дело № 12-82/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Шира 22 декабря 2016 г.
Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,
при секретаре Суворовой О.П.,
с участием:
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района – Феоктистовой Е.А. на постановление от 27 октября 2016 г. и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия ФИО1 от 27 октября 2016 г. юридическое лицо – администрация муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района (далее – Администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Представителем юридического лица, привлеченного к административной ответственности, - Феоктистовой Е.А., действующей по доверенности, вышеуказанное постановление обжаловано в Ширинский районный суд Республики Хакасия как незаконное.
В обоснование поданной жалобы указаны следующие доводы.
Администрацией были предприняты все необходимые действия, направленные на исполнение решения Ширинского районного суда Республики Хакасия от 08 октября 2013 г.
В Государственное автономное учреждение Республики Хакасия «Редакция газета Хакасия» было подано информационное сообщение об опубликовании списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, что подтверждается счетом № от 13 мая 2013 г. Периодически на информационных стендах Администрацией размещались списки долевых участников и информация о необходимости выделения дольщикам АО «...» земельных участков.
Общее собрание дольщиков не проводилось в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на подготовку проекта межевания невостребованных земельных участков и проведение кадастровых работ, стоимость которых составляет <данные изъяты>, что подтверждается ответом начальника Ширинского филиала ГУП РХ УТИ.
Администрацией направлялись ходатайства о выделении денежных средств для проведения межевых работ во исполнение решения суда главе администрации муниципального образования Ширинский район.
Тем самым, Администрацией были приняты меры, направленные на исполнение решения суда.
С учетом изложенных доводов представитель Администрации Феоктистова Е.А. ходатайствует об отмене обжалуемого постановления.
К жалобе приложены следующие документы в копиях:
- постановление о возбуждении исполнительного производства;
- сведения о получении обжалуемого постановления;
- требование судебного пристава-исполнителя от 20 сентября 2016 г.;
- номер газеты «Хабар известия» от 17 января 2014 г.;
- ходатайства в адрес Председателя Правительства РХ, министра финансов РХ и главы администрации муниципального образования Ширинский район;
- сведения о дебиторской и кредиторской задолженности Администрации на 01 ноября 2016 г.
Лицо, подавшее жалобу, административный орган, вынесший обжалуемое постановление, и прокурор Ширинского района, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании отсутствовали и не ходатайствовали о рассмотрении жалобы с их участием. При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствии вышеназванных лиц, каждому из которых была представлена возможность участвовать в судебном заседании и довести до суда своё мнение относительно поданной жалобы.
Представителем УФССП России по Республике Хакасия в суд направлено возражения на жалобу, указав, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому жалоба удовлетворению не подлежит.
Административный орган, вынесший обжалуемое постановление, и прокурор Ширинского района, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании отсутствовали и не ходатайствовали о рассмотрении жалобы с их участием. При изложенных обстоятельствах, учитывая мнение представителя лица, привлеченного к административной ответственности, суд приходит к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствии административного органа, вынесшего обжалуемое постановление, и прокурора Ширинского района, каждому из которых была представлена возможность участвовать в судебном заседании и довести до суда своё мнение относительно поданной жалобы.
В судебном заседании было изучено дело исполнительного производства в отношении должника – Администрации, возбужденное 19 ноября 2013 г., и дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Из содержания данных дел следует, что по исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования, Ширинским районным судом Республики Хакасия было рассмотрено гражданское дело и вынесено решение от 08 октября 2013 г. обязать Администрацию сформировать список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в республиканской газете «Хакасия» или «Хабар – Известия», в газете «Ширинский вестник» и на официальном сайте органа местного самоуправления в срок до 30 ноября 2013 г., но не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности; провести общее собрание участников общей долевой собственности с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 07 июня 2013 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в срок до 31 марта 2014 г.; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, в срок до 31 марта 2015 г.
Исполнительный лист по решению суда был выдан 12 ноября 2013 г. и направлен в адрес Ширинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия и прокурора Ширинского района.
19 ноября 2013 г. Ширинским районным отделом судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия в отношении Администрации было возбуждено исполнительное производство. Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен должнику 5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
31 марта 2015 г. исполнительное производство было передано межрайонный отдел по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия, о чём вынесено соответствующее постановление.
02 сентября 2015 г. в ходе исполнительного производства службой судебных приставов было вынесено требование, обязывающее Администрацию в пятидневный срок со дня получения требования опубликовать данный список в республиканской газете «Хакасия» или «Хабар – Известия», в газете «Ширинский вестник» и на официальном сайте органа местного самоуправления в срок до 30 ноября 2013 г., но не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности; провести общее собрание участников общей долевой собственности с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 07 июня 2013 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в срок до 31 марта 2014 г.; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков. Информацию об исполнении предоставить к 09 часам 00 минутам по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, пр-кт Ленина, дом № 29«а».
Указанное требование получено главой Администрации ... 04 сентября 2015 г.
02 сентября 2015 г. Администрация обратилась с заявлением в Ширинский районный суд Республики Хакасия об отсрочке исполнения судебного решения от 08 октября 2013 г., ссылаясь на трудное финансовое положение. Определением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 17 сентября 2015 г. в удовлетворении заявленного ходатайства было отказано.
09 октября 2015 г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - Администрации и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
В тот же день, то есть 09 октября 2015 г., службой судебных приставов было вынесено новое требование, обязывающее Администрацию в пятидневный срок со дня получения требования исполнить решение суда от 08 октября 2013 г. и предоставить информацию об исполнении.
Постановление о взыскании исполнительского сбора и требование были получены главой Администрации ... 09 октября 2015 г.
В тот же день, то есть 09 октября 2015 г., судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением от 22 октября 2015 г. начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия ФИО2 юридическое лицо – Администрация признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 18 января 2016 г. вышеназванное постановление от 22 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Черноозерный сельский совет Ширинского района, отменено с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 25 декабря 2015 г. Администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора, наложенного 09 октября 2015 г.
27 мая 2016 г. службой судебных приставов было вынесено требование, обязывающее Администрацию в пятидневный срок со дня получения требования исполнить решение суда от 08 октября 2013 г. и предоставить информацию об исполнении.
Сведений о получении Администрацией данного требования материалы дела не содержат.
20 сентября 2016 г. службой судебных приставов было вынесено новое требование, обязывающее Администрацию в пятидневный срок со дня получения требования исполнить решение суда от 08 октября 2013 г. (опубликовать список невостребованных земельных долей в республиканской газете «Хакасия» или «Хабар – Известия», в газете «Ширинский вестник» и на официальном сайте органа местного самоуправления; провести общее собрание участников общей долевой собственности; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков) и предоставить информацию об исполнении. Данное требование получено Главой Администрации .... 12 октября 2016 г.
В адрес службы судебных приставов Главой Администрацией 24 октября 2016 г. был направлен ответ об исполнении решения суда в части опубликования в газете и на официальном сайте списка земельных долей, проведения собрания участников общей долевой собственности. Кроме того, в ответе указано о неисполнении решения суда в части подготовки проекта межевания земельных участков и проведении кадастровых работ по причине отсутствия денежных средств.
21 октября 2016 г. службой судебных приставов было вынесено новое требование, обязывающее Администрацию в пятидневный срок со дня получения требования исполнить решение суда от 08 октября 2013 г. в полном объеме. В частности, опубликовать список невостребованных земельных долей в республиканской газете «Хакасия» или «Хабар – Известия», в газете «Ширинский вестник» и на официальном сайте органа местного самоуправления; провести общее собрание участников общей долевой собственности с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 07 июня 2013 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Срок исполнения требования установлен 5 дней со дня его получения.
Данное требование получено Главой Администрации ... в день его вынесения.
В тот же день, то есть 21 октября 2016 г., судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении Администрация 20 октября 2016 г. не исполнила требование судебного пристава-исполнителя, полученное 12 октября 2016 г., по исполнению решения Ширинского районного суда от 08 октября 2013 г.
Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - глава Администрации ... был ознакомлен с указанным протоколом в день его составления, то есть 21 октября 2016 г., при этом высказал доводы, что требование не исполнено по причине отсутствия денежных средств.
Кроме того, глава Администрации ... был уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении 27 октября 2016 г. в 14 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Ленина, 29«а».
Постановлением от 27 октября 2016 г. и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия ФИО1 юридическое лицо – Администрация признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Из содержания обжалуемого постановления следует, что Администрацией муниципального образования совершено правонарушение при следующих обстоятельствах:
По состоянию на 21 октября 2016 г. требование судебного пристава-исполнителя, полученное 12 октября 2016 г., по судебному решению от 08 октября 2013 г. исполнено не было в полном объеме, а именно не подготовлен проект межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков. Более того должник не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения данного требования вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими неопределенными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целя надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Исследовав дело исполнительного производства, дело об административном правонарушении, материалы, представленные к жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным Федеральным законом (ч. 2).
Сведения изложенные в обжалуемом постановлении, образующие объективную сторону административного правонарушения, вмененного Администрации, установлены материалами дела об исполнительном производстве, анализ которых приведен выше.
Как следует из представленных материалов требование судебного пристава исполнителя от 20 сентября 2016 г., полученное 12 октября 2016 г., по судебному решению от 08 октября 2013 г. исполнено не было в полном объеме, а именно не подготовлен проект межевания земельных участков и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Данное требование было получено главой Администрации после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, обоснованно признано доказанным материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доводы жалобы о том, что глава Администрации обращался с ходатайствами о выделении дополнительных денежных средств, в том числе для исполнения решения суда, и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, не являются основанием для его освобождения от административной ответственности. Согласно материалам дела исполнительное производство было возбуждено 19 ноября 2013 г., с указанного времени главой Администрации каких-либо мер к исполнению требований исполнительного документа не принималось. В частности, не представлены доказательства внесения главой Администрации ... предложения в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета о выделении бюджетных ассигнований на осуществление полномочий органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по вступившему в силу решению суда, поэтому оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.
Следовательно, ссылка на отсутствие достаточного бюджетного финансирования не являются основанием для неисполнения Администрацией требований исполнительного документа, выданного во исполнение решения суда, вступившего в законную силу.
Тем самым, службой судебных приставов приведенные причины не были и не могли расцениваться как уважительные в смысле требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
Тот факт, что решением Ширинским районным судом Республики Хакасия от 25 декабря 2015 г. Администрация была освобождена от взыскания исполнительского сбора, не является основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку освобождение должника по решению суда от уплаты исполнительского сбора не освобождает его от обязанности исполнить решение суда, и соответственно не лишает судебного пристава-исполнителя возможности привлечь должника к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
Положения ст. 17.15 КоАП РФ о возможности наложения на должника административного взыскания за неисполнение требований исполнительного документа после взыскания исполнительского сбора не означают невозможности привлечения должника к ответственности за виновное неисполнение решения в случае освобождения от уплаты исполнительского сбора на основании решения суда.
Таким образом, установив отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, наличие вины Администрации в совершении вмененного ей правонарушения нашло своё подтверждение.
Других значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления должностного лица, жалоба не содержит.
Тот факт, что в требовании указаны о необходимости исполнения решения суда в полном объеме, при условии, что к этому времени решение суда частично было выполнено, не является основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку все юридически значимые по делу обстоятельства содержатся в указанном постановлении, в том числе о частичном неисполнении решения суда.
Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья, -
Р Е Ш И Л :
Постановление от 27 октября 2016 г. и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия – оставить без изменения, жалобу законного представителя администрации муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия – Феоктистовой Е.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.
Судья Ширинского районного суда Марков Е.А.