Решение по делу № 33а-5064/2021 от 16.06.2021

Судья Церковная Н.В. Дело №33а-5064/2021

УИД № 22RS0068-01-2020-009696-95

№ 2а-1225/2021 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2021 года          г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего     Титовой В.В.,

судей                 Скляр А.А., Копцевой Г.В.

при секретаре         Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика С.Ю.В.Ф.Н.В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Алтайскому краю к С.Ю.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Алтайскому краю (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 8 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к С.Ю.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 20375 руб., пеней по налогу на имущество физических лиц за период со 02 по 18 декабря 2019 года в размере 70,12 руб., по земельному налогу за 2018 год в размере 20570 руб., пеней по земельному налогу за период со 02 по 18 декабря 2019 года в размере 70,79 руб.

Требования мотивированы тем, С.Ю.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью на праве собственности следующих объектов: квартиры в <адрес>; здания склада по приемке и раскачке цемента в <адрес>; сушки-1, пресса, конторы, здания цеха обжига, цеха сушки-2, кирпичного завода/цеха сушки-3 в <адрес>; здания цеха ЖБИ в р.<адрес> пгт<адрес>. Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации С.Ю.В.. является плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью ей следующих земельных участков: в <адрес>, кадастровый номер ***, по <адрес>, кадастровый номер ***, по <адрес>, кадастровый номер ***; в <адрес> <адрес>, кадастровый номер ***. В соответствии с налоговым уведомлением *** от 27 июня 2019 года налогоплательщику был начислен земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год, в связи с неуплатой сумм налогов направлено требование *** по состоянию на 19 декабря 2019 года. Мировым судьей судебного участка № 2 Центрального района г. Барнаула 17 апреля 2020 года был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. Определением мирового судьи того же судебного участка от 12 мая 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника. Одновременно административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в связи с тем, что первоначально налоговый орган обратился в суд своевременно, однако определением судьи административный иск был возвращен.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 05 апреля 2021 года восстановлен срок на подачу административного искового заявления. Административные исковые требования удовлетворены частично. Со С.Ю.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю взыскана недоимка по земельному налогу за 2018 год в сумме 15561 руб., пени по земельному налогу за период с 03 по 18 декабря 2019 года (включительно) в размере 53,56 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 4424 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период 03 по 18 декабря 2019 года (включительно) в размере 15,23 руб. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика С.Ю.В.Ф.Н.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока на обращение в суд. Ссылается на необоснованность выводов суда об уважительности причин пропуска налоговым органом срока на обращение в суд, полагая, что судом не учтено, что первоначально с административным иском налоговый орган обратился за 3 дня до истечения шестимесячного срока. Считает, что несоблюдение административным истцом требований процессуального законодательства при оформлении административного иска не может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу пункта 2 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая ставка земельного налога на территории Благовещенского поссовета установлена решением Благовещенского поселкового Совета депутатов Благовещенского района Алтайского края от 20 ноября 2014 года № 54 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Благовещенский поссовет Благовещенского района Алтайского края», и составляет 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Аналогичная налоговая ставка земельного налога установлена на территории муниципального образования Верх-Суетский сельсовет Суетского района Алтайского края решением Собранием депутатов Верх-Суетского сельсовета Суетского района Алтайского края от 14 ноября 2014 года № 16.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.Ю.В. на праве общей совместной собственности в 2018 году принадлежали земельные участки по следующим адресам: <адрес>, кадастровый номер *** (л.д. 50); <адрес>, кадастровый номер ***7 (л.д. 51); <адрес>, кадастровый номер *** (л.д. 52).

В связи с чем С.Ю.В. является плательщиком земельного налога за 2018 год.

Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: р.<адрес> с ДД.ММ.ГГ принадлежит на праве собственности С.В.И. (л.д. 117), в связи с чем сумма земельного налога, подлежащая взысканию со С.Ю.В., уменьшена и составила 15561 руб.

Расчет земельного налога за 2018 год в отношении принадлежащих С.Ю.В. земельных участков произведен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости, размер которой подтвержден сведениями Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 45, 46, 47), проверен судом первой инстанции и является правильным.

В соответствии со статьями 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: иные здание, строение, сооружение, помещение.В силу пункта 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 97-ЗС установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Следовательно, налог на имущество физических лиц за 2018 год подлежит исчислению исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).

Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, на 2018 год установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 октября 2017 года № 579, и равен 1,481.

Согласно пунктам 1, 2.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Благовещенского поселкового Совета депутатов Благовещенского района Алтайского края от 01 ноября 2016 года № 41 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Благовещенский поссовет Благовещенского района Алтайского края» установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования Благовещенский поссовет Благовещенского района Алтайского края: до 300 тыс. рублей (включительно) – 0,1 %.

Судом первой инстанции, на основании вступившего в законную силу решения Благовещенского районного суда Алтайского края от 20 июня 2018 года, установлено, что большая часть объектов недвижимости, за которые С.Ю.В. исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год, фактически не существует с 2014, 2016 годов (л.д. 127-129).

Подтверждено прекращение существования следующих объектов недвижимости: в р.<адрес> - здание склада по приемке и раскачке цемента с кадастровым номером *** по <адрес>; в <адрес> – сооружение цеха сушки № 1 с кадастровым номером ***; сооружение цеха сушки № 2 с кадастровым номером ***; сооружение цеха сушки № 3 с кадастровым номером ***; здание цеха обжига с кадастровым номером ***; здание пресса с кадастровым номером ***; здание конторы с кадастровым номером ***.

В связи с чем в удовлетворении требований налогового органа о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении вышеперечисленных объектов отказано, с чем судебная коллегия соглашается.

Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 20 декабря 2018 года установлено прекращение с августа 2018 года существования объекта недвижимости – здания цеха ЖБИ с кадастровым номером ***, расположенного по <адрес> (л.д. 123-126), в связи с чем налог на имущество за 2018 год судом первой инстанции исчислен за 7 месяцев 2018 года (вместо 12 месяцев) и составил 4424 руб., что также является правильным.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В данном случае налоговое уведомление *** от 27 июня 2019 года направлено административному ответчику по месту жительства (<адрес>) заказным письмом 05 июля 2019 года (л.д. 20, 21), установлен срок уплаты налогов не позднее 02 декабря 2019 года, в связи с чем у С.Ю.В. возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2018 год в указанный срок.

Требование об уплате налога *** по состоянию на 19 декабря 2019 года было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом 20 декабря 2019 года (л.д. 25-27) с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с неуплатой до 02 декабря 2019 года вышеуказанных налогов, в требовании рассчитаны пени по состоянию на 19 декабря 2019 года, с учетом уменьшения сумм налогов, судом первой инстанции произведен перерасчет суммы пеней, подлежащих взысканию со С.Ю.В. за период с 03 по 18 декабря 2019 года.

Таким образом, поскольку установлена обязанность С.Ю.В. по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2018 год, порядок направления налогового уведомления и требования налоговым органом соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не принимается во внимание по следующим основаниям.

Так, в требовании *** установлен срок для его исполнения до 28 января 2020 года.

В пределах шестимесячного срока после указанной даты налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Центрального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании данной задолженности. 17 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Центрального района г. Барнаула вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен определением от 12 мая 2020 года (л.д. 11).

С соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

После отмены судебного приказа срок для обращения в суд с административным иском истекал 12 ноября 2020 года.

Из дела видно, что первоначально в суд с административным иском налоговый орган обратился 09 ноября 2020 года (л.д. 9), то есть в установленный законом срок.

Определением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 10 ноября 2020 года административное исковое заявление оставлено без движения в связи с непредставлением документов, подтверждающих направление налогового уведомления и требования в адрес административного ответчика (л.д. 87). Срок исправления недостатков установлен до 25 ноября 2020 года.

Определением судьи от 27 ноября 2020 года административное исковое заявление возвращено в связи с неустранением недостатков, указанных в определении об оставлении административного иска без движения.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 17 декабря 2020 года.

Изложенная в решении суда позиция учитывает обстоятельства пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд, первоначальное обращение с административным исковым заявлением в установленный срок, принятие своевременных в разумные сроки мер по обращению в суд за взысканием недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу.

Применительно к положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации о безусловной государственной значимости налоговых платежей и установленным фактическим обстоятельствам дела, свидетельствующим о последовательном и в разумные сроки обращении налогового органа к процедуре судебного взыскания налоговой задолженности со С.Ю.В., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства административного истца и восстановления пропущенного срока. Судебная коллегия полагает, что в данном конкретном случае пропуск срока обусловлен объективными обстоятельствами.

Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика С.Ю.В. - Ф.Н.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5064/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №8 по АК
Ответчики
Стена Юлия Владимировна
Другие
Фоменко Николай Владимирович
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
14.07.2021Судебное заседание
09.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее