Дело об административном правонарушении № 12-1/2022
УИД 48MS00285-01-2021-003251-03
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
24 января 2022 года город Липецк
Судья Левобережного районного суда города Липецка Коваль О.И., рассмотрев жалобу защитника Токаревой Наталии Вячеславовны – Гладкой Елены Владимировны на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Левобережного судебного района города Липецка - мирового судьи судебного участка № 2 Левобережного судебного района города Липецка Нестеровой Е.В. от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токаревой Наталии Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу<адрес> проживающей по адресу: <адрес> работающей начальником участка ООО «УК «АДС»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Левобережного судебного района города Липецка - мирового судьи судебного участка № 2 Левобережного судебного района города Липецка Нестеровой Е.В. от 08.11.2021 года Токарева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Токаревой Н.В. – Гладкая Е.В. подала на него жалобу, в которой просила постановление мирового судьи изменить, снизив размер назначенного штрафа ниже минимального размера, ссылаясь на то, что меры по устранению выявленных нарушений были приняты оперативно, Токарева Н.В. получает заработную плату в размере 13000 рублей, имеет кредитные обязательства, оплачивает образование сыну, в связи с чем у нее отсутствует возможность единовременно оплатить штраф, назначенный судом. Кроме того, Токарева Н.В. не была извещена о рассмотрении дела судом по месту своего фактического жительства по адресу: <адрес> несмотря на то, что указанный адрес был ею сообщен должностному лицу, составившему в отношении нее протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник Токаревой Н.В. – Гладкая Е.В. жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, и просила ее удовлетворить.
Токарева Н.В., представитель Государственной жилищной инспекции Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще, причины неявки не известны.
Выслушав объяснения защитника, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным, обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях, в частности, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 названного кодекса.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), ч.1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. «б», «г» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7).
Площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками (п. 4.1.4).
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.3).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (п.4.2.3.1).
Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток (п. 4.2.1.5).
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.
Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке (п. 4.2.3.4).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1).
Стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 - 50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме) (п. 4.2.1.7).
Окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест (п. 4.2.3.13).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;периодическую очистку светопрозрачных заполнений (п. 4.7.1).
Разрушенные защитные слои железобетонных несущих элементов крыш и выбоины с частичным оголением арматуры необходимо восстанавливать, а трещины - заделывать цементным раствором. Если повреждения привели к потере несущей способности конструктивных элементов, то их следует усилить или заменить (п. 4.6.1.4).
Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (п. 4.8.1).
Заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми (п. 4.8.4).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (п. 3.4.1).
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (п. 3.2.8).
Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке (п. 3.3.5).
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни (п. 3.4.3).
В случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи (п. 3.4.4).
Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах (п. 5.1.3).
Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (п. 5.2.22).
Для снижения теплопотерь следует изолировать стояки систем горячего водоснабжения эффективным теплоизоляционным материалом (п. 5.3.11).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (п. 5.8.3).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с указанным Минимальным перечнем, подлежат выполнению:
- работы по проверке соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам; устранению выявленных нарушений; проверке технического состояния видимых частей конструкций с выявлением признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов, коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами, поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами. При выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; определение и документальное фиксирование температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов (пункт 1);
- работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями (пункт 2);
- работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней (пункт 3);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов: выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит (пункт 4);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока (пункт 7);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях (пункт 8);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 9);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (пункт 11);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 13);
- общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации (пункт 18).
При рассмотрении дела мировым судьей было правильно установлено, что в результате внеплановой проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией в Липецкой области в период с 15.07.2021 года по 28.07.2021 года, было выявлено, что ООО «УК «АДС», имеющее лицензию от 14 апреля 2017 года № № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, при осуществлении такой деятельности допустило перечисленные ниже нарушения требований технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО «УК «АДС», по следующим адресам:
- <адрес>: частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя цоколя;
- <адрес> частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя цоколя, на отмостке дома наличие поросли, местами выявлено нарушение отмостки;
- <адрес>: нарушение технического состояния почтовых ящиков в подъезде №1 дома;
- <адрес>: капельная течь на трубопроводе системы водоснабжения в подвальном помещении 2-го подъезда, наличие мусора в подвальном помещении 2-го подъезда;
- <адрес> нарушение светопрозрачного заполнения в оконном блоке лестничной площадки 2-го этажа подъезда №3, на отмостке дома наличие поросли;
- <адрес>: нарушение светопрозрачного заполнения в оконном блоке лестничной площадки 2-го этажа подъезда №2, 3-го этажа подъезда № 1, нарушение технического состояния наружных межпанельных швов 3, 4-го этажа, 1-го подъезда дома;
- <адрес> на отмостке дома наличие поросли, местами выявлено нарушение отмостки, частичное разрушение штукарутного и окрасочного слоя цоколя;
- <адрес>: нарушение отделочного слоя стен в подъездах № 1,2 дома, нарушение технического состояния почтовых ящиков в подъезде № 1 дома;
- <адрес>: местами выявлено нарушение отмостки;
- <адрес>: наличие рекламных объявлений на фасаде дома;
- <адрес> частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя цоколя; люк выхода на крышу в подъезде № 2 не оборудован запирающим устройством;
- <адрес>: частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя цоколя, продухи в цоколе дома не оборудованы решетками;
- <адрес>: частичное разрушение штукатурного слоя боковых стенок крылец подъездов № 1,2,3,4 дома;
- <адрес>: на отмостке дома наличие поросли, местами выявлено нарушение отмостки, разрушение бетонного слоя козырька над подъездом № 3 дома;
- <адрес>: частичное разрушение ступеней входной группы подъезда № 3 дома, на отмостке дома наличие поросли, местами выявлено нарушение отмостки;
- <адрес>: частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя цоколя, отсутствует участок трубопровода системы наружного водоотвода дома;
- <адрес>: выявлено нарушение отмостки;
- <адрес> частичное разрушение ступеней входной группы подъезда № 3 дома, нарушение окрасочного слоя наружного газопровода дома;
- <адрес>: выявлены сухие следы залития на 4-м этаже 2-го подъезда;
- <адрес> частичное отсутствие тепловой изоляции на трубопроводах систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в подвальном помещении, наличие мусора в подвальном помещении.
Приведенные нарушения подтверждены следующими материалами дела: протоколом об административном правонарушении № № от 15.07.2021 года, актом проверки № № от 15.07.2021 года, проведенной Государственной жилищной инспекцией Липецкой области, с фотоматериалом к нему, выпиской из реестра многоквартирных домов, в отношении которых ООО «УК «АДС» осуществляется деятельность по управлению многоквартирными домами, предписаниями № № от 15.07.2021 года и № № от 28.07.2021 года, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УК «АДС» от 29.06.2021 года, приказом о приеме Токаревой Н.В. на должность начальника участка № № от 29.09.2017 года, должностной инструкцией начальника участка ООО «УК «АДС».
Таким образом, при рассмотрении дела мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях начальника участка ООО «УК «АДС» Токаревой Н.В, допустившей нарушения требований технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку ООО «УК «АДС» не исполнены обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, что является нарушением управляющей организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, именно лицензионных требований, поскольку обеспечение надлежащего содержания общего имущества в управляемом доме является содержанием лицензируемого вида деятельности управляющей организации в силу прямого указания закона и подзаконных актов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что мировым судьей при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также верно применены нормы права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, изложенным в постановлении о привлечении общества к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что назначенный Токаревой Н.В. размер административного штрафа подлежит снижению ниже минимального размера, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему мировым судьей была дана соответствующая оценка, с которой суд второй инстанции соглашается.
Санкция ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
В соответствии ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Мировой судья при назначении Токаревой Н.В. наказания, учел обстоятельства совершенного ею административного правонарушения, которое выразилось в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «АДС», что создает жильцам данных домов угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, в связи с чем правомерно не нашел оснований для назначения штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, указав, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в материалах дела не имеется, отсутствуют доказательства, свидетельствующие об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений, а наличие невысокого уровня заработной платы само по себе не является безусловным основанием для назначения штрафа в меньшем размере.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного Токаревой Н.В., и назначения наказания с учетом доводов, изложенных в жалобе, не усматривается. При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Довод жалобы о том, что Токарева Н.В. не была надлежащим образом уведомлена о рассмотрении судом протокола об административном правонарушении, составленном в отношении нее, по месту своего фактического жительства суд отклоняет, исходя из следующего.
Положениями статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенной выше нормы следует, что дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из материалов дела об административном правонарушении, следует, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, от 06.11.2021 года в отношении Токаревой Н.В. вынесено в ее отсутствие.
Из имеющейся в материалах дела копии паспорта Токаревой Н.В. следует, что она с 28.05.1998 года зарегистрирована по адресу: <адрес>
15.10.2021 года в указанный выше адрес Токаревой Н.В. была направлена судебная повестка с извещением о дате, времени и месте рассмотрения в отношении Токаревой Н.В. дела об административном правонарушении, конверт с судебной повесткой возвращен в адрес суда 25.10.2021 года с отметкой «адресат по указанному адресу отсутствует».
На основании пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
В пункте 35 указанных Правил предусмотрено, что почтовое отправление возвращается по обратному адресу: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его законного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.
Согласно абзацу второму пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Статья 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.
Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
Поскольку регистрация гражданина по месту жительства (месту пребывания) является административным актом, удостоверяющим факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства (места пребывания), поэтому местом жительства гражданина следует считать место его регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в пунктах 1, 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Таким образом, отсутствие контроля за поступающей по месту регистрации почтовой корреспонденцией является риском заявителя, зависит исключительно от его заботливости и осмотрительности.
Из протокола об административном правонарушении, составленном в отношении Токаревой Н.В., усматривается, что должностным лицом, составившим протокол, адресом жительства Токаревой Н.В. указан: <адрес> иного адреса проживания Токаревой Н.В. в протоколе не содержится, и доказательств того, что Токарева Н.В. сообщала при составлении протокола иной адрес, материалы дела не содержат.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу о том, что 08.11.2021 года суд располагал сведениями об извещении Токаревой Н.В. по месту ее жительства, каковым является место ее регистрации, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Мировой судья установив, что направленная по адресу регистрации Токаревой Н.В. почтовая корреспонденция возвращена с отметкой «адресат по указанному адресу отсутствует», обоснованно не усомнился в ее надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, доводы жалобы правовых оснований к отмене или изменению постановления суда не содержат и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Левобережного судебного района города Липецка - мирового судьи судебного участка № 2 Левобережного судебного района города Липецка Нестеровой Е.В. от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токаревой Наталии Вячеславовны оставить без изменения, а жалобу ее защитника Гладкой Е.В. без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья О.И. Коваль