Дело № 2-4721/2017 31 августа 2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Овчарова В.В.,
с участием прокурора Колышко А.Ю.,
при секретаре Прошукало А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор РФ),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ с заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
В обоснование требований прокурор указал, что Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства о банковской деятельности, противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Вместе с тем в ходе мониторинга сети Интернет прокуратурой района выявлены интернет-страницы с адресами: http://bmclub.cc; http://caroling-forum.ru; http://cash-forum.biz предлагается оказание услуги по обналичиванию денежных средств посредству совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности.
Размещенная на указанных интернет-сайтах информация противоречит правам и законным интересам граждан.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным.
Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.
Вместе с тем, диспозиция ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за осуществление банковских операций без регистрации, предоставляет возможность отнесения таких операций к незаконной банковской деятельности.
В силу ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Вместе с тем, в нарушение приведенных норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств без лицензии.
В ходе проведенной проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежит интернет-сайт, не представилось возможным.
Согласно п. 2.3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.
Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержала.
Заинтересованное лицо – представитель Роскомнадзора в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав позицию прокуратуры, исследовав материалы гражданского дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлено, что Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ с заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
В обоснование требований прокурор указал, что Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства о банковской деятельности, противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность запрещено.
средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным.
Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.
Вместе с тем, диспозиция ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за осуществление банковских операций без регистрации, предоставляет возможность отнесения таких операций к незаконной банковской деятельности.
В силу ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Вместе с тем, в нарушение приведенных норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств без лицензии.
В ходе проведенной проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежит интернет-сайт, не представилось возможным.
Согласно п. 2.3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
Вместе с тем в ходе мониторинга сети Интернет прокуратурой района выявлены интернет-страницы с адресами: http://bmclub.cc; http://caroling-forum.ru; http://cash-forum.biz предлагается оказание услуги по обналичиванию денежных средств посредству совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.
Таким образом, предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установлено, что целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети Интернет), является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет в Российской Федерации, запрещенной.
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети Интернет запрещенной информации определен Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр в отношении информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность, ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Использование, информация, о распространении которой содержится на указанном сайте, является противоправной, поскольку носит криминогенный характер.
Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению.
Вместе с тем, указанная информация находится в свободном доступе. Сведения о данных сайтах также отсутствуют в Реестре.
В этой связи, с целью запрещения распространения данных материалов необходимо признать их запрещенными к распространению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать информацию, распространяемую на Интернет - сайте по сетевому адресу: http://bmclub.cc; http://caroling-forum.ru; http://cash-forum.biz, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий судья: В.В. Овчаров
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2017 г.