РЕШЕНРР•
г. Дальнереченск 16 мая 2019 года
РЎСѓРґСЊСЏ Дальнереченского районного СЃСѓРґР° РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Р.Р’. Покулевская,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Б. на постановления старшего государственного инспектора ЛОНР№ от 27.03.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ, и № от 27.03.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении ООО «Дальводоканал»,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением старшего государственного инспектора ЛОНР№ от 27.03.2019 года ООО «Дальводоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.38 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора ЛОНР№ от 27.03.2019 года ООО «Дальводоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобах защитник Б. просила отменить названные постановления, производство по делам прекратить, ссылаясь на отсутствие доказательств нарушения требований охраны водных объектов, сведений об обозначении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Указала, что должностным лицом административного органа неверно квалифицировано совершенное деяние по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, не установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дел, поскольку водозаборное сооружение и перекачивающий механизм были установлены без согласования ПТУ Росрыболовства организацией ВКХ в 2000 году до введения в действие Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 года №. Полагала, что при рассмотрении дела по ст. 8.38 КоАП РФ не был выяснен вопрос о возможности наступления массовой гибели рыбы или других животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий в результате действий ООО «Дальводоканал».
В судебное заседание законный представитель и защитник ООО «Дальводоканал» не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ определено о рассмотрении дел в их отсутствие.
Государственные инспекторы ЛОНРЛ. и Е. в судебное заседание не прибыли, о месте и времени его проведения извещались надлежащим образом, в связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалоб, исследовав материалы дел РѕР± административных правонарушениях, СЃСѓРґСЊСЏ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 8.38 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если это действие может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Частью 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Согласно положениям ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 года №384, действующим с 16.05.2013 года. Аналогичный порядок ранее был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года №569.
Согласно пп. «д» - «з» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года №380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: установка эффективных рыбозащитных сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
В соответствии с п.п. 5, 6 названного Положения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
РР· материалов истребованных дел РѕР± административных правонарушениях усматривается, что 18 марта 2019 РіРѕРґР° РІ 11 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РЅР° реке Большая РЈСЃСЃСѓСЂРєР° РЅР° территории Дальнереченского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РћРћРћ «Дальводоканал» эксплуатируются СЃ нарушением правил охраны водных биологических ресурсов без согласования СЃ РџРўРЈ Росрыболовства водозаборное сооружение Рё перекачивающий механизм без рыбозащитных устройств, что может повлечь массовую гибель ВБРи уничтожение кормовых запасов.
В связи с выявленными нарушениями 25 марта 2019 года государственным инспектором ЛОНРв отношении ООО «Дальводоканал» составлены протоколы №, № об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.38 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ соответственно.
Факт совершения ООО «Дальводоканал» административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.38 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, подтверждается: указанными протоколами об административных правонарушениях, приказом руководителя Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №54-П от 13.03.2019 года об организации проверки, фототаблицей и актом проверки №1 от 27.03.2019 года, в результате которой было установлено, что ООО «Дальводоканал» на реке Большая Уссурка эксплуатирует водозаборное устройство и перекачивающий механизм без получения согласования ПТУ Росрыболовства с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов (без рыбозащитных устройств), что может повлечь массовую гибель рыбы, уничтожение кормовых запасов.
Рзложенные обстоятельства свидетельствуют Рѕ совершении РћРћРћ «Дальводоканал» административных правонарушений, предусмотренных СЃС‚. 8.38 РљРѕРђРџ Р Р¤, С‡. 1 СЃС‚. 8.42 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Доводы защитника об отсутствии специального обозначения границ прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны реки Большая Уссурка не являются основаниями для освобождения юридического лица от ответственности, поскольку ширина указанных полос и зон специально закреплена положениями Водного кодекса РФ, а материалами дел подтверждается эксплуатация водозаборного устройства, находящегося непосредственно в указанном водном объекте.
Отсутствие рыбозащитных устройств при прямом водозаборе из реки Большая Уссурка свидетельствует о наличии возможности массовой гибели водных биологических ресурсов и уничтожения кормовых запасов, нарушает требования ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года №380, в связи с чем доводы жалобы в части недоказанности данных фактов судья признает необоснованными.
Постановления о привлечении ООО «Дальводоканал» к административной ответственности вынесены соответствующим п. 4 ч. 2 ст. 23.27 КоАП РФ должностным лицом – старшим государственным инспектором ЛОНРс соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении старшим государственным инспектором ЛОНР27 марта 2019 года постановлений №, № положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения были допущены ООО «Дальводоканал» в результате совершения одного действия.
Рассмотрение возбужденных в отношении ООО «Дальводоканал» дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ООО «Дальводоканал», совершившее одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.38, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в связи с чем имеются основания для изменения обжалуемых постановлений и назначения наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП ПФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Между тем, требования ст. 4.1 КоАП РФ не в полной мере были соблюдены при назначении административного наказания ООО «Дальводоканал» обжалуемыми постановлениями.
Старшим государственным инспектором ЛОНРустановлено, что имеется обстоятельство, отягчающее административную ответственность обстоятельство.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ таковым признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Тем не менее, сведений о внесении представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в отношении ООО «Дальводоканал», а также о продолжении противоправных действий после их обнаружения, материалы дел об административных правонарушениях не содержат.
Таким образом, судья приходит к выводу, что указанное обстоятельство необоснованно признано отягчающим административную ответственность ООО «Дальводоканал».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, из описательно-мотивировочной части обжалуемых постановлений подлежит исключению указание на учет при назначении наказания отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, а наказание подлежит назначению ООО «Дальводоканал» в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШРР›:
Постановления старшего государственного инспектора ЛОНР№ от 27.03.2019 года и № от 27.03.2019 года, вынесенные в отношении ООО «Дальводоканал» по делам об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.38 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановлений указание о наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Назначить ООО «Дальводоканал» по ст. 8.38 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (двухсот тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Приморский краевой суд.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.Р’. Покулевская