74RS0028-01-2024-003923-62
Дело №2-2413/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2024 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Китовой Т.Н.
с участием представителя истца Гетто А.А.
представителя администрации Копейского городского округа
Гореловой И.В..
при секретаре Гаязовой О.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации исковое заявление ООО «Наш коммунальный стандарт» г. Копейска Челябинской области к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по строительству ливневой канализации,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Наш коммунальный стандарт» обратились в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по строительству ливневой канализации.
В обоснование требований указано, что ООО «НКС» осуществляет функции управления, содержания, обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома по адресу: АДРЕС на основании договора управления многоквартирным домом. Указанный многоквартирный дом расположен в низменной части местности, в связи с этим, в период обильного выпадения осадков, снеготаяния к дому стекаются воды с вышележащих улиц. Ливневая канализация проектом на многоквартирный дом не предусмотрена, отсутствует. В результате ливневых дождей и талых вод, начиная с 26.03.2024 года происходит подтопление сточными водами подвального помещения выше указанного многоквартирного дома, в результате чего, происходит порча общего имущества многоквартирного дома. В подвале многоквартирного дома установлены ОДПУ электрической энергии, отопления, холодного водоснабжения, а также лифтовое оборудование. Из-за отсутствия сточных канав и ливневой канализации повышается уровень грунтовых вод, что приводит к постоянному увлажнению подвала, образованию сырости, плесени и неприятного запаха. В период дождей доступ в подвал невозможен по причине затопления. Силами ООО «НКС» при помощи дренажного насоса происходит откачка воды из подвального помещения. Однако, в настоящее время откачка воды из подвального помещения многоквартирного дома по АДРЕС стала невозможно в связи с пребыванием воды в большем объеме. Для ликвидации названных отрицательных факторов природных условий и в целях повышения общего благоустройства территории, необходимо выполнение комплекса мероприятий по инженерной защите и подготовке территории, организация поверхностного стока, сооружений ливневой канализации. В связи с чем, ООО «НКС» в адрес главы Копейского городского округа 23.05.2024 года была направлена претензия с требованием организовать отведение сточных вод в виде строительства ливневой канализации, от дома НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, в течении 1 месяца, со дня получения претензии. 07.06.2024 года от администрации Копейского городского округа в адрес ООО «НКС» поступил ответ на претензию, в которой она сообщает – ввиду того, что подтопление грунтовыми водам происходит в границах земельного участка многоквартирного дома, а также в подвальном помещении дома, то вопрос проведения необходимых мероприятий лежит на собственниках данного дома и управляющей организации. Деятельность по содержанию и благоустройству придомовой территории многоквартирного дома не включает в себя обязанность управляющей компании, а также собственников помещения в многоквартирном доме по оборудованию системы водоотведения ливневых и талых вод от жилого дома, а предусматривает обязанность по содержанию текущему ремонту уже существующих объектов. Обязанность по организации обустройства территории Копейского городского округа сооружений по отводу паводковых (талых) вод возлагается на органы местного самоуправления. Обязанность Копейского городского округа по оборудованию системы водоотведения от жилого дома предусмотрена п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 о 06.10-2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, на основании п.4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Как следует из п.4 ст.6 Устава Муниципального образования «Копейский городской округ», принятого Постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа от 28.09.2005 года №82, к вопросам местного значения городского округа относится организация границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пп.11 п.1 ст.9 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, а также Уставом Муниципального образования «Копейский городской округ» к полномочиям Администрации Копейского городского округа относится организация водоотведения, в том числе обязанность по организации водоотведения сточных, ливневых и паводковых вод выше указанно многоквартирного жилого дома. На основании изложенного, просят обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области организовать отведение сточных вод в виде строительства ливневой канализации, от дома НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, в течении 1 месяца, со дня вступления решения в силу. Взыскать с администрации Копейского городского округа Челябинской области расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Представитель истца ООО «НКС» Гетто А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Горелова И.В. в судебном заседании возражала относительно предъявленных требований по основаниям изложенным в отзыве.
Третьи лица ООО «Основа», МУП КСВВ, МУ КГО «Управление строительства» о дне слушания дела извещены, представители в судебное заседание не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца Гетто А.А., представителя ответчика Горюновой И.В., исследовав материалы дела суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.4 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что одной из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, является охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2, 9, 23, 28 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Из приведенных норм закона следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в частности, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых вод.
Исходя из части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, на основании вышеприведенных норм организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, своевременных и результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 3 ст. 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 4 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; материалов, необходимых обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства реконструкции объектов капитального строительства; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовки проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Согласно ч. 4.1 ст. 47 ГрК РФ результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающих сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев» предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях предусмотренных частями 1.1 - 1.3 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
ООО «НКС» осуществляет функции управления, содержания, обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома по адресу: АДРЕС на основании договора управления многоквартирным домом (л.д. 13-18 т. 1).Согласно проектной документации предусмотрена система водостоков К2 (л.д. 39-42 т. 1).
Согласно исполнительной документации по объекту жилого дома по АДРЕС ливневая канализация (К2) в секциях 4-7 предусмотрена путем сброса на рельеф в бетонный лоток (л.д. 43-51, 85-86 т. 1).
На листах дела 86-88 т. 1 имеются фотографии ливневых стоков дома АДРЕС.
Администрацией г. Копейска 17.09.2021 года выдано разрешение на строительство объекта – жилого дома по адресу: АДРЕС (л.д. 93-94 т. 1).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию жилой дом по АДРЕС (2 очереди) выдано 18.11.2022 года (л.д. 95-96 т. 1).
С учетом, того, что многоквартирный жилой дом АДРЕС был введен в эксплуатацию с 18.11.2022 года, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий были утверждены Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Челябинской области, без выявления нарушения градостроительного законодательства.
Согласно ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа в районе жилого дома, расположенного по адресу АДРЕС, ливневая канализация отсутствует. Ближайший коллектор ливневой канализации расположен в районе жилого дома АДРЕС (примерно в 800 метрах от жилого дома АДРЕС) (л.д. 108 т. 1).
Согласно материалам рабочей документации «Наружное водоснабжение и водоотведение» многоквартирного жилого дома АДРЕС от 2016 года п. 4 «Общие указания» указано, что сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов НОМЕР и НОМЕР предусмотрен в существующий колодец К-сущ., расположенный на существующей сети бытовой канализации, проходящей по ул. Кожевникова.
Кроме того, согласно материалам исполнительной документации многоквартирного жилого дома АДРЕС между заказчиком ООО «КИРСОН-строй» и лицом, осуществляющим строительство - ИП С.Е.Ю. был заключен договор на строительство ливневой канализации (К2) в секциях 4-7 от 26.04.2022 № 15.
Также суд принимает во внимание, что ранее с момента ввода жилого дома в эксплуатацию подвальное помещение дома АДРЕС подтоплению не подвергалось.
Представитель ответчика Шилина И.Г. в судебном заседании 18.09.2024 года пояснила, что при проектировании дома по АДРЕС дренажная основа не была предусмотрена. При проведении гидрогеологических изысканий при копке фундамента подземные воды залегали на уровне, в связи чем дом был построен стандартной гидроизоляцией. Обращений от застройщика не поступало. Решение о том, строить ли дренажную систему принимает проектировщик по результатам инженерно-гидрогеологических изысканий. При проведении работ выкапываются скважины по углам и по центрам. Разрешения на изыскание выдается в управлении архитектуры. Затем предоставляются отчеты, на каком уровне залегают грунтовые воды. На основе отчетов проектировщик принимает инженерно-техническое решение о строительстве фундамента. В доме по АДРЕС фундамент ленточный. При проектировании дома по АДРЕС не было грунтовых вод. В многоквартирном доме АДРЕС дворовая сторона имеет уклон в сторону гаражей. Территория гаражей имеет перепад ниже чем в водоеме, в который собираются ливневые воды. Система ливневой канализации не строилась. Ближайшая ливневая канализация в районе АДРЕС. Ливневые приемные колодцы были переполнены в связи с поднятием общего уровня грунтовых вод и снежной зимы. Многоквартирные дома затапливаются не по причине отсутствия ливневой канализации. Уровень поднятия грунтовых вод проблема всего города. С институтом Белгорода заключен договор на проектирование схемы осушения территории КГО. Затопленные поселки Горняк, Северный Рудник, Новостройка, Бажово. Воды сливаются по системе напорной канализации в озеро Курлады по северной части в реку Миасс. Необходимо понижение уровня воды до безопасной отметки 10 м. Подземные грунтовые воды сообщаются между собой. Разрабатывается проект в несколько этапов с заданиями. Проектная документация должна пройти государственную экспертизу получить положительное заключение, чтобы подтвердить сметную стоимость. Средства будут запрашиваться в федеральном бюджете. Средства на проектирование выделялись из областного бюджета.
Постановлением администрации Копейского городского округа от 23.05.2024 года НОМЕР на территории Копейского городского округа в 2024 году введен режим чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
При таких обстоятельствах суд пришел к убеждению, что требования ООО «Наш коммунальный стандарт» г. Копейска Челябинской области к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по строительству ливневой канализации удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░