества в инкриминируемом правонарушении нельзя признать обоснованным, в связи с чем постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств на которых оно основано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.1 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░» - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░.░.