Дело № 12-328/2017

Р Е Ш Е Н И Е

04 августа 2017 года                          г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Бирюкова Е.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецкомбинат» на постановление главного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО ФИО1 от 31.05.2017 № 8 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Спецкомбинат» по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО ФИО1 от 31.05.2017 № 8 ООО «Спецкомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Спецкомбинат» обратилось в суд с жалобой, в которой просило его отменить как незаконное и необоснованное, восстановить срок на обжалование. Указало, что сжигания отходов не производилось, имело место возгорание отходов на территории объекта по причине прихода пожара из вне.

Пожар прилегающих территорий (пал) был обнаружен вблизи объекта размещения отходов 16.05.2017, о чем сторожем объекта ФИО2 был оповещен главный инженер ООО «Спецкомбинат» ФИО3 Получив от главного инженера команду на вызов противопожарной команды, ФИО2 ее выполнил.

Из объяснений главного инженера ООО «Спецкомбинат» ФИО3, сторожей объекта ФИО2, ФИО4 противопожарная служба оповещалась неоднократно еще до перехода пожара (пала) на территорию объекта размещения отходов.

В первый раз пожарная машина, прибыв на место, убыла обратно, т.е. не приняв никаких мер. После этого на место прибыл сотрудник ГУ МЧС России по ЕАО капитан внутренней службы Кидовская, которая взяла объяснение у сторожа ФИО2, подъехала к месту стоянки пожарной машины и произвела съемку пожара (пала), находящегося за территорией объекта размещения отходов.

В последствии из-за перемены ветра пожар (пал) перекинулся на территорию объекта размещения отходов и горение отходов произошло не в результате их сжигания или самовозгорания, в чем признано виновным ООО «Спецкомбинат», а стало результатом прихода пожара из вне. При этом предприятие приняло все меры по его недопущению, но самостоятельно предотвратить это было не в состоянии.

По договору аренды земельного участка от 27.05.2010 № МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города МО «Город Биробиджан» предоставил арендатору - ООО «Спецкомбинат» земельный участок с кадастровым номером 79:01:0300055:0007, расположенный по адресу: г. Биробиджан, 1998 км федеральной дороги «Чита-Хабаровск», площадью 96290 кв.м, для содержания городской свалки.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ было положено начало внесений в природоохранное законодательство ряда существенных изменений, которые продолжаются. Этим законом было исключено такое понятие как «городская свалка», введен новый порядок учета и содержания «объектов размещения отходов».

В соответствии с этими изменениями ООО «Спецкомбинат» был в начале 2015 года разработан проект инвестиционной программы по модернизации объекта для размещения (захоронения) твердых бытовых отходов, находящемся на территории бывшей городской свалки, и направлен на согласование арендодателю - владельцу земельного участка. Однако арендодатель его согласовывать не стал, участвовать в нем с привлечением своих средств отказался, рекомендовав ООО «Спецкомбинат» для оборудования полигона изыскивать свои или заемные средства.

Тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на планируемый год устанавливается в текущем году комитетом тарифов и цен при правительстве ЕАО, исходя из затрат предыдущего года; то есть ООО «Спецкомбинат», оказывает услуги по захоронению ТКО в 2017-м году по ценам 2015-го года. С учетом инфляции эта услуга изначально является убыточной и разница покрывалась за счет сбора, вывоза и транспортировки отходов к месту их захоронения.

С приходом на рынок большого количества исполнителей данной услуги, возможности по покрытию расходов, связанных с захоронением отходов на объекте размещения ТБО, у ООО «Спецкомбинат» не осталось, не говоря уже о его модернизации.

Только за 2016 год чистый убыток по итогам финансовой деятельности ООО «Спецкомбинат» составил 9140 тыс. рублей.

15.07.2015 ОО «Спецкомбинат» обратилось в Арбитражный суд ЕАО с заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного постановления Управления Росприроднадзора по ЕАО, в принятии которого определением было отказано.

Представитель ООО «Спецкомбинат» Макаров А.В. в судебном заседании просил отменить постановление по делу об административном правонарушении. Прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Выслушав пояснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности, показания старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО Пчелина В.С., указавшего на законность и обоснованность оспариваемого постановления, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно материалам дела постановление по делу об административном правонарушении № 8 вынесено в отношении ООО «Спецкомбинат» главным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО ФИО1 31.05.2017.

Данное постановление получено ООО «Спецкомбинат» 01.06.2017, о чем имеется отметка в сопроводительном письме от 01.06.2017 №.

08.06.2017, в пределах установленного ст. 30.3 КоАП РФ срока, ООО «Спецкомбинат» обратился с жалобой на указанное постановление в Арбитражный суд ЕАО, что подтверждается соответствующим штампом на жалобе.

13.06.2017 определением Арбитражного суда ЕАО в принятии данного заявления отказано, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде. Согласно обметке на определении, оно получено ООО «Спецкомбинат» 16.06.2017.

16.06.2017 ООО «Спецкомбинат» обратилось в Биробиджанский районный суд ЕАО с жалобой на вышеуказанное постановление.

Учитывая изложенное, считаю возможным удовлетворить ходатайство ООО «Спецкомбинат» и восстановить срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении № 8 от 31.05.2017.

В соответствии со ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяется дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 51 данного Федерального закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1); запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2).

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (хранение и захоронение отходов). Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет классы опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, которые подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии со ст. 11 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области с обращения с отходами.

Как указано в п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 5.7. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, предусмотрено, что на территории полигона не допускается сжигание твердых бытовых отходов, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.

Из материалов дела следует, что ООО «Спецкомбинат» осуществляет хозяйственную деятельность по размещению отходов производства и потребления и эксплуатацию полигона. Постановлением мэрии МО «Город Биробиджан» от 26.05.2010 № ООО «Спецкомбинат» предоставлен в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок для содержания городской свалки.

Полигон захоронения твердых коммунальных отходов г. Биробиджан внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 №, за №. В наименовании эксплуатирующей организации указано ООО «Спецкомбинат», расположенное по адресу: <адрес>.

ООО «Спецкомбинат» на основании лицензии от 13.08.2010 № осуществлял деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, действующей до 13.08.2015.

Из акта от 19.05.2017 № 53 следует, что 18.05.2017 в 14 часов 45 минут, обнаружены признаки горения отходов производства и потребления на территории полигона твердых коммунальных отходов (ТКО). С территории полигона распространялось сильное задымление и едкий специфический запах.

Указанное свидетельствует, что ООО «Спецкомбинат» при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов допустило сжигание и самовозгорание твердых бытовых отходов на территории полигона твердых коммунальных отходов, чем нарушило экологические и санитарные требования, установленные п. 5.7. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16.

Данные нарушения послужили основанием составления в отношении ООО «Спецкомбинат» протокола об административном правонарушении от 25.05.2017 № по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

В результате рассмотрения дела об административном правонарушении главным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО ФИО1 31.05.2017 вынесено постановление № 8, которым ООО «Спецкомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В опровержение доводов жалобы состав административного правонарушения ст. 8.2. КоАП РФ имеется, в вина в совершении указанного правонарушения подтверждена материалами дела об административном правонарушении, показаниями свидетеля старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО Пчелина В.С.

Доводы жалобы о том, что общество сжигание твердых бытовых отходов не осуществляло, имело место возгорание из вне, не могут служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности, поскольку не представлено доказательств того, что юридическим лицом предприняты меры для недопущения возгорания.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.06.2017 № 15, вынесенном руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО, ООО «Спецкомбинат» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, в рамках которого установлено, что на полигоне твердых бытовых отходов расположенном по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, 1998 км. федеральной дороги Чита-Хабаровск" допущено сжигание ТБО и не приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Территория хозяйственной зоны не забетонирована (или заасфальтирована), не имеет освещения, а также легкого ограждения. На выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, что является нарушением п.4.2., п. 4.3., п. 5.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 "О введении в действие санитарных правил".

Данное постановление ООО «Спецкомбинат» не оспаривалось, что подтверждено пояснениями представителя юридического лица Макарова А.В.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При назначении наказания учтены характер и обстоятельства правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств. Наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем полагаю возможным указанные выше размер штрафа снизить.

Санкция ст. 8.2. предусматривает для юридических лиц административный штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 ст. 4.1. КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание имущественное положению юридического лица, то обстоятельство, что ООО «Спецкомбинат» предпринимало меры для тушения возгорания, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей, что составляет менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Учитывая изложенное постановление в части назначения наказания подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░1 ░░ 31.05.2017 № 8 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-328/2017

Категория:
Административные
Другие
Спецкомбинат, ООО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
19.06.2017Материалы переданы в производство судье
20.06.2017Истребованы материалы
26.06.2017Поступили истребованные материалы
04.08.2017Судебное заседание
09.11.2017Вступило в законную силу
14.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее