Решение по делу № 2-471/2018 (2-8373/2017;) от 28.11.2017

...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2018 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

В составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Набиевой А.Е.,

с участием истца Нестеровой Е.Н.

представителя истца Зверева С.А.

представителей ответчика Чередник В.Р., Сексяева А.С., Кузьменко С.С.,

представителей третьих лиц Чикризова А.А., Поповой А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеровой Е. Н. к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» (ФГБУ «Оренбургмелиоводхоз») о возмещении материального ущерба, причиненного нарушениями работы гидроузла,

У С Т А Н О В И Л:

Нестерова Е.Н. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Оренбургмелиоводхоз» о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба, причиненного паводком, в связи с нарушениями работы Черновского гидроузла, который находится в оперативном управлении ответчика. Размер ущерба, причиненного ее жилому дому, расположенному по адресу: ... составил ... дому, расположенному по адресу: ... составил ...

Просила взыскать с ответчика сумму ущерба в общем размере ... судебные расходы по оплате юридических услуг в размере ... расходы по оплате нотариальной доверенности в размере ...

В судебном заседании истец Нестерова Е.Н., представитель истца Зверев С.А., действующий на основании доверенности от 28.10.2017 г., исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержали, просили удовлетворить в полном объеме, пояснили, что в период паводка река Черная была пустая, но работники гидроузла открыли шлюзы только, когда водохранилище переполнилось, в результате излишнего сброса произошло затопление.

Представители ответчика Чередник В.Р., действующая на основании доверенности от 10.01.2018 г., Сексяев А.С., действующий на основании доверенности от 10.01.2018 г., Кузьменко С.С., действующий на основании доверенности от 10.01.2018 г., иск не признали, просили в иске отказать, поскольку аварий в работе гидроузла, являющегося потенциально опасным объектом не зафиксировано, действовали в соответствии с утвержденными Мероприятиями по обеспечению безаварийного пропуска весеннего паводка, Мероприятия разработаны на основе информации, предоставленной Нижне-Волжским БВУ, причиной затопления явилось резкое таяние снега в результате потепления.

Представитель третьего лица Администрации г. Оренбурга Чикризов А.А. поддержал заявленные исковые требования, пояснил, что задержка снега и плохой визуальный контроль со стороны ответчика повлекли за собой затопление. О том, что происходит неуправляемая ситуация было установлено 10 апреля 2017 г. Администрацией города Оренбурга предпринимались меры для минимизации человеческих жертв и повреждения надворных построек, домов, была обеспечена охрана домов, после отступления воды был произведен осмотр фактически нанесенного ущерба. Были выделены средства, как с местного, так и с областного бюджета по оказанию помощи населению. Работа данного гидроузла представляет для жителей Краснохолма опасность.

Представитель третьего лица Оренбургский Гидрометцентр Попова А.Ф., действующая на основании доверенности от 30.01.2018 г., поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что прогноз погоды предоставлялся всем заинтересованным лицам, все необходимые службы были извещены. По их прогнозам, весна ожидалась с резким потеплением, обильным снеготаянием, половодьем, снегозапасы превысили норму. Все быстро среагировали, с ФГУБ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» запросов не поступало, договор о предоставлении информации о прогнозе не заключался, данные непосредственно в управление «Оренбургмелиоводхоз» не предоставлялись. По данным наблюдений, река Черная до момента паводка имела низкий уровень воды.

Представитель третьего лица Отдела водных ресурсов по Оренбургской области Нижнее-Волжского БВУ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

На основании пункта 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие ЧС, произошедшей как в результате аварии, по причинам техногенного характера, так и в результате природных явлений, однако не определены формы и размеры возмещения.

Согласно ст. 3 ФЗ от 21.07.21997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Безопасность гидротехнических сооружений – свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно ст. 13 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» под федеральным государственным надзором в области безопасности гидротехнических сооружений понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязательных требований посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со ст. 16, 17, 18 настоящего ФЗ ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу, либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Как следует из материалов дела, Нестеровой Е.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ... (Свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2016 г.), жилой дом, по адресу ... (Свидетельство о государственной регистрации права от 26.04.2011 г.).

Черновское водохранилище расположено на реке Черная в 8 км. выше села Краснохолм в Илекском районе Оренбургской области, створ плотины находится в 70 км. от устья реки Черная, общая площадь водохранилища 5408 га.

Гидротехнические сооружения Черновского водохранилища на реке Черная запущены в постоянную эксплуатацию в 1986 году, и находятся в федеральной собственности, закрепленной на праве оперативного управления ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» и предназначено для орошения сельскохозяйственных земель и регулирования весеннего стока.

Согласно Правилам эксплуатации гидротехнических сооружений Черновского водохранилища, утвержденных и согласованным с Западно-Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 244.02.2016 г. и действующих по 01.03.2021 г., (ст. 40 п. 5.2 Правил), режим работы обеспечивает:

-безопасность гидротехнических сооружений гидроузла;

-безопасность населения речной долины на нижележащем участке;

-удовлетворение требований водопотребителей, учтенных в водохозяйственном балансе водохранилища.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период весеннего паводка с 08.04.2017 года по 11.04.2017 года, признанного чрезвычайной ситуацией произошло затопление домов, принадлежащих Нестеровой Е.Н. во время весеннего паводка в результате нарушения работы Черновского гидроузла.

Из акта комиссии по установлению причин возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением жилых домом следует, что основной причиной подтопления жилого массива является пропуск паводковых вод в связи с резким увеличением притока паводковых вод свыше прогнозируемого в период с 08.04.2017 г. по 11.04.2017 г. Одним из факторов, способствовавших затоплению явилась резкое повышение дневной температуры и как следствие – интенсивное таяние снега на водосборной площади с последующем наполнением водохранилища сверх критических отметок, в результате чего в период с 08.04.2017 г. был увеличен сброс воды в реку Черная сверх установленных нормативов.

Данные обстоятельства подтверждаются также ответом на обращение граждан, данным ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области от 26.12.2017 г. N из которого следует, что при выяснении причин возникновения данной чрезвычайной ситуации в с. Краснохолм в связи с обильным снеготаянием, высоким уровнем воды в реке Черная и затоплением территории села Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга, установлено, что обстоятельством способствовавшим развитию чрезвычайной ситуации явилось повышение температуры воздуха, активное таяние снега и увеличение сброса воды из Черновского водохранилища, в результате чего произошло подтопление с. Краснохолм г.Оренбурга.

Актами осмотров от 2.08.2017 г., составленных ООО «Оренбургский Центр Независимой оценки и Экспертизы» подтверждается повреждение жилых домов, принадлежащих Нестеровой Е.Н. в результате паводка.

Факт наличия повреждений в результате весеннего паводка ответчиком не оспаривался.

По результатам оценки степени повреждения и стоимости ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений, образовавшихся в результате паводка, прошедшего 08.04.2017 г., согласно Заключению экспертов N от 24.08.2017 г., составленному ООО «Оренбургский центр независимой оценки и экспертизы», стоимость восстановительного ремонта без учета износа, принадлежащего истице жилого дома и погреба, расположенных по адресу: ... составляет 42653,80 руб.

Согласно Заключению эксперта N от 29.08.2017 г., составленному ООО «Оренбургский центр независимой оценки и экспертизы», стоимость восстановительного ремонта без учета износа, принадлежащего истице жилого дома литер ... составляет ...

Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают не только из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, но и по другим основаниям, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Из пункта 1 статьи 1079 ГК РФ следует, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

По смыслу указанных норм общим основанием ответственности за причинение вреда является: наличие факта причинения истцу вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между противоправным действием и вредом, а также наличие вины нарушителя.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В соответствии со статьей 68 ГПК РФ объяснения сторон подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств отсутствия вины в причинении ущерба, а также наличия обстоятельств, влекущих освобождение ответчика от обязанности по возмещению вреда в результате залития, в то время как судом с достоверностью установлено, что затопление вызвано неправильной работой гидроузла, а не неконтролируемыми явлениями природного характера, в результате аномального потепления, обильного снеготаяния и аномального превышения уровня в реке Черная.

С доводами представителей ответчика об отсутствии вины ответчика в причинении ущерба истцу суд не соглашается.

Так, в подтверждение возражений на иск ответчиком представлены следующие доказательства.

Как следует из Распоряжения органа государственного контроля (надзора) Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) N от 20.04.2017 г. в отношении ФГБУ «Оренбургмелиоводхоз» постановлено провести внеплановую проверку в период с 27.04.2017 г. по 05.05.2017 г.

Из Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» N от 27.04.2017 г. в ходе проведения проверки ГТС Черновского водохранилища на реке Черная в 8 км южнее с. Краснохолм Илекского района гидротехнические сооружения Черновского водохранилища во время прохождения паводка работали в штатном режиме, аварийных ситуаций не было. Паводок на момент проверки прошел. Снег полностью растаял, установилась положительная температура. Гидротехнические сооружения находятся в удовлетворительном, работоспособном состоянии. Дефектов, влияющих на безопасную эксплуатацию ГТС, не обнаружено.

Вместе с тем имеющееся в материалах дела представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой Прокуратуры Оренбургской области о проведении проверки соблюдения требований законодательства в деятельности ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз», по результатам которой установлено, что ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» осуществляет деятельность по эксплуатации ГТС на Черновском, Домашкинском, Елшанском, Боровском, Крутинковском водохранилищах. 24.02.2016 г. (Черновское) и 24.06.2016 г. (Домашкинское, Елшанское, Боровское, Крутиновское водохранилища) Западно –Уральским Управлением Ростехнадзора были согласованы «Правила эксплуатации гидротехнических сооружений».

Решением Прокурора г. Оренбурга Жугина А.В. установлен срок для проведения проверки с 26.04.2017 г. по 23.05.2017 г.

По результатам проведенной в мае 2016 г. Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора проверки были выявлены нарушения ст. 9 ФЗ № 177-Фз в деятельности Учреждения при эксплуатации Черновского водохранилища. Срок исполнения выданного по данному факту предписания не истек (01.10.2017 г.), однако реальные мероприятия по устранению нарушений на протяжении одного года, прошедшего с момента их выявления, отсутствуют.

Как следует из ответа прокуратуры г.Оренбурга от 16.05.2017 г. N, по результатам проведенной в мае 2016 г. Западно-уральским управлением Ростехнадзора проверки выявлены нарушения Федерального законодательства № 177-ФЗ в деятельности ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» в эксплуатации Черновского водохранилища, срок выданного по данному факту предписания не истек, однако, реальные мероприятия по устранению нарушений на протяжении одного года, прошедшего с момента их выявления, не проведены. Между тем, даже незначительные или мелкие и не вызывающие серьезные расстройства в работе нарушения подлежат немедленному устранению во избежание их суммирования и разрастания.

Также из ответа следует, что в связи с резким увеличением протока паводковых вод 08.04.2017 г. в Черновском гидроузле начался пропуск паводковых вод. До этого времени приток являлся минимальным. Всего в период паводка приток паводковых вод составил 67 млн м. куб., половина из которых пришло с 8 по 11 апреля 2017 года, то есть свыше прогнозируемого. Одним из факторов произошедшего затопления явилась резкая смена температуры, а именно среднесуточная температура атмосферного воздуха 05.04.2017 г. составляла – 10 градусов С, 06.04.2017 г. составляла – 6 градусов С, 07.04.2017 г. составила +1 градус С.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя Оренбургского Гидрометцентра, резкое потепление, повышение температуры было ими спрогнозировано заранее, но данные прогнозы ФГБУ «Управление Оренбургмелиоводхоз» не запрашивало, также не запрашивались данные о снегозапасах, которые в 2017 году превышали средние показатели за период наблюдений, при этом аномальных погодных явлений не наблюдалось, с 1993 года чрезвычайных ситуаций не было.

Из пояснений представителя ответчика следует, что прогнозы элементов водного и ледового режима в период весеннего половодья 2017 года в бассейне р. Урал им были предоставлены ФГБУ «Приволжское УГМС», при этом они основывались при разработке мероприятий на уровни слоев стока весеннего половодья, умножая слои стока на водосборную площадь, ожидаемые температуры и интенсивность таяния снега не учитывали.

Согласно прогнозов, предоставленных ФГБУ «Приволжское УГМС», максимальные уровни весеннего половодья на реках бассейна Урала можно ожидать в пределах и выше нормы на 20-220 см., в том числе районе населенного пункта Урал-Оренбург выше среднего, но ниже высшего уровня многолетних многолетних наблюдений.

Южноуральским филиалом ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» 03.03.2017 г. утверждены мероприятия по обеспечению безаварийного пропуска весеннего паводка 2017 г. на головном гидроузле и оросительной сети Черновской ОС.

При этом доказательств надлежащего выполнения п. 6 Мероприятий о проведении снегомерной съемки водосборной площади Черновского водохранилища и определении суммарного притока и сброса в срок до 12.03.2017 г., а также п. 12 о начале опорожнения водохранилища с целью создания резервной емкости для приема паводковых вод, при условии необходимости в суд не представлено.

Согласно утвержденного руководителем Нижне-Волжского бассейного водного управления режима работы Черновского водохранилища в период паводка 2017 г., начало приема паводка осуществлять на закрытые затворы с момента значительного увеличения расходов притока, сброс осуществлять согласно графика-прогноза наполнения и сработки водохранилища, в зависимости от складывающейся гидрологической обстановки. Объем сброса воды корректировать в зависимости от объема притока. Сбросные расходы не должны превышать 60 м. куб. в секунду, при наполнении до отметки 92, 50 м. объем водохранилища составит 52, 70 млн. куб. м., который подлежит аккумуляции для обеспечения полива с/культур.

Стороны не оспаривали, что сбросные расходы превысили 60 м3/сек.

В соответствии с утвержденным Режимом работы Черновского водохранилища, на начало пропуска паводка водохранилище подлежало опорожнению до отметки 88, 5 (ПДУ 92, 50 м.)

Из Информации проведения паводка на водохранилище следует, что в период до 18.03.2017 г. уровень отметки был выше отметки 88, 5, в том числе и на момент начала сброса из водохранилища составил 90, 95, при этом сброс из водохранилища был начат только 8.04.2017 г. и с 20.00 до 24.00 час. 8.04.2017 г. составил 66, 4 м3/сек, что также превысил сбросные расходы, установленные режимом работы Черновского гидроузла, что подтверждается документально, при этом уровень воды в водохранилище составил 91, 50 м. Указанное подтверждается Справкой о пропуске весеннего половодья 2017 через водохранилище и сооружения гидроузла на р. Черная, направленной Главе с. Краснолхолм. Также сбросные расходы были значительно увеличены 10.04.2017 г. и 11.04.2017 г. до 97 и до 123 м3/сек.

Журнал наблюдений за пропуском весеннего половодья 2017 г. за период с 10.03.2017 г. по 24.04.2017 г. также подтверждает резкий сброс воды в реку Черная из водохранилища через Черновский Гидроузел, согласно записям в котором отметка уровня воды за весь период паводка была выше 88, 5, установленной Режимом работы гидроузла, а сброс воды из Черновского водохранилища был начат 8.04.2017 г. и уже на 20 час. составлял 127, 8 м3/сек. и был резко увеличен, в течении четырех дней значительно превышал установленную норму, в результате чего река Черная вышла из берегов, произошло затопление паводковыми водами части села Краснохолм, в том числе и жилых домов истца.

Книжкой записи гидрологических наблюдений за период март-апрель 2017 г. на посту р. Черная с. Краснохолм следует, что уровень воды в реке Черная на момент начала паводка был минимальный 68-86 см над нулевой отметкой, значительное превышение зафиксировано в 20 час. 8.04.2017 г. до 142 см. и далее по дням отметка поднималась на максимальную величину 466 см – 11.04.2017 г., что совпадает со временем проведения мероприятий по увеличению объемов пропуска паводковых вод с гидроузла.

Из Решения заседания противопаводковой комиссии с. Краснохолм от 10.04.2017 г. следует, что предметом заседания явилась ситуация на территории села по паводку по состоянию на 15.30 часов на 10.04.2017 г., согласно выступлению Малофеева В.Н. сброс составил 64 м3/сек, по ... происходит выход воды на рельеф за счет переполнения русла реки в связи с притоком воды из оврагов, расположенных ниже Черновского гидроузла.

Вместе с тем, данное заседание противопаводковой комиссии нельзя рассматривать в качестве доказательства поступления воды в русло реки из притоков и оврагов, расположенных ниже Черновского гидроузла, поскольку данная ситуация сложилась и отражена по состоянию на 15 час. 30 мин. 10.04.2017 г., тогда как сбросы с превышением за весь период паводка с 8 по 11 апреля 2017 года доказаны другими письменными доказательствами, представленными ответчиком: Справками Главе с. Краснохолм, Информацией проведения паводка, Журналом наблюдений и были зафиксированы 8.04.2017 г., а также в период с 19.00 час. 9.04.2017 г. по 17.00 час. 10.04.2017 г. составили 82-84 м3/сек., согласно Справки, предоставленной Главе с. Краснохолм Величко П.В., то есть данные, озвученные в выступлении Малофеевым В.Н. и официально предоставленные Главе с. Краснохолм на заданную дату различаются.

Доказательств наличия притоков и оврагов, расположенных ниже Гидроузла по течению реки Черная, влияющих на паводковую ситуацию, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, в то время как истец пояснила, что три оврага находятся выше плотины, снег с данных оврагов сходит поэтапно с каждого, каких либо оврагов ниже плотины, не имеется.

Таким образом, к выводам противопаводковой комиссии с. Краснохолм в части установления причин переполнения русла реки суд относится критически, поскольку данные выводы опровергаются совокупностью доказательств, представленных суду.

Согласно Правил эксплуатации гидротехнических сооружений Черновского водохранилища, утвержденных руководителем Западно – Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кондаловым А.Н. 24.02.2016 г., срок действия эксплуатации до 01.03.2021 г., порядок пропуска половодья устанавливается службой эксплуатации водохранилища на основе данных по прогнозу весеннего половодья, включающих в себя ожидаемые объемы стока, интенсивность половодья, максимально ожидаемые расходы притока, календарные сроки. Эти данные заблаговременно запрашиваются в Оренбургском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и проводится снегомерная съемка.

Кроме того, Согласно Правил эксплуатации гидротехнических сооружений Черновского водохранилища, (раздел 5.3 стр. 41), при экстремальных условиях прохождения паводка все затворы должны быть открыты полностью с начала половодья до достижения максимума расходов и только на спаде притока можно приступить к маневрированию затворами. При значительном (50—100 м3/с) притоке воды и на основе анализа регулирующей емкости водохранилища в работу включаются оба затвора. При этом следует иметь ввиду, что при расходах сброса более 80-100м3/с происходит затопление части села Краснохолм. Донный водоспуск бетонной плотины с началом поступления воды в водохранилище должен быть открыт полностью. По мере прохождения паводка и наполнения водохранилища до расчетных уровней задвижка донного водоспуска прикрывается и регулируется в дальнейшем, на подачу санитарного расхода 60л/сек.

Согласно раздела 5.5 Правил эксплуатации (стр. 42-44), порядок пропуска половодья устанавливается службой эксплуатации водохранилища на основе данных по прогнозу весеннего половодья, включающих в себя ожидаемые объемы стока, интенсивность половодья, максимально ожидаемые расходы притока, календарные сроки. Эти данные заблаговременно ежегодно запрашиваются в Оренбургском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и проводится снегомерная съемка. Анализ пропуска высоких- половодий за годы эксплуатации показал, что при пропуске таких половодий необходимо соблюдать следующий порядок приема и пропуска паводка: водохранилище должно быть опорожнено до отметки порога водослива 88, 50 м – с целью создания резервной аккумулирующей емкости. Перед паводком, в зависимости от прогнозируемой приточности, затворы или оставить открытыми – при высоком половодье, или закрыть при низком половодье. Переход водохранилища на режим работы, не предусмотренный Правилами эксплуатации или запрещенный в условиях нормальной эксплуатации, допускается в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, угрожающих безопасности населения, сохранности основных гидротехнических сооружений и требующих принятия экстренных и неотложных мер.

Вместе с тем, требования разделов 5.3, 5.5 Правил эксплуатации не были выполнены, а именно, не было опорожнено водохранилище до отметки порога водослива 88, 50 м, прием поводка производился на закрытые затворы несмотря на показания значений выше средних многолетних характеристик слоев стока, максимального весеннего расхода и ожидаемых наивысших уровней весеннего половодья. При этом доказательств проведения снегомерной съемки, учета ее данных в целях разработки и корректировки мероприятий по пропуску паводка, а также учета данных о температурном режиме и интенсивности снеготаяния в материалы дела ответчиком не представлено, что позволяет суду прийти к выводу, что в отсутствие аварийной ситуации к возникновению чрезвычайной ситуации привел «человеческий фактор», а следовательно, вина ФГБУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» в возникновении залития имущества истца в результате паводка доказана и именно между действиями ответчика в условиях весеннего паводка и причиненным вредом имеется причинно-следственная связь.

Доказательств, что уровень научно технических знаний о методах точного прогнозирования развития весеннего снеготаяния, а также разаботки мероприятий по безаварийному проведению паводка не позволил разработать мероприятия по прохождению паводка без причинения ущерба истцу, ответчиком не представлено.

В своих возражениях представитель ответчика обращает внимание на паводок в селе Краснохолм Оренбургского района Оренбургской области с период с 08.04.2017 г. по 11.04.2017 г. произошел в отсутствии аварийной ситуации на гидротехнических сооружениях Черновского водохранилища.

Согласно акту проверки N от 28.04.2017 г. западно-Уральского управления Ростехнадзора установлено, что гидротехнические сооружения Черновского водохранилища во время прохождения паводка работали в штатном режиме, аварийный ситуаций не было, гиротехнические сооружения находятся в удовлетворительном, работоспособном состоянии, дефектов, влияющих на безопасную эксплуатацию ГТС не обнаружено.

Однако, отсутствие аварийной ситуации не исключает ответственности за неправильную организацию работы гидроузла во время пропуска весеннего паводка.

В силу ст. 1 ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» N 68-ФЗ чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При этом, каких либо опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий,, аномальных повышений температур, судом не было установлено. Весеннее половодье и таяние снега относится к обычным проявлениям природы Оренбургского края, при этом экстримального снеготаяния, повышения дневных температур, обильных снегопадов и ливней и иных подобных явлений не наблюдалось, показатели снеготаяния и повышения уровня рек были заранее прогнозируемы и немногим превысили средние характеристики многолетних наблюдений.

Кроме того, судом учитывается, что после 1993 года пропуск весеннего паводка проходил в штатном режиме, без возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения значительного ущерба, что объяснимо нормальной работой гидроузла за этот период.

Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что на основании п. 8 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» ответственность по возмещению возлагается на муниципальное образования.

Ответчиком не оспаривалось, что русло реки было своевременно прочищено ими ото льда, а муниципальными органами управления от упавших деревьев и подготовлено к приему паводковых вод.

При этом пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит ограничений на полное возмещение причиненного гражданам ущерба. Поэтому граждане, пострадавшие в результате ЧС, в том числе не зарегистрированные и не проживающие постоянно в принадлежащем им на праве собственности или на ином законном основании жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, имеют право на полное возмещение, причиненного им ущерба сверх пределов, установленных указанным нормативно-правовыми актами, по общим основаниям для возмещения вреда. Иное толкование приведенных норм права ведет к ущемлению права граждан на защиту права частной собственности, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации.

Администрация г.Оренбурга не является причинителем вреда и не может нести ответственность по возмещению вреда в данном случае.

Действующее законодательство не предусматривает полного возмещения гражданам вреда, причиненного в результате стихийных бедствий. Гражданско-правовая ответственность может наступать лишь при наличии вины.

Реализация проекта по очистке русла реки Черная не состоит в прямой причинной связи с причинением ущерба, в то время как суду представлены доказательства наличия прямой причинной связи между причиненным ущерба и действиями ответчика по неправильной организации работы гидроузла.

Так, изначально разработанные в 1994 году Правила эксплуатации Черновского водохранилища на реке Черная, учитывали пропускные возможности русла реки, установив, что пропускная способность русла реки без выхода воды на пойму составляет 52 м3/сек, что подлежит учету в работе гидроузла.

Статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Оренбургской области № 565-п от 27.07.2017 г. Министерством Финансов Оренбургской области выделено Министерству социального развития Оренбургской области 819336 руб. из резервного фонда Правительства Оренбургской области для оказания дополнительной материальной помощи гражданам, проживающим в с. Краснохолм МО городской округ г. Оренбург Оренбургской области, на ремонт жилых помещений и (или) приобретение (ремонт) водяных насосов для водоснабжения жилых помещений, пострадавших в результате весеннего паводка 2017 г. Истице Нестеровой Е.Н. выделено 3620 руб., что не оспаривалось сторонами.

В соответствии с постановлением администрации г.Оренбурга от 12.05.2017 г. № 1583-п «О выделении средств резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории г.Оренбурга, от 16.06.2017 г. № 2407-п «О выделении средств из резервного фонда» Нестеровой Е.Н. была выделена единовременная материальная помощь 5000 руб. за счет средств городского бюджета.

В то же время денежные средства на устранение последствий стихии по ущербу, причиненному домостроениям, из областного и городского бюджетов не выделялись. Следовательно, компенсационные выплаты на восстановление поврежденных жилых домов истица не получала.

Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» формы и размеры возмещения ущерба не определены, а Постановлением Правительства РФ предусмотрено выделение бюджетных ассигнований только для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, ущерб, причиненный истице прошедшими в апреле 2017 г. паводком подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что взыскание должно производиться с ФГУБ «Управление «Оренбургмелиоводхоз».

По результатам оценки степени повреждения и стоимости ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений, образовавшихся в результате паводка, прошедшего 08.04.2017 г., согласно Заключению экспертов N от 24.08.2017 г., составленному ООО «Оренбургский центр независимой оценки и экспертизы», стоимость восстановительного ремонта без учета износа, принадлежащего истице жилого дома и погреба, расположенных по адресу: ... составляет ...

Согласно Заключению эксперта N от 29.08.2017 г., составленному ООО «Оренбургский центр независимой оценки и экспертизы», стоимость восстановительного ремонта без учета износа, принадлежащего истице жилого дома ... расположенных по адресу: ... составляет ...

Суд не находит оснований не доверять заключениям экспертов, так, проводивший оценку повреждений специалист-оценщик в своем заключении указал именно те повреждения, которые возникли в результате затопления, и описаны в акте осмотра. В расчете затрат на восстановление поврежденных домостроений были учтены применяемые стандарты оценки, имеются этапы, подходы и последовательность проведения оценки. В отчете использованы затратные и сравнительные подходы в определении рыночной стоимости затрат на восстановление жилых домов. Оценка объекта недвижимости была произведена на основании осмотра на месте и предоставленной технической документации. Специалист-оценщик является лицом, обладающим познаниями в области оценки имущества, и не доверять отчету эксперта у суда нет никаких оснований.

Ответчиком, в свою очередь, не представлено каких-либо доказательств, опровергающих заключений ООО «Оренбургский Центр Независимой Оценки и Экспертизы ».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в качестве доказательства, подтверждающего стоимость восстановительного ремонта частных домов истицы, наряду с другими доказательствами по делу, следует учитывать Заключения экспертов. Суд признает указанное доказательство достоверным и принимает его за основу при вынесении решения суда по делу.

Согласно п. 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из приведенных норм вытекает, что реальный размер убытков, подлежащих возмещению, составляют расходы, которые истица должна понести (понесла) для восстановления нарушенного права, размер которых определяется без учета износа, имевшегося у принадлежащих истице домовладений на момент повреждения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истицей представлены суду объективные и достаточные доказательства повреждения принадлежащих ей домовладений в результате паводка в с. Краснохолм в апреле 2017 г., суд считает подлежащими удовлетворению требования истицы о взыскании с ответчика суммы ущерба, причиненного повреждением жилых домов в размере ...

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче искового заявления Нестеровой Е.Н. оплачено ... что подтверждается чеком-ордером от 27.11.2017 г., которая подлежит возмещению в пользу истца.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истица оплатила представителю за оказанные им юридические услуги ... о чем свидетельствует представленная суду копия приходного кассового ордера от 19.07.2017 г.

Из материалов дела усматривается, что представителем было составлено исковое заявление, представитель участвовал в судебных заседаниях. Таким образом, с учетом характера и объема оказанных истице юридических услуг, а также, учитывая, что дело по характеру спорных правоотношений представляет сложность в рассмотрении, суд полагает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере ... что соответствует требованиям разумности.

За составление нотариальной доверенности Нестеровой Е.Н. оплачено ...

В возмещение расходов на получение доверенности в сумме ... суд отказывает, поскольку подлинник доверенности в материалы дела не представлен, доверенность выдана с правом представления интересов во всех судебных, административных органах, управлениях государственной инспекции безопасности дорожного движения и в иных учреждениях, носит общий характер, что позволяет представлять интересы не только в рамках данного дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нестеровой Е. Н. к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» (ФГБУ «Оренбургмелиоводхоз») о возмещении материального ущерба, причиненного нарушениями работы гидроузла – удовлетворить.

Взыскать с Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» (ФГБУ «Оренбургмелиоводхоз») в пользу Нестеровой Е. Н. сумму ущерба в размере 197977,10 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 1200 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 5159,54 руб.

В удовлетворении требований Нестеровой Е. Н. о взыскании расходов по оплате доверенности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09 февраля 2018 года.

Судья: ... Перовских И.Н.

...

...

...

2-471/2018 (2-8373/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Нестерова Е.Н.
Ответчики
ФГБУ "Управление "Оренбургмелиоводхоз"
Другие
Администрация г. Оренбурга
Зверев С.А.
Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ
Оренбургский гидрометцентр
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
28.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2017Передача материалов судье
30.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2017Подготовка дела (собеседование)
14.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
31.01.2018Судебное заседание
09.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее