<Адрес обезличен> Дело <Номер обезличен> (<Номер обезличен>)
УИД <Номер обезличен>RS0<Номер обезличен>-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ФИО2
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации МОГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июня 2021 года, которым на администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Турышевой К.В. благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма, на состав семьи один человек, общей площадью не менее 13,5 кв.м.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Турышева К.В. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления в черте г. Сыктывкара, указав, что обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МОГО «Сыктывкар» не согласна с решением суда, считает решение необоснованным и подлежащим отмене.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Турышева К.В., <Дата обезличена> года рождения, родилась в г. ..., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать – ФИО решением ... городского суда Республики Коми по делу №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> лишена родительских прав в отношении Турышевой К.В., отец ФИО умер <Дата обезличена>.
Турышева К.В. являлась воспитанником ГУ РК «...». Жилое помещение за истцом не закреплено.
Турышева К.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <Адрес обезличен>.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31 июля 2013 года № <Номер обезличен> Турышева К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
У Турышевой К.В. жилые помещения на праве собственности отсутствуют.
Неисполнение администрацией обязанности по предоставлению жилья послужило основанием для обращения истца в суд.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в ред. Закона РК от 20 декабря 2016 года № 151-РЗ) жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ (в ред. Закона РК от 20 декабря 2016 года № 151-РЗ) «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», исходил из того, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на момент рассмотрения спора жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предполагает внеочередного предоставления жилых помещений указанной категории граждан основано на неправильном толковании закона.
Жилые помещения предоставляются лицам указанной категории, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Истец на момент рассмотрения дела в суде достигла 18 лет.
При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Доводы жалобы о том, что проведение мероприятий по приобретению жилых помещений требует значительных временных затрат, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку это не освобождает ответчика от возложенной на него в силу закона обязанности предоставить жилое помещение.
Также не имеют правового значения ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие должного финансового возмещения администрации МОГО «Сыктывкар» понесенных расходов в виде субвенций из республиканского бюджета в связи с исполнением возложенных полномочий, так как данные обстоятельства не являются предметом настоящего иска.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МОГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-