Решение по делу № 2а-1956/2021 от 12.05.2021

Дело № 2а-1956/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Девятовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тян М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова к Миронову ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району
г. Саратова (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к Миронову ФИО5 (далее – налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обосновании требований указала, что согласно налоговому уведомлению
от 11 июля 2019 года Миронов ФИО6 получил от ООО «Ассоциация ТолСар» сумму дохода, с которого налоговым агентом налог в размере 286 780 руб. не был удержан, налогоплательщиком самостоятельно не уплачен. Налог на доходы физических лиц составляет 37 281 руб. В адрес налогоплательщика 11 июля 2019 года инспекцией направлено налоговое уведомление на уплату налога на доходы физических лиц за 2018 год. После получения налогового уведомления от 11 июня 2019 года № налог административным ответчиком в установленном порядке оплачен не был, в связи с чем были начислены пени в размере 190, 45 руб. за период с 03 декабря 2019 года по 26 декабря 2019 года. Заявление налогового органа о выдаче судебного приказа от 22 июня 2020 года отменено мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Саратова 04 сентября 2020 года.

В связи с изложенным налоговый орган просит взыскать с
Миронова ФИО7 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 37 281 руб.

В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки неизвестны.

В этой связи суд определил рассмотреть дело без участия административного истца и административного ответчика.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 286 Кодекса Российской Федерации административного судопроизводства (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

В силу п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ (п. 2).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, включая полученные в денежной форме (ст. 210 НК РФ).

В силу ст.ст. 216, 224 НК РФ налоговым периодом для расчета НДФЛ признается календарный год, а налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок, не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 217 НК РФ определены виды доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является исчерпывающим.

На основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся, в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.

Положениями ст. 59 НК РФ предусмотрено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам за отдельным налогоплательщиком, взыскание которых оказались невозможным в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Из правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части I Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений; в основе установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности лежит положение о том, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок; наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступать неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных
НК РФ, осуществляться не может. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Миронов ФИО8
в 2018 году являлся получателем дохода в ООО «Ассоциация «ТолСар» в размере 286 780 руб.

Обращаясь в суд, административный истец ссылался на то, что
Миронов ФИО9 получив в 2018 году доход, с которого налоговый агент не удержал налог на доходы физических лиц, обязан исполнить налоговую обязанность самостоятельно.

Согласно налоговому уведомлению № от 11 июля 2019 года ответчику выставлено требование об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 37 281 руб. по сроку уплаты не позднее 02 декабря 2019 года
(л.д. 12).

В адрес налогоплательщика инспекцией направлено требование № по состоянию на 27 декабря 2019 года об уплате налога и пени (л.д. 7).

По истечении сроков исполнения данная обязанность ответчиком не была исполнена.

В связи с неисполнением ответчиком налогового уведомления инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Саратова, который определением от 22 июня 2020 года по делу № выдал судебный приказ на взыскание налога с Миронова ФИО10 В связи с поступившим от
Мироновым ФИО11 возражением, определением мирового судьи от 04 сентября
2020 года судебный приказ был отменен.

Налог, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок, производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 48 данного Кодекса.

Пунктами 2 и 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

В абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).

Таким образом, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего. Факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.

С настоящим административным исковым заявлением о взыскании с Миронова ФИО12 задолженности по оплате налога и пени инспекция обратилась в Ленинский районный суд г. Саратова 26 февраля 2021 года, то есть в пределах установленного законом срока.

На основании определения Ленинского районного суда г. Саратова
от 07 апреля 2021 года административное дело передано по подсудности в Волжский районный суд г. Саратова.

Следовательно, налоговым органом соблюден порядок и сроки направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога, сроки на обращение в суд, а также о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год, в связи с ее неисполнением.

Произведенные административным истцом расчеты суд находит верными, поскольку они произведены на основании норм НК РФ. Возражений относительно расчетов со стороны административного ответчика не поступило.

В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 данного Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов.

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных гл. 9 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что в связи с просрочкой исполнения ответчиком обязанности по уплате налогов, последнему начислены пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 190, 45 руб. за период с 03 декабря 2019 года по 26 декабря 2019 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, удовлетворении административного иска и взыскании в пользу истца задолженности по налогам и пени за указанный период в заявленном размере.

В связи с тем, что административным истцом государственная пошлина при подаче иска в суд уплачена не была, государственная пошлина в размере
1318, 13 руб., подлежит взысканию в доход федерального бюджета с административного ответчика (ст. 114 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Миронова ФИО13 в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 37 281 руб.

Взыскать с Миронова ФИО14 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1318, 13 руб.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 29 июня 2021 года.

Судья Н.В. Девятова

2а-1956/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова
Ответчики
Миронов Игорь Валерьевич
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Девятова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
12.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2021Подготовка дела (собеседование)
09.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее