Дело №2-1192/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего М.Ю.Овсянниковой
при секретаре А.В.Гулидовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бендер Галины Георгиевны к комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в суд с административным иском, указав, что является владельцем внепланового жилого дома, расположенного по адресу: ...., земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся. Для оформления права собственности на земельный участок истец обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. Решением от 01.11.2017 Бендер Г.Г. отказано в таком согласовании на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне затопления на основании ст. 90 Правил землепользования и стройки городского округа - г. Барнаула АК. Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, так как создает ей препятствия к приобретению земельного участка и последующему узаконению самовольной постройки. В данном случае соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, не определялись. Сведения о нахождении спорного земельного участка в зоне подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют. Кроме того, данный вопрос был предметом разбирательства в Алтайском краевом суде, а позднее в Верховном Суде РФ.
На основании изложенного просит признать незаконным решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от 01.11.2017 №ПФ1385/01-13/4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу ...., возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав Бендер Г.Г. путем вынесения положительного решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу .... в установленном законом порядке.
В процессе рассмотрения дела судом в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, администрация г.Барнаула.
Административный истец Бендер Г.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель административного истца – Рыбалко Е.М. требования поддержала по основаниям административного искового заявления, пояснила, что земельный участок не может находиться в охранной зоне, не поставленной на кадастровый учет.
Представители административного ответчика комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, заинтересованных лиц комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула, администрации г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены, в материалы дела представлены отзывы, согласно которым против удовлетворения требований возражают, полагают отказ комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула обоснованным и соответствующим закону. Просят рассмотреть дело без участия представителей, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. п.1, 5, 7, 8 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято 01.11.2017. Административное исковое заявление подано в суд 27.12.2017, то есть в пределах трехмесячного срока.
С учетом изложенного срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не является пропущенным.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно справки БТИ г. Барнаула от 11.05.1993 №801/7 в 1970 году без получения разрешения был возведен жилой дом по адресу: .... в ...., общей площадью 43,8 кв.м., жилой площадью – 30,3 кв.м., площадь земельного участка – 1 326,5 кв.м. Данное домовладение числиться за Бендер Г.Г.
Согласно выписки их технического паспорта по состоянию на 12.07.2005, жилой дом (литер А,А1,а,Г,Г1,Г2,Г3,Г4,Г5) по адресу: ...., является самовольной постройкой.
С целью оформления права собственности на земельный участок Бендер Г.Г. обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее – Комитет) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Письмом Комитета от 01.11.2017 Бендер Г.Г. отказано в таком согласовании. При этом в качестве основания принятого решения указано, что согласно информации комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула испрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения р. Обь. В соответствии с п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Также указано, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., находится в зоне затопления паводком 1 % обеспеченности. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительства объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается. Согласно п.2 ст. 90 Правил землепользования и застройки городского округа - г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834, в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты, размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается. В границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод, в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (п.1.13 Правил).
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 7 указанной статьи такое предоставление возможно отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен правилами ст. 39.14 ЗК РФ.
Согласно пп.2 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.19 ст.39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является случай, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Абзацем 2 пункта 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 14 п.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Федеральный закон, предусматривающий случаи предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в первом, втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10.
Как установлено пунктами 1.4 и 1.5 названных Санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Из положений приведенных выше правовых норм следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого запрета закона не предоставляются в частную собственность.
Согласно сообщению комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, полученному в порядке межведомственного взаимодействия, от 18.10.2017 испрашиваемый земельный участок по адресу: ...., расположен в зоне санитарной раны II пояса источника питьевого водоснабжения р. Обь, в зоне затопления паводком 1% обеспеченности.
В ответе на судебный запрос от 08.02.2018 комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула сообщает, что согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245, а также Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834, земельный участок по адресу: ...., расположен в границах зоны санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения р.Обь.
Данная зона определена в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10.
В материалы дела представлены фрагменты карт Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки в районе земельного участка по адресу: .... с обозначением границ вышеуказанных зон с особыми условиями использования территорий городского округа - города Барнаула.
Указанными фрагментами карт подтверждается нахождение земельного участка по адресу: .... в границах зоны санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения р.Обь.
Из представленных в материалы дела ответов Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, ООО «Барнаульский водоканал», КГКУ «Государственный архив Алтайского края» на судебные запросы следует, что проект зоны санитарной охраны утвержден распоряжением администрации Алтайского края от 14.01.2005 №8-р.
Как указано в ст. 55 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834, на Карте зон с особыми условиями использования территории города Барнаула отображаются зоны с особыми условиями использования территории зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статьей 56 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в границах зон с особыми условиями использования территории, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные ограничения могут относиться к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к предельным размерам земельных участков, к предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Ссылка в оспариваемом постановлении на нахождение земельного участка в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности опровергается представленными в материалы дела документами, в том числе фрагментами карт Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки в районе земельного участка по адресу: .... с обозначением границ, апелляционным определением Верховного суда РФ №51-АПГ17-11 от 24.08.2017, которым решение Алтайского краевого суда от 29.03.2017 об удовлетворении административных исковых требований Бендер Г.Г. о признании не действующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 №521 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об отверждении Правил землепользования и застройки городского округа – Г. Барнаула АК»», оставлено без изменения.
В свою очередь, поскольку на момент обращения административного истца за предварительным согласованием предоставления земельного участка такой участок в силу ст. 27 ЗК РФ не мог быть предоставлен в частную собственность, поскольку находится в границах зоны санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения р.Обь, отказ уполномоченного органа является правомерным.
При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░