Дело № 2-3013/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Тесля Ю.В.,
при секретаре – Косовой О.В.,
с участием представителей истца – Теллина Д.А., Скворцовой А.М.
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства <адрес>, об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Первый заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит: обязать Департамент городского хозяйства <адрес> в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить приведение участка пешеходной сети между домом № по <адрес> и домом № по <адрес> в <адрес> в нормативное состояние путем устранения выбоин и просадок.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Департаменте городского хозяйства <адрес> (далее - Департамент).
В ходе проведенной проверки при обследовании автомобильных дорог «<адрес>», «<адрес>» установлены недостатки в содержании пешеходной сети, соединяющей указанные автомобильные дороги, участок пешеходной сети между домом № по <адрес> и домом № по <адрес> в <адрес> имеет дефекты в виде выбоин и просадок. Непринятие Департаментом необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.
Представители истца в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить в полном объёме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, приняв во внимание также письменные дополнительные объяснения.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства <адрес>, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании не явился, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступило.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Департаменте.
Статьей 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. ст. 1,2 Федерального закона № 196-ФЗ задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ пешеходные дорожки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), на территории города реализуется региональный проект «Безопасность дорожного движения», в рамках которого в 2024 году предусматривается финансирование в размере 345 млн. рублей, в том числе на приведение дорожной инфраструктуры в нормативное состояние.
В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р включен ФИО6 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В ходе прокурорской проверки при обследовании автомобильных дорог «<адрес>», «<адрес>» установлены недостатки в содержании пешеходной сети, соединяющей указанные автомобильные дороги.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
В нарушение п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» участок пешеходной сети между домом № по <адрес> и домом № по <адрес> в <адрес> имеет дефекты в виде выбоин и просадок.
По данному факту Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое Департаментом в полном объеме не выполнено.
В соответствии со ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее - Закон №-ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти <адрес>, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти <адрес>, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.
Согласно ст. 26 Закона №-ЗС Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее - Положение о Департаменте), Департамент является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сферах жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 2 Положения о Департаменте целями деятельности данного исполнительного органа является выработка и реализация государственной политики, нормативное правовое регулирование в сферах жилищно- коммунального хозяйства
В силу п. 9.10.2 Положения о Департаменте для реализации указанных целей и задач Департамент осуществляет выполнение функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры <адрес>» (далее - Государственная программа), в рамках которой реализуются проект «Наш город», одной целью из которого является ремонт и комплексное благоустройство пешеходной сети <адрес>. Ответственным за реализацию Государственной программы является Департамент.
Таким образом, на Департамент возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния пешеходной сети установленным правилам, стандартам, техническим нормам.
Непринятие Департаментом городского хозяйства <адрес> необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а право каждого на безопасность дорожного движения гарантировано законом (статьи 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и должно обеспечиваться уполномоченными органами на постоянной основе, а не только по результатам проверок контрольно-надзорных органов (ГИБДД, прокуратура и др.). Работа лиц, ответственных за состояние автомобильных дорог, должна быть организована таким образом, чтобы не допускать образование дефектов на покрытии проезжей части в виде выбоин, требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Основанием для предъявления настоящего искового заявление прокурор указал нарушений прав неопределённого круга лиц из числа граждан, в сфере безопасности дорожного движения.
Суд полагает, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения нашли свое подтверждение, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
Суд, устанавливая срок для Департамента в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения для приведения участка пешеходной сети в нормативное состояние путем устранения выбоин и просадок, исходит из того, что данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что доводы искового заявления нашли свое подтверждение, суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчика соответствующих обязанностей, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства <адрес> (ИНН №) в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить приведение участка пешеходной сети между домом № по <адрес> и домом № по <адрес> в нормативное состояние путем устранения выбоин и просадок.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 29 августа 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Тесля