дело № 3а-716/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 26 октября 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приваловой Юлии Васильевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Привалова Ю.В. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объект торговли, общей площадью 1 239 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 141 713,72 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения магазина, общей площадью 328 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 291 870,80 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгово-офисного центра, общей площадью 636 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 565 944,60 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгового центра, общей площадью 1 725 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 534 991,25 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, общей площадью 1 116 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 358 387 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, общей площадью 11 904 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 964 215,04 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомоечной мастерской и автостоянки, общей площадью 15 744 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 506 031,36 руб.; двухэтажного торгового центра, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общей площадью 1 211,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 24 272 181,80 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общей площадью 824,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, строен.2, кадастровая стоимость которого составляет 6 510 301,47 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 233,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 8 474 988,51 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 062,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 7 298 918,13 руб.; магазина повседневного спроса «Магнит», назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 449,2 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 9 309 364,22 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как налогоплательщика.
Просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объект торговли, общей площадью 1 239 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 780 186 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения магазина, общей площадью 328 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 199 267 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгово-офисного центра, общей площадью 636 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 386 383 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгового центра, общей площадью 1 725 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 930 155 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, общей площадью 1 116 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 702 734 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, общей площадью 11 904 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 626 444 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомоечной мастерской и автостоянки, общей площадью 15 744 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 785 684 руб.; двухэтажного торгового центра, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общей площадью 1 211,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в размере 5 555 320 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общей площадью 824,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 566 992 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 233,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 645 408 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 062,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 555 844 руб.; магазина повседневного спроса «Магнит», назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 449,2 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 3 725 165 руб.
Административный истец Привалова Ю.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В ходатайстве от 10 апреля 2020 года просит рассматривать административное дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности, указав, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного истца Приваловой Ю.В. Киндиров А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении от 23 октября 2020 года просит рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования, с учетом проведенной экспертизы, поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Административные ответчики - управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Ивотская поселковая администрация, администрация Красногорского района, Клинцовская городская администрация, администрация Севского муниципального района и Микрокредитная компания «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Брянской области» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Из отзыва от 10 апреля 2020 года представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. следует, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости управление имущественных отношений Брянской области не оспаривает.
В возражениях на административный иск от 09 июня 2020 года представителем управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С. указано,что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается управлением Росреестра по Брянской области, а также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.
В отзыве от 26 июня 2020 года представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. просит отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца, указав, что полученные рыночным оценщиком результаты не соответствуют действительности, поскольку объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости.
В ходатайстве от 21 октября 2020 года глава Клинцовской городской администрации Сушок Ф.Н. просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации с учетом заключения эксперта.
В ходатайстве от 21 октября 2020 года глава администрации Севского муниципального района Куракин А.Ф. просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации муниципального района. С исковыми требованиями не согласен, считает, что кадастровая стоимость соответствует действительной рыночной стоимости и ее снижение приведет к неоправданному снижению налоговой базы Севского городского поселения.
В отзыве от 15 октября 2020 года на административное исковое заявление представитель Микрокредитной компании «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Брянской области» Федорцова Л.А. не возражает против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Приваловой Ю.В. и ее представителя Киндирова А.С., представителей административных ответчиков - управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Ивотской поселковой администрации, администрации Красногорского района, Клинцовской городской администрации, администрации Севского муниципального района, Микрокредитной компании «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Брянской области».
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В силу требований части 7 статьи 22 и пункта 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.
Как следует из материалов дела, Привалова Ю.В. является собственником: земельного участка, площадью 1239+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под объект торговли, адрес: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, площадью 328+/-6 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания магазина, адрес: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, площадью 636+/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения торгово-офисного центра, адрес: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, площадью 1725+/-15 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения торгового центра, адрес: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, площадью 1116+/-11,69 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, адрес: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, площадью 11 904 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, адрес: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, площадью 15744+/-44 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения автомоечной мастерской и автостоянки, адрес: <адрес>, кадастровый №; нежилого здания, наименование: двухэтажный торговый центр, площадью 1 211,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый №; нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 824,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, <адрес> кадастровый №; нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 233,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес> кадастровый №; нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 062,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес> кадастровый №; нежилого здания, наименование: магазин повседневного спроса «Магнит», площадью 449,2 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31 января 2020 года № 32/ИСХ/20-27486, № 32/ИСХ/20-27479, № 32/ИСХ/20-27475, № 32/ИСХ/20-27500, от 03 февраля 2020 года №32/ИСХ/20-31770, №32/ИСХ/20-27490, №32/ИСХ/20-31426 кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, составляет 1 141 713,72 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, <адрес> А, - 291 870,80 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 565 944,60 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 1 534 991,25 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 2 358 387 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 2 964 215,04 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 3 506 031,36 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 февраля 2020 года № 32/ИСХ/20-29979, от 04 февраля 2020 года № 32/ИСХ/20-31896, № 32/ИСХ/20-32598, № 32/ИСХ/20-32113, № 32/ИСХ/20-32294 кадастровая стоимость нежилого здания (двухэтажный торговый центр), адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, составляет 24 272 181,80 руб.; здания (нежилое), адрес: <адрес>, кадастровый №, - 6 510 301,47 руб.; здания (нежилое), кадастровый №, адрес: <адрес>, строен.2. – 8 474 988,51 руб.; нежилого здания, кадастровый №, адрес: <адрес> - 7 298 918,13 руб.; здания (нежилое), наименование – магазин повседневного спроса «Магнит», кадастровый №, адрес: <адрес>, - 9 309 364,22 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости зданий – 23 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года.
В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца Приваловой Ю.В., как собственника указанных выше объектов недвижимости, затронуты результатами определения их кадастровой стоимости, и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ей объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец Привалова Ю.В., оспаривая кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, представила отчет от 05 февраля 2020 года №007985/20/056, выполненный ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года составляет: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объект торговли, общей площадью 1 239 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 780 186 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения магазина, общей площадью 328 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> А, - 199 267 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгово-офисного центра, общей площадью 636 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 386 383 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгового центра, общей площадью 1 725 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, - 930 155 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, общей площадью 1 116 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 702 734 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, общей площадью 11 904 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 1 626 444 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомоечной мастерской и автостоянки, общей площадью 15 744 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 1 785 684 руб.; двухэтажного торгового центра, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общей площадью 1 211,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 5 555 320 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общей площадью 824,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 566 992 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 233,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> - 645 408 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, общей площадью 1 062,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 555 844 руб.; магазина повседневного спроса «Магнит», назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 449,2 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 3 725 165 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Киндирова А.С. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».
Согласно заключению эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 31 августа 2020 года № 01-164/Э-2020 отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В результате экспертизы отчета об оценке нарушений законодательства в области оценочной деятельности, а также технических ошибок, которые способны повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объектов оценки, не выявлено.
Оценивая указанное заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 31 августа 2020 года № 01-164/Э-2020 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является действительным членом саморегулируемой организации Региональной Ассоциации Оценщиков и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости спорных объектов, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 05 февраля 2020 года № 007985/20/056, выполненный ИП ФИО1, и заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 31 августа 2020 года № 01-164/Э-2020, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Приваловой Ю.В. и установлении кадастровой стоимости объектов равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года: земельного участка, площадью 1239+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под объект торговли, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 780 186 руб.; земельного участка, площадью 328+/-6 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания магазина, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 199 267 руб.; земельного участка, площадью 636+/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения торгово-офисного центра, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 386 383 руб.; земельного участка, площадью 1725+/-15 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения торгового центра, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 930 155 руб.; земельного участка, площадью 1116+/-11,69 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 702 734 руб.; земельного участка, площадью 11 904 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 1 626 444 руб.; земельного участка, площадью 15744+/-44 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения автомоечной мастерской и автостоянки, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 1 785 684 руб.; нежилого здания, наименование: двухэтажный торговый центр, площадью 1 211,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 5 555 320 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 824,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 566 992 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 233,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 645 408 руб.; нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 062,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 555 844 руб.; нежилого здания, наименование: магазин повседневного спроса «Магнит», площадью 449,2 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 3 725 165 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, Привалова Ю.В. обратилась в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 19 марта 2020 года (л.д.2).
Таким образом, датой подачи Приваловой Ю.В. заявления об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 19 марта 2020 года, т.е. дату ее обращения в суд.
С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Приваловой Юлии Васильевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1239+/-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под объект торговли, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 780 186 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 328+/-6 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания магазина, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 199 267 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 636+/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения торгово-офисного центра, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 386 383 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1725+/-15 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения торгового центра, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 930 155 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1116+/-11,69 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 702 734 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 11 904 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 626 444 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 15744+/-44 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения автомоечной мастерской и автостоянки, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 785 684 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, наименование: двухэтажный торговый центр, площадью 1 211,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 555 320 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 824,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 566 992 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 233,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 645 408 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 062,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 555 844 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, наименование: магазин повседневного спроса «Магнит», площадью 449,2 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 725 165 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 марта 2020 года – дату обращения Приваловой Ю.В. с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская