Решение по делу № 2-1208/2024 от 12.01.2024

Дело №2-1208/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года     г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,

при секретаре судебного заседания Суздальцевой Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Демидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Громова Романа Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об обязании включить в список, предоставить жилье,

установил:

<адрес>, действуя в интересах Громова Р.А., обратился в суд к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с иском об обязании включить в список, предоставить жилье.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Громова Р.А. о нарушении его прав по обеспечению жилым помещением, в ходе которой установлено, что Громов Р.А. относится к лицам из числа детей-сирот, поскольку его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан в свидетельство о рождении со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Громов Р.А. был определен в школу-интернат на полное государственное обеспечение. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р за истцом и его двумя братьями и сестрой было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 31 кв.м. Однако данное жилое помещение признано непригодным для проживания, фактически отсутствует, так как снесено.

Ранее представителем опекуна несовершеннолетнего Громова Р.А. не предпринимались меры к включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Самостоятельно Громов Р.А. также не обращался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия юридических познаний в данной области.

В настоящее время Громов Р.А. достиг совершеннолетия, жилого помещения в собственности не имеет, договор социального найма с Громовым Р.А. не заключался.

На основании изложенного просит обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить Громова Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем; предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры в <адрес> по месту своего жительства.

В судебное заседание истец Громов Р.А., представитель ответчика не явились, о дате, месте, времени судебного заседания извещались судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли, представитель ответчика в возражениях просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Громова Р.А., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В письменных возражениях представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> требования не признала, указала, что согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, после смерти матери за Громовым Р.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании ст. 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>" Громов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в соответствующих органах местного самоуправления, в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ не значится, копия учетного дела в министерство не передавалась. Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления или органов опеки, которые не поставили Громова Р.А. на учет в качестве нуждающегося во включении в список и в предоставлении жилого помещения, не объясняет бездействие истца, выразившееся в не обращении в министерство с заявлением о включении в список после достижения возраста 18 лет. На момент обращения с исковым заявлением о включении в список Громов Р.А. достиг возраста, превышающего 23 года, ранее этого времени ни он, ни его законный представитель в министерство не обращались, в связи, с чем министерством было принято решение об отказе в рассмотрении заявления. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Явившийся в судебное заседание старший помощник прокурора <адрес> Демидова А.В. требования поддержала, полагала их обоснованными, просила удовлетворить в полном объеме.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора <адрес> Демидовой А.В., изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размере устанавливаются законом (ст.39 ч.2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч. 1).

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п.2 ст.8).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3 ст.8).

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Согласно п.4 ст.8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 Закона).

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г.

Согласно ч.2 ст.2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп.2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п.2.5).

Из материалов дела следует, что Громов Р.А. обратился в прокуратуру <адрес> с жалобой на нарушение его прав как лица, имеющего статус сироты.

Судом установлено, что Громов Роман Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, сведения об отце внесены на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ФГИС «Единый реестр записей актов гражданского состояния» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из вышеуказанной выписки следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Громов Р.А. был определен в школу-интернат с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки Отделам по делам семьи, материнства и молодежным проблемам от ДД.ММ.ГГГГ Громов Р.А. после смерти матери ФИО3 определен в детский сад <адрес>.

Распоряжением Вострецовской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Громовым Р.А., ФИО6, ФИО7, ФИО8 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 31 кв.м., в связи со смертью матери ФИО3

Согласно справки администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное за сиротами: ФИО6, ФИО9, по данному адресу не числиться, так как было снесено собственником, рыболовецким колхозом имени Вострецово.

Согласно справки администрации Охотского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сведений о наличии жилого помещения по адресу: <адрес> нет. Фактически жилой дом с жилым помещением по заращиваемому адресу отсутствует.

Согласно ответа КГКУ Детский <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Громов Роман Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был определен в детский сад <адрес> после смерти матери ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ был определен в Охотскую основную школу-интернат года на полное государственное обеспечение, имея статус сироты. Согласно распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Громовым Романом Александровичем было закреплено жилое помещение по адресу; <адрес>. Громов Роман Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не был поставлен на учет в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на включение в список для обеспечения благоустроенным жилым помещением, так как за Громовым Р.А. было закреплено жилое помещение. Постановления межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания по адресу <адрес> не поступало. Громов Роман Александрович с момента окончания Охотской школы-интерната в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу постановки на учет в министерстве ЖКХ <адрес> в учебное заведение не обращался.

Согласно справки Вострецовской городской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилье, закрепленное за несовершеннолетними Громовым Р.А., ФИО6, ФИО9, ФИО8, находится в аварийном состоянии. В настоящее время в квартире никто не проживает.

Из информации о сохранности жилья, закрепленных не несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за ФИО7, является ветхим.

Согласно уведомления из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за Громовым Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прав собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.

Таким образом, из представленных суду данных следует, что Громов Р.А., имея статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, членом семьи собственника, нанимателем и членом семьи нанимателя не является, закрепленное за ним жилье признано непригодным для проживания.

Между тем, необходимым условием для предоставления указанной категории граждан жилья является включение в соответствующий список. Однако фактически истец с таким заявлением в МЖКХ не обращался, распоряжение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не выносилось.

В соответствии со статьей 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» органы местного самоуправления в течение 6 месяцев обязаны передать в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края утвержденные списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в соответствующих органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ и укомплектованные копии учетных дел.

Поскольку судом установлено, что истец не является нанимателем жилого помещения, прав собственности на недвижимое имущество не имеет, при этом неисполнение органами местного самоуправления, опеки обязанности по включению нуждающегося в жилье ребенка в список и не передача учетного дела не является основанием для отказа в удовлетворении требований, так как отсутствие Громова Р.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который ведется Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, лишает гражданина, нуждающегося в особой государственной защите, гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования о включении Громова Р.А. в список детей-сирот, нуждающихся в жилье, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что учетное дело Громова Р.А. в министерство не передавалось, и бездействие органом местного самоуправления не объясняет бездействие самого истца, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований по включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и быть в зависимости от этого, так как данное обстоятельство является упущением органов местного самоуправления, поскольку сведения о наличии статус ребенка-сироты подтверждается представленными доказательствами.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что Громов Р.А. имея статус ребенка-сироты, не обеспечен жильем, имея право на обеспечение жилым помещением, а также приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что Громов Р.А. как нуждающийся в жилом помещении, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно договора найма жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО10 и Громовым Р.А., наймодатель передает во временное владение и пользование за плату квартиру по адресу: <адрес>.

При указанных обстоятельствах суд признает за истцом право на обеспечение специализированным жильем как лица из категорий детей сирот, оставшихся без попечения родителей, и что ему должно быть предоставлено жилье по месту его жительства в пределах <адрес> по месту его фактического проживания.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Громова Романа Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об обязании включить в список, предоставить жилье удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН ) включить Громова Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт , выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ код подразделения , в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН ) предоставить Громову Роману Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт , выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ код подразделения , благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения 11.03.2024 г.

Судья И.В. Пляцок

Копия верна

Судья:_____________________

(И.В. Пляцок)

Секретарь судебного заседания

_______________( Ю.А.Суздальцева)

«____»_____________2024 г.

Уникальный идентификатор дела 27RS0-27

Решение (не) вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело и хранится в Центральном районном суде <адрес>

2-1208/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Охотского района
Громов Роман Александрович
Ответчики
Министерство жилищно-комумнального хозяйства Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
17.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Подготовка дела (собеседование)
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
08.05.2024Дело передано в архив
26.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее