Дело № 2-5553/2018 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Юркевич М.А.,
при секретаре Гуляевой Н.А.,
с участием представителя истца Администрации Великого Новгорода – Каминской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к УФССП России по Новгородской области (далее – Управление) об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть, в обоснование указав, что на основании решения Новгородского районного суда по делу № на Администрацию Великого Новгорода возложена субсидиарная ответственность по производству капитального ремонта жилого многоквартирного дома <адрес>, а именно: фасада (включая ремонт отделки наружных стеновых конструкций в местах отслоения облицовочных мозаичных плиток с устранением сколов и заделкой повреждений, ремонт площадок и лестничных маршей входа в подъезды с восстановлением верхней поверхности путем заделки мелких выбоин и раковин с последующим железнением, восстановление металлического ограждения лестничных маршей входов в подъезды, восстановление поврежденных бетонных блоков цоколя, ремонт отделочного покрытия цокольных панелей с последующим окрашиванием битумной грунтовкой); межпанельных швов; балконных плит и козырьков; системы отопления (с заменой стояков отопления и заменой подъездных радиаторов отопления в подъездах №№ 1-6); системы электроснабжения (с заменой стояков электроосвещения и силовой проводки (кабельная трасса по подвалу), установкой клеммных коробок, монтажом поэтажных распределительных щитов и вводно-распределительного устройства, с устройством дежурного освещения мест общего пользования, включая уличное освещение). Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанного решения постановлением ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № №. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по данному исполнительному производству с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., который Администрация просит уменьшить на одну четверть, ссылаясь на то, что не исполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих его исполнению, и не зависящих от воли органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель истца Каминская М.А. исковые требования поддержала в полном объеме мотивам, изложенным в иске.
Заинтересованное лицо Шох И.Б., представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, третьи лица судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области, Никифорова Е.А., представители третьих лиц МБУ «Городское хозяйство», ООО УК «Хозяйство жилищное», извещенные о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 30 того же Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из положений ч. ч. 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 6 и 7 статьи №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Шох И.Б. удовлетворены и постанволено:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт жилого дома <адрес>, а именно: фасада (включая ремонт отделки наружных стеновых конструкций в местах отслоения облицовочных мозаичных плиток с устранением сколов и заделкой повреждений, ремонт площадок и лестничных маршей входа в подъезды с восстановлением верхней поверхности путем заделки мелких выбоин и раковин с последующим железнением, восстановление металлического ограждения лестничных маршей входов в подъезды, восстановление поврежденных бетонных блоков цоколя, ремонт отделочного покрытия цокольных панелей с последующим окрашиванием битумной грунтовкой); межпанельных швов; балконных плит и козырьков; системы отопления (с заменой стояков отопления и заменой подъездных радиаторов отопления в подъездах №№ 1-6); системы электроснабжения (с заменой стояков электроосвещения и силовой проводки (кабельная трасса по подвалу), установкой клеммных коробок, монтажом поэтажных распределительных щитов и вводно-распределительного устройства, с устройством дежурного освещения мест общего пользования, включая уличное освещение).
В случае недостаточности средств у Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» возложить на Администрацию Великого Новгорода субсидиарную ответственность по обязательствам Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» по проведению капитального ремонта.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «УК «Хозяйство жилищное» расходы по оплате экспертизы в размере 70 000 руб.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Администрации Великого Новгорода было возбуждено исполнительное производство № по исполнению названного судебного решения.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа по исполнительному производству №
Из материалов дела следует, что решение Новгородского районного суда не исполнено в полном объеме по причине наличия объективных обстоятельств препятствующих его исполнению в более короткие сроки.
МБУ Великого Новгорода "Городское хозяйство" произведен осмотр объектов и составлены предварительные сметы и дефектные ведомости на сумму 3 637 761 руб. Решения суда об обязании выполнить капитальный ремонт многоквартирных домов исполняются в хронологическом порядке исходя из даты вступления решения в законную силу. Решение о выделении средств на проведение капитального ремонта МКД принимается О* при утверждении бюджета на очередной финансовый год. А* ежегодно к проекту бюджета направляется потребность финансовых средств на исполнение судебных решений. Решением № на приведение в надлежащее техническое состояние общего имущества МКД в рамках исполнения судебных решений в 2018 году выделено 15 683 700 руб., в том числе на оплату кредиторской задолженности за 2017 год - 5 925 500 руб. Начиная с 2007 года в отношении МБУ Великого Новгорода "Городское хозяйство" и Администрации Великого Новгорода судом было вынесено более 300 подобных судебных решений о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории <адрес>
Общая потребность в финансовых средствах на производство работ по выполнению капитального ремонта, которые необходимо осуществить в рамках исполнения судебных решений, возлагающих на МБУ "Городское хозяйство" и Администрацию Великого Новгорода обязанность выполнить капитальный ремонт конструктивных элементов многоквартирных домов, по состоянию на 12 октября 2018 года составляет более 640,7 миллионов рублей.
В настоящее время на Администрацию Великого Новгорода, её структурные подразделения, а также бюджетные и казенные учреждение возложены обязательства, по реализации полномочий органов местного самоуправления, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отдельных государственных полномочий, а также исполнению судебных решений, понуждающих совершить определенные действия, в том числе, осуществить ввод в эксплуатацию полигона ТБО 2 очереди, предоставить во внеочередном порядке гражданам около 85 жилых помещений, профинансировать капитальный ремонт более 190 многоквартирных жилых домов, оборудовать 60 пешеходных переходов пешеходными ограждениями, привести в соответствие государственным стандартам более 250 автомобильных дорог в <адрес> и другие. Перечисленные работы относятся к категории дорогостоящих и требуют выделения денежных средств в существенных объемах.
Администрацией Великого Новгорода предпринимаются все возможные меры к изысканию новых, а также увеличению рентабельности имеющихся источников доходов, однако бюджет до настоящего времени остается дефицитным и не позволяет предусмотреть в необходимом объеме денежные средства на реализацию всех расходных обязательств муниципального образования - городского округа
В бюджете на 2018 год, утвержденном решением №, на цели проведения капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов по судебным решениям заложены денежные средства в размере 15 683, 700 тысяч рублей.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, с учетом времени необходимого для выделения денежных средств, суд приходит к выводу о том, что неисполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих его исполнению в связи с чем полагает, что имеются все основания для уменьшения размера исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Администрации Великого Новгорода об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации Великого Новгорода в рамках исполнительного производства № на 1/4 часть – до 37 500 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: М.А.Юркевич
Мотивированное решение составлено 19.11.2018 года.