Решение по делу № 2-422/2023 от 11.01.2023

К делу №2- 422/2023     23RS0045-01-2023-000030-71

Решение

Именем Российской Федерации

20 февраля 2023 года           город Славянск-на-Кубани

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ковальчук Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пашинской А.А.

с участием:

помощника Славянского межрайонного прокурора Арипшевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок» в порядке ст. 45 ГПК РФ,

           установил:

     Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в Славянский городской суд Краснодарского края с иском к ЗАО «Стеновой Блок» об обязании произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о недропользовании установлено, что ЗАО «Стеновой блок» предоставлена лицензия от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ с целевым назначением «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения», являющийся участком недр местного значения, на территории муниципального образования Славянского района. Срок действия указанной лицензии истек 15.07.2022, действие лицензии прекращено. Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 23 Закона «О недрах»). Статьей 26 Закона «О недрах» установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. В случае полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добычу полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 указанного Закона. В соответствии со ст. 37 Закона №2395-1, государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального и регионального государственного геологического контроля (надзора). Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения. Реализация обозначенной функции, в соответствии с п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 отнесена к компетенции министерства. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр. Проверка показала, что в нарушение вышеназванных норм, ЗАО «Стеновой блок» до настоящего времени информация о консервации предоставленного участка недр в министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставлена, акт о консервации не подписан и не предоставлен, что подтверждается информацией от 22.12.2022 № 202-03.5-11- 40643/22. Названные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении к природным ресурсам, что в свою очередь способно повлечь деградацию, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение, разубоживание полезных ископаемых и иным негативным (вредным) последствиям. Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля, недра являются одними из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и земли как основы жизни и деятельности человека, важнейших составных частей природы, природных ресурсов, используемых в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на недра, а также законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие ответчика нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

       Просит суд обязать ЗАО «Стеновой блок» (...)) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В судебном заседании помощник Славянского межрайонного прокурора Арипшева М.А. поддержала заявленные требования, пояснила суду об обстоятельствах аналогичных изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЗАО «Стеновой Блок», третьи лица Министерства природных ресурсов, Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от прав иных органов на обращение в суд с такими заявлениями. Право на предъявление иска в интересах Российской Федерации является безусловным и не требующим предоставления каких-либо доказательств в подтверждении данного права.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании, согласно которой установлено, что ЗАО «Стеновой блок» предоставлена лицензия от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ с целевым назначением «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения», на территории муниципального образования Славянского района.

Срок действия указанной лицензии истек 15.07.2022 года.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 23 Закона «О недрах»).

Статьей 26 Закона «О недрах» установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

В случае полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 указанного Закона.

В соответствии со ст. 37 Закона №2395-1, государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального и регионального государственного геологического контроля (надзора).

Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения.

Реализация обозначенной функции, в соответствии с п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 отнесена к компетенции министерства.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеназванных норм, ЗАО «Стеновой блок» до настоящего времени информация о консервации предоставленного участка недр, в министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставлена, акт о консервации не подписан и не предоставлен, что подтверждается информацией от 22.12.2022 № 202-03.5-11- 40643/22

Названные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении к природным ресурсам, что в свою очередь способно повлечь деградацию, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение, разубоживание полезных ископаемых и иным негативным (вредным) последствиям.

Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля, недра являются одними из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и земли как основы жизни и деятельности человека, важнейших составных частей природы, природных ресурсов, используемых в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на недра, а также законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок», подлежат удовлетворению полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

         Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок» об обязании произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», удовлетворить.

       Обязать ЗАО «Стеновой блок» ((...)) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

копия верна

согласовано

      Судья                                                                     Ковальчук Н.В.

К делу №2- 422/2023     23RS0045-01-2023-000030-71

Решение

Именем Российской Федерации

20 февраля 2023 года           город Славянск-на-Кубани

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ковальчук Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пашинской А.А.

с участием:

помощника Славянского межрайонного прокурора Арипшевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок» в порядке ст. 45 ГПК РФ,

           установил:

     Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в Славянский городской суд Краснодарского края с иском к ЗАО «Стеновой Блок» об обязании произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о недропользовании установлено, что ЗАО «Стеновой блок» предоставлена лицензия от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ с целевым назначением «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения», являющийся участком недр местного значения, на территории муниципального образования Славянского района. Срок действия указанной лицензии истек 15.07.2022, действие лицензии прекращено. Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 23 Закона «О недрах»). Статьей 26 Закона «О недрах» установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. В случае полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добычу полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 указанного Закона. В соответствии со ст. 37 Закона №2395-1, государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального и регионального государственного геологического контроля (надзора). Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения. Реализация обозначенной функции, в соответствии с п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 отнесена к компетенции министерства. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр. Проверка показала, что в нарушение вышеназванных норм, ЗАО «Стеновой блок» до настоящего времени информация о консервации предоставленного участка недр в министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставлена, акт о консервации не подписан и не предоставлен, что подтверждается информацией от 22.12.2022 № 202-03.5-11- 40643/22. Названные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении к природным ресурсам, что в свою очередь способно повлечь деградацию, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение, разубоживание полезных ископаемых и иным негативным (вредным) последствиям. Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля, недра являются одними из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и земли как основы жизни и деятельности человека, важнейших составных частей природы, природных ресурсов, используемых в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на недра, а также законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие ответчика нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

       Просит суд обязать ЗАО «Стеновой блок» (...)) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В судебном заседании помощник Славянского межрайонного прокурора Арипшева М.А. поддержала заявленные требования, пояснила суду об обстоятельствах аналогичных изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЗАО «Стеновой Блок», третьи лица Министерства природных ресурсов, Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от прав иных органов на обращение в суд с такими заявлениями. Право на предъявление иска в интересах Российской Федерации является безусловным и не требующим предоставления каких-либо доказательств в подтверждении данного права.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании, согласно которой установлено, что ЗАО «Стеновой блок» предоставлена лицензия от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ с целевым назначением «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения», на территории муниципального образования Славянского района.

Срок действия указанной лицензии истек 15.07.2022 года.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 23 Закона «О недрах»).

Статьей 26 Закона «О недрах» установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

В случае полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 указанного Закона.

В соответствии со ст. 37 Закона №2395-1, государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального и регионального государственного геологического контроля (надзора).

Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения.

Реализация обозначенной функции, в соответствии с п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 отнесена к компетенции министерства.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеназванных норм, ЗАО «Стеновой блок» до настоящего времени информация о консервации предоставленного участка недр, в министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставлена, акт о консервации не подписан и не предоставлен, что подтверждается информацией от 22.12.2022 № 202-03.5-11- 40643/22

Названные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении к природным ресурсам, что в свою очередь способно повлечь деградацию, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение, разубоживание полезных ископаемых и иным негативным (вредным) последствиям.

Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля, недра являются одними из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и земли как основы жизни и деятельности человека, важнейших составных частей природы, природных ресурсов, используемых в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на недра, а также законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок», подлежат удовлетворению полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

         Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок» об обязании произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», удовлетворить.

       Обязать ЗАО «Стеновой блок» ((...)) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

копия верна

согласовано

      Судья                                                                     Ковальчук Н.В.

К делу №2- 422/2023     23RS0045-01-2023-000030-71

Решение

Именем Российской Федерации

20 февраля 2023 года           город Славянск-на-Кубани

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ковальчук Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пашинской А.А.

с участием:

помощника Славянского межрайонного прокурора Арипшевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок» в порядке ст. 45 ГПК РФ,

           установил:

     Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в Славянский городской суд Краснодарского края с иском к ЗАО «Стеновой Блок» об обязании произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о недропользовании установлено, что ЗАО «Стеновой блок» предоставлена лицензия от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ с целевым назначением «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения», являющийся участком недр местного значения, на территории муниципального образования Славянского района. Срок действия указанной лицензии истек 15.07.2022, действие лицензии прекращено. Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 23 Закона «О недрах»). Статьей 26 Закона «О недрах» установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. В случае полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добычу полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 указанного Закона. В соответствии со ст. 37 Закона №2395-1, государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального и регионального государственного геологического контроля (надзора). Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения. Реализация обозначенной функции, в соответствии с п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 отнесена к компетенции министерства. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр. Проверка показала, что в нарушение вышеназванных норм, ЗАО «Стеновой блок» до настоящего времени информация о консервации предоставленного участка недр в министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставлена, акт о консервации не подписан и не предоставлен, что подтверждается информацией от 22.12.2022 № 202-03.5-11- 40643/22. Названные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении к природным ресурсам, что в свою очередь способно повлечь деградацию, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение, разубоживание полезных ископаемых и иным негативным (вредным) последствиям. Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля, недра являются одними из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и земли как основы жизни и деятельности человека, важнейших составных частей природы, природных ресурсов, используемых в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на недра, а также законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие ответчика нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

       Просит суд обязать ЗАО «Стеновой блок» (...)) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В судебном заседании помощник Славянского межрайонного прокурора Арипшева М.А. поддержала заявленные требования, пояснила суду об обстоятельствах аналогичных изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЗАО «Стеновой Блок», третьи лица Министерства природных ресурсов, Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от прав иных органов на обращение в суд с такими заявлениями. Право на предъявление иска в интересах Российской Федерации является безусловным и не требующим предоставления каких-либо доказательств в подтверждении данного права.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании, согласно которой установлено, что ЗАО «Стеновой блок» предоставлена лицензия от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ с целевым назначением «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения», на территории муниципального образования Славянского района.

Срок действия указанной лицензии истек 15.07.2022 года.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 23 Закона «О недрах»).

Статьей 26 Закона «О недрах» установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

В случае полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 указанного Закона.

В соответствии со ст. 37 Закона №2395-1, государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального и регионального государственного геологического контроля (надзора).

Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения.

Реализация обозначенной функции, в соответствии с п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 отнесена к компетенции министерства.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеназванных норм, ЗАО «Стеновой блок» до настоящего времени информация о консервации предоставленного участка недр, в министерство природных ресурсов Краснодарского края не предоставлена, акт о консервации не подписан и не предоставлен, что подтверждается информацией от 22.12.2022 № 202-03.5-11- 40643/22

Названные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении к природным ресурсам, что в свою очередь способно повлечь деградацию, загрязнение, захламление, отравление, порчу, уничтожение, разубоживание полезных ископаемых и иным негативным (вредным) последствиям.

Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля, недра являются одними из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр и земли как основы жизни и деятельности человека, важнейших составных частей природы, природных ресурсов, используемых в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на недра, а также законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок», подлежат удовлетворению полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

         Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Стеновой Блок» об обязании произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», удовлетворить.

       Обязать ЗАО «Стеновой блок» ((...)) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести консервацию буровых скважин для добычи подземных вод, эксплуатированных на основании лицензии от 15.07.2002 КРД 02013 ВЭ, в соответствии с требованиями ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

копия верна

согласовано

      Судья                                                                     Ковальчук Н.В.

2-422/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Азово-Черноморский природоохранный прокурор
Ответчики
ЗАО "Стеновой блок"
Другие
Министерство природных ресурсов КК
Северо-Кавказское управление Ростехнадзора
Суд
Славянский городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
slavynsk-gor.krd.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее