Судья Саломатин А.А. дело № 33а-1471/2020 (2а-1552/2019)
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
г. Самара 04 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Шилова А.Е.
судей - Клюева С.Б., Лазаревой М.А.
при секретаре- Петровой А.В.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р.Рѕ. Главы Администрации Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Рсточникова РЎ.Рђ. РЅР° решение Самарского районного СЃСѓРґР° Рі. Самары РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Государственная жилищная инспекция Самарской области обратилась в суд с административным иском к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара, Главе Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных требований указали, что на основании обращения жителя по вопросу неудовлетворительного состояния жилого дома по адресу: <адрес> проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой вынесено заключение органа государственного жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Самарского внутригородского района городского округа Самара (далее - межведомственная комиссия) рекомендовано принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Вышеуказанное заключение направлено администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Рнформация Рѕ рассмотрении заключения РІ установленный СЃСЂРѕРє РЅРµ поступила.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара сообщила, что согласно информации представленной Департаментом управления имуществом, обследование строительных конструкций <адрес> с целью дальнейшего признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. В случае достаточного выделения денежных средств из бюджета городского округа Самара Департаментом управления имуществом будет организована работа по техническому обследованию строительных конструкций вышеуказанного многоквартирного дома.
Ссылаясь РЅР° указанные обстоятельства, СЃ учетом уточнения исковых требований, представитель административного истца РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать незаконным бездействие Администрации Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара, межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё для оценки Рё обследования помещения РІ целях признания его жилым помещением, жилого помещения (РєСЂРѕРјРµ жилых помещений жилищного фонда субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, Р° также многоквартирного РґРѕРјР° РІ целях признания его аварийным, Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара, выразившееся РІ непринятии решения РІ соответствии СЃ пунктом 47 Постановления в„– РїРѕ заключению Рнспекции Рѕ техническом состоянии многоквартирного РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также обязать Администрацию Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара РІ течение РґРІСѓС… месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу принять решение РІ соответствии СЃ пунктом 47 Постановления в„– РІ отношении многоквартирного РґРѕРјР° РїРѕ адресу: Рі<адрес>.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 12 ноября 2019 года административные исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара, Главе Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконным бездействия удовлетворены.
Р’ апелляционной жалобе Р.Рѕ. Главы Администрации Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Рсточников РЎ.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° как незаконное, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности Ефремова Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области РїРѕ доверенности Муратова Р›.Р. возражала против РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы, просила решение СЃСѓРґР° оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.
На основании ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
На основании п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 7 Постановления № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как предусмотрено пунктом 42 Постановления № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного постановления. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 Постановления № 47 (п. 45 (1) Постановления № 47).
На основании пункта 46 Постановления № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Постановления, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Согласно пункту 47 Постановления по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу абзаца второго пункта 49 Постановления № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
РР· материалов дела следует, что РЅР° основании обращения жителя РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ неудовлетворительного состояния жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес> проведена внеплановая выездная проверка, РїРѕ результатам которой вынесено заключение органа государственного жилищного надзора РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, согласно которому межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё для оценки Рё обследования помещения РІ целях признания его жилым помещением, жилого помещения (РєСЂРѕРјРµ жилых помещений жилищного фонда субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, Р° также многоквартирного РґРѕРјР° РІ целях признания его аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара (далее - межведомственная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ) рекомендовано принять решение РІ соответствии СЃ пунктом 47 Положения Рѕ признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания Рё многоквартирного РґРѕРјР° аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 28 января 2006 РіРѕРґР° в„– 47.
В соответствии с выводами данного заключения по результатам обследования дома, выявлено наличие просадки в фундаменте и ветхое состояние; отмостка: наличие просадки, трещины в отмостке; наружные стены: расслоение рядов кирпичной кладки, разрушение, выветривание стенового материала, провисание и выпадение кирпичей, наличие трещин, ширина раскрытия 15 см. наружных стен по периметру; повреждение штукатурного слоя фасада; крыши деревянные: неисправности кровли из листовой стали (пробоины, ветхое состояние); кровельное покрытие: деформация в деревянных кровельных несущих конструкциях; входная дверь не имеет плотный притвор.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заключение направлено администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара письмом №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара указала, что согласно информации представленной Департаментом управления имуществом, обследование строительных конструкций <адрес> с целью дальнейшего признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. В случае достаточного выделения денежных средств из бюджета городского округа Самара Департаментом управления имуществом будет организована работа по техническому обследованию строительных конструкций вышеуказанного многоквартирного дома. Кроме того, администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара сообщила, что рассмотрение межведомственной комиссией вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции возможно только после представления в администрацию района полного пакета документов, в том числе технического заключения по результатам обследования многоквартирного дома.
Вместе СЃ тем, установлено, что РґРѕ настоящего времени заключение Рнспекции Рѕ техническом состоянии многоквартирного РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес> РІ установленном Постановлением в„– 47 РїРѕСЂСЏРґРєРµ межведомственной комиссией РЅРµ рассмотрено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, а также и безопасности их проживания в указанном доме.
Судом верно указано о том, что непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов, указанных в пункте 45 положения, не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, так как решение таких вопросов в соответствии с Постановлением № 47 относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Принимая во внимание, что действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей, а также учитывая, что в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, судом первой инстанции правильно указано на то, что комиссия не вправе требовать ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
При таких обстоятельствах, районный суд обоснованно обязал межведомственную комиссию рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном соответствующим положением, и правомерно удовлетворил исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, так как они основаны на расширительном толковании требований Положения и противоречат этим требованиям. Так, пункт 45(1) Положения позволяет предложить собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения. Однако данное предложение не может являться итоговым решением межведомственной комиссии. Фактически, как следует из Заключения, вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу межведомственной комиссией не разрешен. Решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа по существу и вынесла формальное решение об истребовании у собственников помещений документов.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:
Решение Самарского районного СЃСѓРґР° Рі. Самары РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Рѕ. Главы Администрации Самарского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Рсточникова РЎ.Рђ. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё