Решение по делу № 33а-1531/2021 от 11.03.2021

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-1531/2021

Судья Елехин С.В. УИД 21RS0016-01-2021-000058-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 апреля 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Блиновой М.А., судей Орловой И.Н., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Владимирове А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» об установлении административного надзора в отношении осужденного Иванова Игоря Ильича, поступившее по апелляционной жалобе Иванова И.И. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 1 февраля 2021 года,

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» (далее - ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 3 года в отношении осужденного Иванова И.И., освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде: обязательной явки 3 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребываниях в местах продажи спиртных напитков в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов до 06 часов утра следующего дня.

Заявление мотивировано тем, что ранее неоднократно судимый Иванов И.И. отбывает наказание за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное преступление совершено Ивановым И.И. в период установленного решением суда в отношении него административного надзора. За время отбывания наказания в местах лишения свободы с положительной стороны себя не зарекомендовал, поощрений и взысканий не имеет.

Представитель ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал, в административном иске просил о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

Иванов И.И., участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, административный иск признал, в то же время просил сократить количество обязательных явок в орган внутренних дел для регистрации до 2 раз в месяц, а также не устанавливать ему административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов до 06 часов утра следующего дня.

Прокурор Романов А.В. административный иск полагал подлежащим удовлетворению.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 1 февраля 2021 года в отношении Иванова И.И. установлен административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 марта 2020 года, с учетом постановления Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 сентября 2020 года, и в отношении Иванова И.И. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раз в месяц для регистрации; запрета пребывания в местах продажи спиртных напитков в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов утра. Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учете в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Не согласившись с данным решением, Иванов И.И. подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с наличием оснований для установления в отношении него административного надзора.

В суде апелляционной инстанции Иванов И.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Власова Ю.М. полагала решение суда законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – далее ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Согласно п.1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания.

Из дела следует, и судом установлено, что решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 июня 2019 года в отношении Иванова И.И. в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» были установлены административный надзор на срок 3 года и административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 2 раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов до 6 часов утра следующего дня; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 октября 2019 года Иванову И.И. увеличено количество обязательных явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания до 3 раз в месяц в дни, установленные надзирающим органом.

В период нахождения под административным надзором Иванов И.И., имея неснятую и непогашенную судимость, умышленно, неоднократно не соблюдал административные ограничения, установленные ему судом, за что был осужден приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 марта 2020 года, в том числе, по ФИО10 Уголовного кодекса Российской Федерации к 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год.

Однако в последующем постановлением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 сентября 2020 года на основании ч. 3 ст. 74 Уголовного кодекса Российской Федерации Иванову И. И. условное осуждение, назначенное приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 марта 2020 года отменено с исполнением наказания по данному приговору суда в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Срок наказания исчислен с 16 сентября 2020 года. Конец срока отбывания наказания 15 марта 2021 года.

Таким образом, как верно указал районный суд в обжалуемом решении, административный ответчик относится к числу указанных в п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

По месту отбывания наказания Иванов И.И. нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имеет. С положительной стороны себя не зарекомендовал.

Следовательно, устанавливая в отношении Иванова И.И. административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, оснований для снижения которого судебная коллегия не находит, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами права и обоснованно исходил из того, что, на момент разрешения настоящего публично-правового спора он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, судимость за совершение которого погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, в период нахождения под административным надзором, что является безусловным основанием для установления в отношении него административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности поднадзорного лица, его поведении за весь период отбывания наказания и отношении к установленному порядку отбывания наказания, место и время, обстоятельства совершения им преступления, исходя из государственных и общественных интересов, направленности административных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, районный суд счел необходимым установить в отношении Иванова И.И. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раз в месяц для регистрации; запрета пребывания в местах продажи спиртных напитков в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов утра.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу требований п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является обязательным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

Установленные судом в отношении Иванова И.И. административные ограничения соответствуют данным о его личности, не являются чрезмерными, соответствуют тяжести и обстоятельствам совершенного им преступления, и в полной мере отвечают целям административного надзора.

Количество явок в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (2 раза в месяц), определено районным судом в допустимых пределах (от 1 до 4 раз в месяц), с учетом установленных по делу обстоятельств дела является, а также того обстоятельства, что Иванов И.И. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно в связи с <данные изъяты>, и, по мнению судебной коллегии, является разумным.

Нормативных же положений позволяющих освободить поднадзорное лицо от установления административного надзора и административных ограничений в зависимости от состояния его здоровья ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не содержит.

В этой связи оснований для исключения либо изменения установленных районным судом ограничений судебная коллегия не усматривает, поскольку полагает, что в данном случае при установленных по делу обстоятельствах, такие ограничения будут способствовать предупреждению совершения Ивановым И.И. новых преступлений и других правонарушений, а также сможет оказать на него индивидуальное профилактическое воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Доказательств тому, что установленные ограничения не будут соответствовать целям административного надзора, который устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), также не имеется.

Соглашаясь с выводами районного суда, судебная коллегия также учитывает, ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предоставляет возможность досрочного прекращения административного надзора судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания (ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Что касается доводов Иванова И.И. о том, что ранее, после освобождения 27 июля 2018 года условно-досрочно из мест лишения свободы ему административный надзор не назначался, то они правового значения не имеют, поскольку в данном случае основанием для установления в отношении него административного надзора является факт совершения им в период нахождения под административным надзором преступления, за которое ему назначено наказание в виде лишения свободы, после отбытия которого и устанавливается такой надзор.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 1 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова И.И. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: И.Н. Орлова

Л.И. Стародубцева

33а-1531/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ФКУ ИК-6 УФСИН России по ЧР
Ответчики
Иванов И.И.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
11.03.2021Передача дела судье
07.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2021Передано в экспедицию
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее