Решение по делу № 33-8710/2024 от 19.04.2024

Дело № 33-8710/2024

66RS0009-01-2023-000044-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 04.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в
составе

председательствующего Ковелина Д.Е.,

судей Максимовой Н.В., Фефеловой З.С.,

при ведении протокола помощником судьи Адамовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Юпитер-НТ», Администрации г. Нижний Тагил о возложении обязанности по совершению действий, по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023,

заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., пояснения представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А.,

установила:

Прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Юпитер-НТ», Администрации г. Нижний Тагил о возложении обязанности по совершению действий:

обязать ООО «Юпитер-НТ» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу или ранее обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности ООО «Юпитер-НТ» на следующие объекты инженерных коммуникаций и иные объекты недвижимого имущества в г. Нижний Тагил:

- сеть наружного освещения протяженностью 239м с кадастровым номером 66:56:0402008:1780 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть наружного освещения протяженностью 212м с кадастровым номером 66:56:0402008:1898 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева,д. 75;

- сеть наружного освещения протяженностью 118м с кадастровым номером 66:56:0402008:1961 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- блочная трансформаторная подстанция 2 БКТП, площадью 26,2 кв.м. с кадастровым номером 66:56:0402008:1774 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 120м с кадастровым номером 66:56:0402008:1778 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 59м с кадастровым номером 66:56:0402008:1900 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 118м с кадастровым номером 66:56:0402008:1960 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть теплоснабжения протяженностью 46м с кадастровым номером 66:56:0402008:1775 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть теплоснабжения протяженностью 38м с кадастровым номером 66:56:0402008:1901 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть теплоснабжения протяженностью 45м с кадастровым номером 66:56:0402008:1963 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть водоснабжения протяженностью 53м с кадастровым номером 66:56:0402008:1776 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть водоснабжения протяженностью 42м с кадастровым номером 66:56:0402008:1897 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть водоснабжения протяженностью 31м с кадастровым номером 66:56:0402008:1964 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть канализации протяженностью 74м с кадастровым номером 66:56:0402008:1779 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть канализации протяженностью 8м с кадастровым номером 66:56:0402008:1899 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть канализации протяженностью 82м с кадастровым номером 66:56:0402008:1962 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть ливневой канализации протяженностью 155м с кадастровым номером 66:56:0402008:1777 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

возложить на ООО «Юпитер-НТ» обязанность передать вышеуказанное имущество (17 объектов), а также сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784 в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты; возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность принять вышеуказанное имущество (18 объектов) в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению К.А.Ю. о нарушении жилищных прав в результате отсутствия наружного освещения вблизи дома 39 по пр. Вагоностроителей в городе Нижний Тагил. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Юпитер-НТ» являлся застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75. Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО «Юпитер-НТ» при возведении указанных домов были проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам. Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилой дом. В состав проектной документации, прошедшей экспертизу и получившей положительное заключение на строительство жилого дома, входят проектные решения по устройству всех наружных сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе наружное освещение. Все сети инженерно-технического обеспечения, в том числе сети электроснабжения и наружного освещения выполнены в соответствии с требованиями проектной документации, все элементы уличного освещения смонтированы, введены в эксплуатацию и находятся в работоспособном, исправном состоянии, наружное освещение подключено к трансформаторной подстанции.

Все указанные объекты поставлены ООО «Юпитер-НТ» на кадастровый учет. При этом, право собственности ООО «Юпитер-НТ» зарегистрировано только на один объект, сеть электроснабжения 6 кВ, протяженность. 245м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784, в отношении остальных документов правоустанавливающие документы отсутствуют.

Указанные объекты (инженерные коммуникации) не могут относиться к общедомовому имуществу, поскольку граница эксплуатационной ответственности управляющей организации в отношении общедомовых сетей ограничена границами стен многоквартирного дома или местом соединения отвода (ведущего в сторону дома) и магистральной сетью инженерных коммуникаций. На проложенные застройщиком участки инженерных коммуникаций, не являющиеся общедомовым имуществом, после завершения строительства дома застройщиком должны быть оформлены кадастровые паспорта и технические планы, а также правоустанавливающие документы. После этого указанные объекты инженерных коммуникаций застройщиком могут быть переданы в муниципальную собственность. В случае передачи объектов в муниципальную собственность, у Администрации г. Нижний Тагил возникает обязанность по передаче объектов организациям, осуществляющим обслуживание соответствующих сетей (на территории г. Нижний Тагил сети холодного водоснабжения и водоотведения передаются на обслуживание гарантирующему поставщику ООО «Водоканал-НТ», если сети теплоснабжения – НТ МУП «Горэнерго-НТ», сети электроснабжения – филиал «Тагилэнергосети» АО «Облкоммунэнерго»).

Вышеуказанные объекты в собственность жителей МКД или в муниципальную собственность застройщиком не передавались, указанное имущество в собственность жителей дома или в муниципальную собственность не принималось. Соответственно, проложенные ООО «Юпитер-НТ» к домам коммунальные сети и иные объекты не находятся на обслуживании у специализированных организаций. В связи с наличием информации о конкретном застройщике, занимавшимся прокладкой инженерных коммуникаций и других объектов, данное имущество не может являться бесхозяйным. Право собственности ООО «Юпитер-НТ» на вышеуказанные объекты (за исключением здания ЦТП) не зарегистрировано.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 исковые требования удовлетворены.

Ответчиком Администраций г. Нижний Тагил подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Оспаривая законность и обоснованность решения, ответчик указывает, что в решении суда не содержится выводов о прямой, предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления, принять в свою собственность коммунальные сети от застройщика – собственника сетей. Судом сделана ссылка на недействующую норму. В действующей редакции указано, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения. Суд трансформирует право муниципального образования иметь в собственности имущество в обязанность. Обязанность по принятию в муниципальную собственность имущества может быть установлена только специальным федеральным законом. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон «О теплоснабжении» предусматривают только один случай обязательного приема сетей в муниципальную собственность – если они являются бесхозяйными. Довод о нарушении прав неопределенного круга лиц является надуманным, поскольку факты того, что коммунальные услуги не поставляются, не установлены. Объект сеть ливневой канализации, кадастровый номер 66:56:0402008:1777 является объектом благоустройства для отвода талых и дождевых вод с земельного участка с кадастровым номером 66:56:0402008:1787, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, следовательно, относится к общему имуществу собственников данного дома. Сети электроснабжения в п.п. 1-8 искового заявления относятся к элементам наружного освещения. В соответствии с Правилами благоустройства территории г. Нижний Тагил обслуживание элементов наружного освещения не территории ограниченного пользования обеспечивается собственниками таких территорий. Спорные сети водоотведения поставлены на кадастровый учет как выпуски инженерных сетей дома, которые относятся к общедомовому имуществу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика Администрации г. Нижний Тагил – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 о возложении на ООО «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 оставлено без изменения.

В судебном заседании представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не предоставили.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила провести судебное заседание при данной явке.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что ООО «Юпитер-НТ» являлся застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75.

Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО «Юпитер-НТ» при возведении указанных домов проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам, в том числе:

- сеть наружного освещения протяженностью 239 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1780, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть наружного освещения протяженностью 212 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1898, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть наружного освещения протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1961, ул. Тимирязева, д. 73;

- блочная трансформаторная подстанция 2 БКТП, площадью 26,2 кв. м с кадастровым номером 66:56:0402008:1774, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 120 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1778, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 59 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1900, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1960, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть теплоснабжения протяженностью 46 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1775, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть теплоснабжения протяженностью 38 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1901, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть теплоснабжения протяженностью 45 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1963, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть водоснабжения протяженностью 53 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1776, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть водоснабжения протяженностью 42 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1897, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть водоснабжения протяженностью 31 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1964, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть канализации протяженностью 74 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1779, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть канализации протяженностью 8 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1899, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть канализации протяженностью 82 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1962, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть ливневой канализации протяженностью 155 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1777, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 6 кВ, протяженность. 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784.

Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилые дома, введены в эксплуатацию и поставлены ООО «Юпитер-НТ» на кадастровый учет.

Право собственности ООО «Юпитер-НТ» зарегистрировано только на один объект - сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784; в отношении остальных объектов правоустанавливающие документы отсутствуют.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался статьями 8, 11, 12, 218, 219, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 37, 49, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 128-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьями 2, 3 Правил благоустройства территории г. Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.02018 № 77. Установив, что спорное имущество не относится к общедомовому имуществу многоквартирных домов, инженерные сети технически обособлены от многоквартирных домов, не являются внутридомовыми коммуникациями, используются для ресурсоснабжения нескольких многоквартирных домов, суд пришел к выводу, что застройщик ООО «Юпитер-НТ» обязан обратиться в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты, а впоследствии передать их органу местного самоуправления, который обязан их принять в муниципальную собственность для осуществления возложенных на него законом полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения.

Как отмечалось выше, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024, решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 в части возложения обязанности на ООО «Юпитер-НТ» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на объекты инженерных коммуникаций и иные объекты недвижимого имущества, оставлено без изменения.

Апелляционное определение в указанной части вступило в законную силу.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом в качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

При новом апелляционном рассмотрении подлежит разрешению вопрос в части возложения на ООО «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Действующее законодательство не содержит прямого указания на возможность нахождения объектов электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также запрета на их нахождение в собственности граждан или юридических лиц.

В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, созданную лицом с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2).

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).

В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3). С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).

Указанные нормы предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Положение пункта 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона, возлагающее на городские округа организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этих вопросов местного значения.

В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно статьи 15 названного Федерального закона в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения (часть 6). До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (часть 6.1).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

На основании пункта 4 статьи 28 указанного Федерального закона сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

По смыслу указанных правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.

При этом действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности органа местного самоуправления принимать на баланс и в собственность от юридических или физических лиц, созданные ими объекты электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения.

Как следует из материалов дела, спорные объекты не являются бесхозяйными, созданы, введены в эксплуатацию, постановлены на кадастровый учет застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75 - ООО «Юпитер-НТ». Сведений о том, что данная организация отказалась от права собственности в отношении спорных объектов в материалах дела не имеется, как и сведений об отказе застройщика от прав на созданные им объекты.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора не учел указанные обстоятельства, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части возложения на застройщика обязанности передать в казну муниципального образования, а на Администрацию обязанности принять спорное имущество в муниципальную собственность в установленные судом порядке и сроки, с вынесением по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (п.п. 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на Администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).

Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на Администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) - отказать.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 05.06.2024.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Н.В. Максимова

З.С. Фефелова

Дело № 33-8710/2024

66RS0009-01-2023-000044-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 04.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в
составе

председательствующего Ковелина Д.Е.,

судей Максимовой Н.В., Фефеловой З.С.,

при ведении протокола помощником судьи Адамовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Юпитер-НТ», Администрации г. Нижний Тагил о возложении обязанности по совершению действий, по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023,

заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., пояснения представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А.,

установила:

Прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Юпитер-НТ», Администрации г. Нижний Тагил о возложении обязанности по совершению действий:

обязать ООО «Юпитер-НТ» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу или ранее обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности ООО «Юпитер-НТ» на следующие объекты инженерных коммуникаций и иные объекты недвижимого имущества в г. Нижний Тагил:

- сеть наружного освещения протяженностью 239м с кадастровым номером 66:56:0402008:1780 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть наружного освещения протяженностью 212м с кадастровым номером 66:56:0402008:1898 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева,д. 75;

- сеть наружного освещения протяженностью 118м с кадастровым номером 66:56:0402008:1961 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- блочная трансформаторная подстанция 2 БКТП, площадью 26,2 кв.м. с кадастровым номером 66:56:0402008:1774 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 120м с кадастровым номером 66:56:0402008:1778 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 59м с кадастровым номером 66:56:0402008:1900 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 118м с кадастровым номером 66:56:0402008:1960 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть теплоснабжения протяженностью 46м с кадастровым номером 66:56:0402008:1775 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть теплоснабжения протяженностью 38м с кадастровым номером 66:56:0402008:1901 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть теплоснабжения протяженностью 45м с кадастровым номером 66:56:0402008:1963 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть водоснабжения протяженностью 53м с кадастровым номером 66:56:0402008:1776 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть водоснабжения протяженностью 42м с кадастровым номером 66:56:0402008:1897 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть водоснабжения протяженностью 31м с кадастровым номером 66:56:0402008:1964 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть канализации протяженностью 74м с кадастровым номером 66:56:0402008:1779 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

- сеть канализации протяженностью 8м с кадастровым номером 66:56:0402008:1899 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть канализации протяженностью 82м с кадастровым номером 66:56:0402008:1962 по адресу г. Нижний Тагил, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть ливневой канализации протяженностью 155м с кадастровым номером 66:56:0402008:1777 по адресу г. Нижний Тагил, пр.Вагоностроителей, д. 39;

возложить на ООО «Юпитер-НТ» обязанность передать вышеуказанное имущество (17 объектов), а также сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784 в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты; возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность принять вышеуказанное имущество (18 объектов) в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению К.А.Ю. о нарушении жилищных прав в результате отсутствия наружного освещения вблизи дома 39 по пр. Вагоностроителей в городе Нижний Тагил. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Юпитер-НТ» являлся застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75. Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО «Юпитер-НТ» при возведении указанных домов были проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам. Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилой дом. В состав проектной документации, прошедшей экспертизу и получившей положительное заключение на строительство жилого дома, входят проектные решения по устройству всех наружных сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе наружное освещение. Все сети инженерно-технического обеспечения, в том числе сети электроснабжения и наружного освещения выполнены в соответствии с требованиями проектной документации, все элементы уличного освещения смонтированы, введены в эксплуатацию и находятся в работоспособном, исправном состоянии, наружное освещение подключено к трансформаторной подстанции.

Все указанные объекты поставлены ООО «Юпитер-НТ» на кадастровый учет. При этом, право собственности ООО «Юпитер-НТ» зарегистрировано только на один объект, сеть электроснабжения 6 кВ, протяженность. 245м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784, в отношении остальных документов правоустанавливающие документы отсутствуют.

Указанные объекты (инженерные коммуникации) не могут относиться к общедомовому имуществу, поскольку граница эксплуатационной ответственности управляющей организации в отношении общедомовых сетей ограничена границами стен многоквартирного дома или местом соединения отвода (ведущего в сторону дома) и магистральной сетью инженерных коммуникаций. На проложенные застройщиком участки инженерных коммуникаций, не являющиеся общедомовым имуществом, после завершения строительства дома застройщиком должны быть оформлены кадастровые паспорта и технические планы, а также правоустанавливающие документы. После этого указанные объекты инженерных коммуникаций застройщиком могут быть переданы в муниципальную собственность. В случае передачи объектов в муниципальную собственность, у Администрации г. Нижний Тагил возникает обязанность по передаче объектов организациям, осуществляющим обслуживание соответствующих сетей (на территории г. Нижний Тагил сети холодного водоснабжения и водоотведения передаются на обслуживание гарантирующему поставщику ООО «Водоканал-НТ», если сети теплоснабжения – НТ МУП «Горэнерго-НТ», сети электроснабжения – филиал «Тагилэнергосети» АО «Облкоммунэнерго»).

Вышеуказанные объекты в собственность жителей МКД или в муниципальную собственность застройщиком не передавались, указанное имущество в собственность жителей дома или в муниципальную собственность не принималось. Соответственно, проложенные ООО «Юпитер-НТ» к домам коммунальные сети и иные объекты не находятся на обслуживании у специализированных организаций. В связи с наличием информации о конкретном застройщике, занимавшимся прокладкой инженерных коммуникаций и других объектов, данное имущество не может являться бесхозяйным. Право собственности ООО «Юпитер-НТ» на вышеуказанные объекты (за исключением здания ЦТП) не зарегистрировано.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 исковые требования удовлетворены.

Ответчиком Администраций г. Нижний Тагил подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Оспаривая законность и обоснованность решения, ответчик указывает, что в решении суда не содержится выводов о прямой, предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления, принять в свою собственность коммунальные сети от застройщика – собственника сетей. Судом сделана ссылка на недействующую норму. В действующей редакции указано, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения. Суд трансформирует право муниципального образования иметь в собственности имущество в обязанность. Обязанность по принятию в муниципальную собственность имущества может быть установлена только специальным федеральным законом. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон «О теплоснабжении» предусматривают только один случай обязательного приема сетей в муниципальную собственность – если они являются бесхозяйными. Довод о нарушении прав неопределенного круга лиц является надуманным, поскольку факты того, что коммунальные услуги не поставляются, не установлены. Объект сеть ливневой канализации, кадастровый номер 66:56:0402008:1777 является объектом благоустройства для отвода талых и дождевых вод с земельного участка с кадастровым номером 66:56:0402008:1787, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, следовательно, относится к общему имуществу собственников данного дома. Сети электроснабжения в п.п. 1-8 искового заявления относятся к элементам наружного освещения. В соответствии с Правилами благоустройства территории г. Нижний Тагил обслуживание элементов наружного освещения не территории ограниченного пользования обеспечивается собственниками таких территорий. Спорные сети водоотведения поставлены на кадастровый учет как выпуски инженерных сетей дома, которые относятся к общедомовому имуществу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика Администрации г. Нижний Тагил – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 о возложении на ООО «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 оставлено без изменения.

В судебном заседании представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не предоставили.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила провести судебное заседание при данной явке.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что ООО «Юпитер-НТ» являлся застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75.

Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО «Юпитер-НТ» при возведении указанных домов проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам, в том числе:

- сеть наружного освещения протяженностью 239 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1780, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть наружного освещения протяженностью 212 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1898, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть наружного освещения протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1961, ул. Тимирязева, д. 73;

- блочная трансформаторная подстанция 2 БКТП, площадью 26,2 кв. м с кадастровым номером 66:56:0402008:1774, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 120 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1778, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 59 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1900, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1960, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть теплоснабжения протяженностью 46 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1775, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть теплоснабжения протяженностью 38 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1901, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть теплоснабжения протяженностью 45 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1963, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть водоснабжения протяженностью 53 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1776, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть водоснабжения протяженностью 42 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1897, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть водоснабжения протяженностью 31 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1964, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть канализации протяженностью 74 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1779, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть канализации протяженностью 8 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1899, ул. Тимирязева, д. 75;

- сеть канализации протяженностью 82 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1962, ул. Тимирязева, д. 73;

- сеть ливневой канализации протяженностью 155 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1777, пр. Вагоностроителей, д. 39;

- сеть электроснабжения 6 кВ, протяженность. 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784.

Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилые дома, введены в эксплуатацию и поставлены ООО «Юпитер-НТ» на кадастровый учет.

Право собственности ООО «Юпитер-НТ» зарегистрировано только на один объект - сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784; в отношении остальных объектов правоустанавливающие документы отсутствуют.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался статьями 8, 11, 12, 218, 219, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 37, 49, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 128-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьями 2, 3 Правил благоустройства территории г. Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.02018 № 77. Установив, что спорное имущество не относится к общедомовому имуществу многоквартирных домов, инженерные сети технически обособлены от многоквартирных домов, не являются внутридомовыми коммуникациями, используются для ресурсоснабжения нескольких многоквартирных домов, суд пришел к выводу, что застройщик ООО «Юпитер-НТ» обязан обратиться в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты, а впоследствии передать их органу местного самоуправления, который обязан их принять в муниципальную собственность для осуществления возложенных на него законом полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения.

Как отмечалось выше, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024, решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 в части возложения обязанности на ООО «Юпитер-НТ» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на объекты инженерных коммуникаций и иные объекты недвижимого имущества, оставлено без изменения.

Апелляционное определение в указанной части вступило в законную силу.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом в качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

При новом апелляционном рассмотрении подлежит разрешению вопрос в части возложения на ООО «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Действующее законодательство не содержит прямого указания на возможность нахождения объектов электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также запрета на их нахождение в собственности граждан или юридических лиц.

В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, созданную лицом с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2).

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).

В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3). С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).

Указанные нормы предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Положение пункта 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона, возлагающее на городские округа организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этих вопросов местного значения.

В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно статьи 15 названного Федерального закона в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения (часть 6). До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (часть 6.1).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

На основании пункта 4 статьи 28 указанного Федерального закона сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

По смыслу указанных правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.

При этом действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности органа местного самоуправления принимать на баланс и в собственность от юридических или физических лиц, созданные ими объекты электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения.

Как следует из материалов дела, спорные объекты не являются бесхозяйными, созданы, введены в эксплуатацию, постановлены на кадастровый учет застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75 - ООО «Юпитер-НТ». Сведений о том, что данная организация отказалась от права собственности в отношении спорных объектов в материалах дела не имеется, как и сведений об отказе застройщика от прав на созданные им объекты.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора не учел указанные обстоятельства, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части возложения на застройщика обязанности передать в казну муниципального образования, а на Администрацию обязанности принять спорное имущество в муниципальную собственность в установленные судом порядке и сроки, с вынесением по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (п.п. 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на Администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).

Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Юпитер-НТ» обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на Администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) - отказать.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 05.06.2024.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Н.В. Максимова

З.С. Фефелова

33-8710/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дзержинского района гор. Нижний Тагил
Ответчики
ООО Юпитер-НТ
Администрация города Нижний Тагил
Другие
АО Облкоммунэнерго
ООО Домоуправление
МКУ Управление городским хозяйством
ООО Водоканал-НТ
НТ МУП Горэнерго-НТ
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
23.04.2024Передача дела судье
04.06.2024Судебное заседание
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Передано в экспедицию
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее