К делу № 2-555/2022
УИД №23RS0017-01-2021-000518-59
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ст. Кавказская 29 июля 2022 г.
Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Жеребор С.А.,
при секретаре Плохотиной Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Армавирского гарнизона в защиту прав неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ о понуждении проведения ремонта здания казармы,
у с т а н о в и л:
Из поданного иска следует, что военной прокуратурой Армавирского гарнизона, входящей в состав военной прокуратуры Южного военного округа, РФ проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № 3 (г. Краснодар) филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Южному военному округу) законодательства о материально-бытовом обеспечении военнослужащих. Проверкой выявлены нарушения при эксплуатации, обслуживании и проведения ремонта здания казармы (инвентарный № 52), расположенное на территории войсковой части 78108 по адресу: Краснодарский край, ст. Кавказская, ул. Ленина, д. 249, которые могут повлечь порчу и утрату федеральной собственности, что противоречит интересам Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ), в структуру которого, в том числе, входит филиал ФГБУ «Центральное жилищно - коммунальное управление» Минобороны России (по Южному военному округу) (далее - филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮВО), филиал).
В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3.03.2017 №607, основными целями деятельности Учреждения являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в Вооруженных Силах Российской Федерации.
При этом жилищно-коммунальная служба № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮВО) осуществляет свою деятельность по содержанию объектов военной инфраструктуры Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе находящихся в в/части 78108.
В рамках исполнения своих полномочий ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляется содержание объектов казарменно-жилищного фонда, которые 31.03.2017 по акту приема - передачи от ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации переданы ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и в числе которых здание казармы (инвентарный № 52, пункт 277 акта приема - передачи расположенное на территории войсковой части 78108 по адресу: Краснодарский край, ст. Кавказская, ул. Ленина, д. 249.
В ходе проведения прокурорской проверки, при проведении общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса (зданий и сооружений) военного городка (акт от 21.09.2020) должностными лицами комиссии выявлены следующие недостатки здания казармы:
кровля имеет дефект снегодержателя;
фасад имеет трещины, выявлены дефекты штукатурки стен снаружи, нуждается в окраске штукатурке колонн крыльца, замене покрытия крыльца из керамической плитки и входных деревянных блоков, установке замка;
фундамент имеет дефект штукатурки цоколя, требуется ремонт бетонной отмостки,
во внутренних помещениях имеются трещины в межэтажном перекрытии, балки перекрытия частично обрушены, на первом этаже требуется штукатурка потолков, выравнивание поверхности стен, окраска стен и потолков, замена деревянных дверных блоков и установка дверных замков, на втором этаже необходима разборка стен из МДФ, устройство напольного покрытия, выравнивание и окраска стен и потолка, замена плиточных и деревянных полов;
пожарные лестницы требуют ремонта;
электропроводка требует замены, необходима установка выключателей и розеток;
требуется огнезащитная обработка здания.
Указанное неудовлетворительное техническое состояние здания казармы в/части 78108 не позволяет использовать его для выполнения боевых задач части, в том числе для выполнения тренировок и учений, а также проживание личного состава, использования иных служебных помещений по предназначению в мирное и военное время.
В настоящее время действенных мер по устранению перечисленных нарушений фактически не осуществлено, должностными лицами жилищно-коммунальной службы №3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮВО) действенных мер по устранению перечисленных нарушений не планируется.
В связи с выявленными нарушениями закона в адрес начальника жилищно - коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮВО) военной прокуратурой Армавирского гарнизона внесено представление об устранении нарушений закона (исх № 754 от 23.03.2021), по результатам рассмотрения которого сообщено о невыполнении перечисленных мероприятий (исх. № 370-/У/5/3-1227 от 16.04.2021).
Таким образом, в нарушение требований указанных законов ЖКС № 3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) не обеспечивает надлежащим образом исполнение возложенных на него обязанностей по содержанию объектов недвижимости для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны воинских частей и учреждений, что в дальнейшем может привести к порче материальных ценностей Минобороны России, охраняемых на территории военного городка и причинение материального ущерба государству.
Представитель истца Тулиев В.А. - и.о. военного прокурора Армавирского гарнизона, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ Брижань А.В. в судебное заседание не явился. Направил в суд отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям :
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет контроль исполнения контрактов и обеспечение материально-технической базы Вооруженных Сил РФ за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания. При этом понимается, что Учреждение осуществляет коммунальноэксплуатационное обеспечение для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания. Контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией назначаемой приказом командира войсковой части. После проведения общего весеннего (осеннего) осмотра Учреждение формирует заявку на включение объектов в план текущего ремонта который формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.
Из изложенного, представитель ответчика делает вывод, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в своей части выполнило указанный приказ Министра обороны Российской Федерации, поскольку сформировало заявку на включение объекта - здание казармы в план текущего ремонта.
Кроме того, по мнению представителя ответчика, за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России спорный объект не закреплен на праве оперативного управления. Следовательно, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не может осуществлять ремонт спорного объекта.
Представитель третьего лица - министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Поскольку представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, а представитель третьего лица не сообщил суду о причинах неявки в судебное заседание, судом на основании ст. 167 ч.3,5 ГПК РФ было вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассматривая существующий спор, суд руководствуется следующим:В соответствии с ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
Рассматриваемое исковое заявление прокурора направлено на защиту интересов РФ и защиты, сохранности жизни и здоровья лиц, проходящих военную службу в в/части 78108 и работающих на ее территории граждан. Поэтому прокурор правомерно, в пределах своей компетенции обратился в суд с иском к ответчику.
В соответствии с ч.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с указом Президента РФ N1624 от 17.11.2008 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Согласно постановлению Правительства РФ N1053 от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп. 71 п. 7 названного положения).
Аналогичные правомочия Минобороны России распоряжаться закрепленным имуществом предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155, создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ).
В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3.03.2017 №607, основными целями деятельности Учреждения являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 21 Устава установлено, что Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию), проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного ему в безвозмездное пользование
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 и актом приема-передачи недвижимого имущества объектов казарменного жилищного фонда от 31.03.2017 г. под порядковым номером 277 (л.д.23), Министерство обороны РФ передало, а Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ приняло недвижимое имущество - здание казармы под инвентарным номером 52 по адресу Краснодарский край, Кавказский район, ст. Кавказская, ул. Ленина 249, расположенной на территории войсковой части.
Таким образом, мнение представителя ответчика о том, что ответчик не в праве заниматься ремонтом здания казармы, поскольку это здание не находится в его оперативном управлении, является ошибочным. Обязанность заниматься ремонтом данного здания на ответчика возложена в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года № 155, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» и наличием акта передачи здания казармы по указанному адресу.
В ходе прокурорской проверки установлено, что здание казармы находится в неудовлетворительном техническом состоянии, в связи с чем его невозможно использовать для выполнения боевых задач, тренировок, учений и проживания личного состава войсковой части. Все недостатки здания зафиксированы в акте общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 21.09.2020 г. (л.д. 18-19) и дефектным актом (л.д. 20-21).
Прокурором в адрес ответчика вносилось представление с требованием об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени необходимые ремонтные работы не проведены, нарушения законодательства не устранены.
Наличие неудовлетворительного состояния здания казармы и перечень требуемых работ по устранению недостатков сторонами не оспаривается. Поскольку проведение ремонтных работ возлагается на ответчика, поэтому исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны России осуществить ремонт здания казармы (инвентарный номер № 52) расположенной на территории войсковой части № 78108 по адресу Краснодарский край, Кавказский район, ст. Кавказская, ул. Ленина 249, а именно устранить следующие недостатки:
устранить дефект снегодержателя кровли здания,
устранить трещины фасада, дефекты штукатурки стен снаружи, произвести штукатурку и окраску колонн крыльца, заменить покрытия крыльца из керамической плитки и входных деревянных блоков, произвести установку замка.
осуществить штукатурку цоколя, произвести ремонт бетонной отмостки,
во внутренних помещениях устранить трещины в межэтажном перекрытии, восстановить частично обрушенные балки перекрытия, на первом этаже произвести штукатурку потолков, выравнивание поверхности стен, окраску стен и потолков, заменить деревянные дверные блоки и установить дверные замки, на втором этаже произвести разборку стен из МДФ, устройство напольного покрытия, выравнивание и окраска стен и потолка, заменить плиточные и деревянные полы;
произвести ремонт пожарных лестниц;
заменить электропроводку, установить выключатели и розетки;
произвести огнезащитную обработку здания.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Кавказский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 3.08.2022 г.
Судья: Жеребор С.А.