Дело № 5-2006/2021, 51RS0002-01-2021-005547-05
Постановление в окончательной форме составлено 18/09/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 сентября 2021 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении:
Осиповой М.С., *** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л:
Из *** *** в *** на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) на таможенный пост *** Мурманской таможни (адрес***), на транспортном средстве «***», регистрационный номер *** в качестве водителя прибыла гражданка *** Осипова М.С..
Для совершения таможенных операций проследовала по «красному» коридору, подала пассажирскую таможенную декларацию на временно ввозимое транспортное средство. О товарах, подлежащих обязательному письменному декларированию, должностным лицам таможенного поста не заявляла.
При проведении визуального осмотра транспортного средства, на котором пересекала таможенную границу ЕАЭС гражданка Осипова М.С., было установлено, что в транспортном средстве «***», регистрационный номер *** находятся товары, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС могут быть установлены запреты и ограничения.
Разрешительных документов, свидетельствующих о соблюдении запретов и (или) ограничений при ввозе указанной категории товаров, предъявлено не было.
Данная категория товаров подпадает под контроль Россельхознадзора, осуществляющего свои полномочия в пункте пропуска таможенного поста *** Мурманской таможни.
По результатам проведения ветеринарного контроля уполномоченным государственным инспектором Федеральной службы по ветеринарному надзору составлен акт №*** от *** «О нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозке товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору», в котором указано, что продукция животного происхождения: ***, запрещена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
В результате таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом багаже, в рамках таможенного контроля было установлено, что гражданка Осипова М.С. ввозит на таможенную территорию ЕАЭС, *** продукции животного происхождения, в том числе в части превышения установленной нормы ввоза, без декларирования, без разрешения Россельхознадзора и ветеринарно-сопроводительных документов следующий товар:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
По данному факту *** в отношении Осиповой М.С. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования, по результатам проведения которого *** в отношении Осиповой М.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.16.2 Кодекса в отношении Осиповой М.С. поступило в Первомайский районный суд г. Мурманска ***.
В судебное заседание Осипова М.С., являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, представила в материалы дела заявление, в котором просила дело об административном правонарушении рассмотреть в свое отсутствие по причине удаленного проживания, ограничиться конфискацией предмета административного правонарушения (л.д. 73).
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Осиповой М.С.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что Осипова М.С. своими действиями совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения Осиповой М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении в отношении Осиповой М.С. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором указаны обстоятельства, послужившие основанием возбуждения дела (л.д. 1-9);
- актом таможенного досмотра №*** от ***, в котором зафиксировано, что гражданка Осипова М.С. ввозит на таможенную территорию ЕАЭС, без декларирования *** продукции животного происхождения (л.д.10);
- светокопией фототаблицы к акту таможенного досмотра №*** от *** (л.д.11-23);
- копией акта ветеринарно-санитарного досмотра №*** от *** (л.д. 27);
- копией акта о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору №*** от *** (л.д. 28);
- объяснениями Осиповой М.С., согласно которым она ввозит из *** в России продукцию животного происхождения общим весом брутто *** Умысла нарушить таможенное законодательство не имела, так как не знала о нормах ввоза, запретах и ограничениях на ввоз животной продукции. Продукцию животного происхождения ввозит для личного пользования. Разрешительных документов на ввоз данной продукции не имеет. Товар не задекларировала, так как не знала, что данную продукцию необходимо декларировать при ввозе на территорию ЕАЭС. Вину в совершении административного правонарушения признает (л.д. 29-30);
- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, согласно которым товары, явившиеся предметами административного правонарушения изъяты и помещены на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста *** Мурманской таможни (л.д. 32-37, 38-43);
- служебной запиской отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры от *** №***, из которой следует, что по состоянию на *** в отношении товаров, ввезенных Осиповой М.С. установлены ограничения на перемещение через таможенную границу ЕАЭС в виде ветеринарных мер (л.д. 52);
- служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Мурманской таможни №*** от ***, из которой следует, что таможенная стоимость товаров, явившихся предметами административного правонарушения, по состоянию на ***, составляет 13487 рублей 58 копеек (л.д. 56-58);
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Осиповой М.С., в котором описаны обстоятельства совершения данного административного правонарушения (л.д. 62-67);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину Осиповой М.С. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Запреты и ограничения – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. (подпункт 46).
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как следует из пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии со статьей 58 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (далее – Договор от 29.05.2014) ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» было утверждено «Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» (далее – Единый перечень товаров).
Пунктом 6.3 Положения установлено, что каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» включены товары, перемещенные Осиповой М.С., Следовательно, законодательством установлены ограничения в отношении вышеуказанного товара в виде ветеринарно-санитарных мер.
Вместе с тем, согласно пункту 10.1 указанного Положения, физические лица вправе осуществлять ввоз до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке (при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза), без предоставления разрешения на ввоз и без ветеринарного сертификата страны отправления.
Таким образом, международными договорами в рамках Союза, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации установлено ограничение на ввоз в Российскую Федерацию товаров, перемещаемых Осиповой М.С. в виде ветеринарно-санитарных мер.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, в том числе связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
Субъектом ответственности за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.
В нарушение указанных норм Осипова М.С. не заявила таможенному органу в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для выпуска товаров.
Действия правонарушителя квалифицирую по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Осипова М.С. совершила недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Назначая наказание, учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Осиповой М.С. признаю: совершение правонарушения впервые, признание своей вины; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание Осиповой М.С., не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить Осиповой М.С. наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Осипову М.С. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***,
изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от ***, и помещенные на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста *** Мурманской таможни (адрес***) - конфисковать.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Первомайского
районного суда города Мурманска М.С.Дурягина