Решение по делу № 2а-2455/2018 от 31.08.2018

24RS0040-01-2018-002826-88                      Дело № 2а-2455/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года                 город Норильск Красноярского края                                 

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием административного истца Болнакова В.В., представителя административного ответчика Фефеловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Болнакова В.В. к Администрации города Норильска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,

установил:

Болнаков В.В. обратился в суд с административным иском к Администрации г.Норильска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, указав в обоснование заявленных требований, что 21.08.2018 в адрес Администрации г.Норильска было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, 24.08.2018 был получен ответ Администрации г.Норильска, содержащий отказ в согласовании проведения публичного мероприятия №038/1-693 от 24.08.2018. Полагал отказ в согласовании публичного мероприятия незаконным, необоснованным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, установленные в ст.31 Конституции РФ в связи с тем, что отсутствуют ограничения, установленные ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в отношении организатора публичного мероприятия, административным ответчиком также нарушен порядок принятия оспариваемого решения, что выразилось в неисполнении обязанности по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения по изменению места и(или) времени его проведения. Просил признать незаконными отказ Администрации г.Норильска в согласовании проведения публичного мероприятия от 24.08.2018 и неисполнение обязанности по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения по изменению места и(или) времени проведения публичного мероприятия, предусмотренной п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На основании определения суда от 31.08.2018 к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен Норильский местный общественный фонд поддержки молодежи «Возможность».

В судебном заседании Болнаков В.В. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» право на проведение публичных мероприятий в иных, не определенных органом местного самоуправления, местах не может быть ограничено, процедура регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий не соответствует принципу равноправия, так как зависит от скорости работы специалиста, регистрирующего уведомления.

Представитель административного ответчика Фефелова А.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым уведомление о проведении публичного мероприятия Е.Г. в форме митинга на 06.09.2018 с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на Театральной площади возле Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского по Ленинскому проспекту 34 с целью выступления против принятия закона о повышении пенсионного возраста в отдел обращений граждан Администрации города Норильска поступило 21.08.2018 в 09:05 часов. 24.08.2018 (исх.№038/1-693) Администрацией города Норильска организатору публичного мероприятия Е.Г. направлено письмо, в котором сообщалось, что на указанные в уведомлении дату и время проведения митинга во всех общественных местах города Норильска с массовым нахождением граждан будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами с иными целями. Учитывая заявленную численность участников митинга, с учетом необходимости поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Администрация города Норильска уведомила организатора о том, что проведение публичного мероприятия не может быть согласовано в связи с отсутствием свободных площадок с указанной нормой заполняемости.

На указанные административным истцом дату и время 21.08.2018 в 09 часов 03 минуты в Администрацию города Норильска руководителем Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи «Возможность» Е.В. подано уведомление о проведении публичных мероприятий в форме митингов ДД.ММ.ГГГГ с 07 часов 00 минут до 22 часов 00 минут в 12 местах, в том числе на площади Театральной с предполагаемым количеством участников до 1 600 человек.

Также 21.08.2018 в 09 часов 01 минуту руководителем Норильской местной молодежной общественной организации поддержки гражданских инициатив «Молодежный совет» О.В. в отдел обращений граждан Администрации города Норильска подано уведомление о проведении публичных мероприятий в форме митингов 06.09.2018 с 07:00 часов до 22:00 часов в 10 местах проведения публичных мероприятий.

Информация о поступлении указанных уведомлений была размещена на официальном сайте муниципального образования город Норильск в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Администрацией г.Норильска соблюдены установленные действующим законодательством требования к процедуре приема, рассмотрения и уведомления заявителя о принятом решении.

На территории муниципального образования город Норильск Приложением к постановлению Администрации города Норильска от 22.11.2016    №558 «Об установлении нормы предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования город Норильск» установлены нормы предельной заполняемости открытых территорий в местах проведения публичных мероприятий на территории городского округа город Норильск Красноярского края Российской Федерации из расчета один человек на один квадратный метр.

В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведение которых не требуется, устанавливаются субъектами РФ, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 24 декабря 2015 №9-4108 «Об отдельных вопросах проведения в Красноярском крае собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения определяются Правительством края с учетом предложений, поступивших от органов местного самоуправления.

В соответствии с Перечнем единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан мест для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест, утверждённым постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2012 №709-п в соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края к таким местам в городе Норильске отнесены два места: площадь имени А.П. Завенягина по адресу: г.Норильск, Центральный район; территория, прилегающая к МБУ «Молодежный центр» по ул.Школьная 10 в районе Кайеркан г.Норильска.

Письмо Администрации города Норильска от 24.08.2018 не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку основания для отказа, предусмотренные Федеральным законом №54-ФЗ, у Администрации города Норильска отсутствовали.

Учитывая проведение публичных мероприятий в форме митингов на территории города Норильска 06.09.2018 с 07:00 часов до 22:00 часов другими организаторами и с иными целями, а также заявленную Е.Г. численность участников митинга, в целях обеспечения безопасности граждан, поддержания общественного порядка, Администрация города Норильска не имела возможности как согласовать проведение митинга, организатором которого являлась Е.Г., так и предоставить ей обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, поскольку на территории муниципального образования город Норильск на указанные дату и время места свободные для проведения публичных мероприятий в форме митинга отсутствовали.

В соответствии с ч.8 ст.4 Закона Красноярского края от 24.12.2015 №9-4108 «Об отдельных вопросах проведения в Красноярском крае собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» одновременное проведение двух и более собраний, митингов, шествий, демонстраций в одном месте не допускается.

Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо – Норильский местный общественный фонд поддержки молодежи «Возможность», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения административного дела, представителя в судебное заседание не направило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.

Суд не признал явку представителя заинтересованного лица в судебное заседание обязательной и считает, что его неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии с положениями ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании Е.Г. (организатор публичного мероприятия) и Ш. (уполномоченное лицо) показали, что 21.08.2018 они подавали уведомление о проведении публичного мероприятия, отказ в согласовании которого оспаривается административным истцом. Около 08 часов 30 минут они прибыли в общественную приемную Администрации города Норильска, расположенную в д.26 по Ленинскому проспекту, при этом стали производить видеозапись, были первыми, других посетителей не было, в 09 часов 00 минут постучали в кабинет, в 09 часов 02 минуты их принял работник администрации, зарегистрировал уведомление о проведении митинга, поставил на уведомлении штамп с указанием времени 09 часов 05 минут, после чего они покинули указанное помещение.

Свидетель М. в судебном заседании показала, что работает начальником отдела обращений граждан Администрации города Норильска, в компетенцию которого входит, в том числе, прием и регистрация уведомлений о проведении публичных мероприятий. Отдел располагается в двух кабинетах - и , которые находятся по проспекту Ленинскому, 26. В указанные помещения можно попасть через два разных входа. Регистрация уведомлений производится специалистами отдела в программе «Электронный документооборот. Дело». Программа единая для всех специалистов, имеет сквозную нумерацию, то есть номера поступившим уведомлениям программой присваиваются автоматически в порядке поступления уведомлений, внести изменения относительно порядкового номера регистрации в программе невозможно.

Допрошенная в качестве свидетеля Ж. в судебном заседании показала, что работает главным специалистом в отделе обращений граждан Администрации города Норильска, отдел располагается в д.26 по пр.Ленинскому в г.Норильске, занимает 2 кабинета - и , её рабочее место находится в кабинете , в должностные обязанности входит, в том числе, прием и регистрация уведомлений о проведении публичных мероприятий. 21.08.2018 к 09:00 часам она пришла на работу, в коридоре находились Е.Г. и Ш., которые примерно в 09 часов 01 минуту зашли к ней в кабинет, подали уведомление о проведении публичного мероприятия, она включила компьютер, зашла в программу электронного документооборота, визуально ознакомилась с поданным уведомлением, открыла в программе папку «Извещения, уведомления», в которой внесла первичные данные об уведомлении и организаторе, программа при этом автоматически присвоила уведомлению номер, после этого она поставила на уведомлении оттиск штампа с указанием номера, присвоенного уведомлению программой, проставив дату и время – 09 часов 05 минут, именно такое время было в этот момент. Кабинет , в котором также осуществляется регистрация уведомлений о проведении публичных мероприятий, расположен примерно в 30-50 метрах от кабинета .

Свидетель Н. в судебном заседании показала, что работает в должности главного специалиста отдела обращений граждан Администрации города Норильска, отдел располагается в д.26 по пр.Ленинскому в г.Норильске, занимает 2 кабинета - и , её рабочее место находится в кабинете . В её должностные обязанности входит, в том числе, прием и регистрация уведомлений о проведении публичных мероприятий. 21.08.2018 примерно в 08:30-08.45 она пришла на работу, находился ли кто-либо возле входа или в коридоре она не обращала внимания. Примерно в 09:00 часов в кабинет зашел посетитель – Дудченко, которая подала уведомление о проведении публичных мероприятий, она зарегистрировала в программе «Дело» во вкладке «Уведомления и извещения» указанное уведомление, проставила оттиск штампа на уведомлении, номер, присвоенный программой в автоматическом режиме, а также дату и время поступления уведомления, при этом время было проставлено ею по часам, которые отображались на экране монитора компьютера, оно является точным, номер уведомлению программой был присвоен «54», время, когда производилась регистрация было 09 часов 03 минуты. Обращался ли кто-нибудь в этот день с уведомлениями о проведении публичных мероприятий к иным сотрудникам отдела он не знает, ею больше подобные уведомления не регистрировались. Изменить порядковый номер уведомления, присвоенный программой, невозможно.

Заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, ознакомившись с представленной административным истцом видеозаписью, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 14-П от 13 мая 2014 года указал, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31), рассматривает это право в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в котором признается идеологическое и политическое многообразие, обеспечивается на основе юридического равенства государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина (статья 1; статья 13, части 1 и 3; статья 19, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64). Конституционное право на свободу мирных собраний, как одно из наиболее значимых проявлений социально-политической свободы личности, входит в систему демократических институтов, способствующих выявлению и формированию воли и интересов граждан Российской Федерации в рамках мирного конструктивного диалога между гражданским обществом и публичной властью.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что 21.08.2018 Е.Г. в Администрацию города Норильска подано уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга с целью «Выступление против принятия закона о повышении пенсионного возраста». Согласно поданному уведомлению митинг должен был состояться 06 сентября 2018 года с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на площади «Театральная» у здания Норильского Заполярного театра драмы имени Вл.Маяковского по ул. Ленинский проспект, д. 34 в городе Норильске с количеством участников до 800 человек.

Уведомление зарегистрировано за №55, согласно оттиску штампа на уведомлении и отметок специалиста оно принято в отделе обращений граждан Администрации города Норильска в 09 часов 05 минут 21.08.2018.

В соответствии с постановлением Администрации города Норильска от 14.01.2010 заместитель Главы города Норильска по общим вопросам обеспечивает исполнение Администрацией города Норильска полномочий по вопросам организации проведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск публичных мероприятий на территории муниципального образования город Норильск.

Аналогичные обязанности закреплены в должностной инструкции заместителя Главы города Норильска по общим вопросам (п.4.6.5).

Письмом заместителя Главы города Норильска по общим вопросам Т. от 24.08.2018 за Е.Г. сообщено о невозможности согласования проведения заявленного в уведомлении публичного мероприятия в связи с тем, что на указанное в уведомлении дату и время проведения митинга во всех общественных местах с массовым нахождением граждан будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами с иными целями, указано на отсутствие свободных площадок с указанной нормой заполняемости.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

Статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, при этом одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 приведенного Федерального закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 приведенного Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В силу части 1 статьи 8 данного Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которая неоднократно высказывалась им в решениях, предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, оно не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера; предложенный вариант проведения публичного мероприятия должен учитывать возможность достижения правомерных целей этого мероприятия (свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики) и соответствовать его социально-политическому значению (Определение от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, Постановление от 15 января 1998 года N 2-П, Постановление от 18 февраля 2000 года N 3-П, Определение от 1 июня 2010 года N 705-О-О).

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

По смыслу указанных норм необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 2 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.

При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.

В случае невозможности выполнения этих требований Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.

В соответствии с ч.1.1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведение которых не требуется, устанавливаются субъектами РФ, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 24 декабря 2015 №9-4108 «Об отдельных вопросах проведения в Красноярском крае собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения определяются Правительством края с учетом предложений, поступивших от органов местного самоуправления.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона Красноярского края от 24 декабря 2015 №9-4108 «Об отдельных вопросах проведения в Красноярском крае собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» одновременное проведение двух и более собраний, митингов, шествий, демонстраций в одном специально отведенном месте не допускается.

Утвержденным в соответствии с частью 1.1 ст.8 Федерального закона №54-ФЗ и статьей 103 Устава Красноярского края постановлением Правительства Красноярского края от 27 декабря 2012 г. №709-п Перечнем единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан мест (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Красноярского края от 17.07.2018 №416-п) к таким местам в городе Норильске отнесены: Площадь имени Авраамия Павловича Завенягина в Центральном районе города Норильска; территория, прилегающая к муниципальному бюджетному учреждению «Молодежный центр» по адресу: г.Норильск, район Кайеркан, ул.Школьная, д.10.

Согласно пунктам 2 и 5 статьи 4 указанного Закона Красноярского края предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 1000 человек.

Организаторы публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, вправе в любой форме известить органы местного самоуправления о намерении провести указанное мероприятие в специально отведенном месте.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", проведение публичного мероприятия, уведомление о котором не требуется, не исключает обязанность его организатора обеспечить безопасность участников публичного мероприятия при его проведении и предполагает необходимость информирования организатором публичного мероприятия органа публичной власти о намерении провести данное мероприятие в специально отведенном месте в срок, предусмотренный соответствующим законом субъекта РФ. При этом, если данный срок законом субъекта РФ не установлен, информирование может быть осуществлено в срок, указанный в части 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела, 21.08.2018 в отдел обращений граждан Администрации города Норильска руководителем Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи «Возможность» Е.В. подано уведомление о проведении публичных мероприятий в форме митингов 06.09.2018 с 07 часов 00 минут до 22 часов 00 минут в 12 местах, в том числе на площади Театральной с предполагаемым количеством участников до 1 600 человек. Заявленная цель мероприятий: «Лефлейтинг и промо-продвижение социально-значимых услуг, оказываемых молодежи города».

Из копии уведомления следует, что оно зарегистрировано за , согласно оттиску штампа на уведомлении и отметок специалиста оно принято в отделе обращений граждан Администрации города Норильска в 09 часов 03 минуты.

Кроме этого, 21.08.2018 руководителем Норильской местной молодежной общественной организации поддержки гражданских инициатив «Молодежный Совет» О.В. в отдел обращений граждан Администрации города Норильска подано уведомление о проведении публичных мероприятий в форме митингов 06.09.2018 с 07:00 часов до 22:00 часов в 10 местах проведения публичных мероприятий, с заявленной целью «Информационная кампания о деятельности организации».

Суд не усматривает каких-либо нарушений требований закона при подаче и принятии указанных уведомлений.

Суд считает установленным факт подачи Е.В. уведомления в 09 часов 03 минуты 21.08.2018, что подтверждается показаниями свидетеля Н., оснований не доверять которым суд не находит, поскольку они являются последовательными, согласуются с показаниями других свидетелей и не противоречат материалам дела.

Так, из представленного стороной административного ответчика копией скрин-шота страницы программы электронного документооборота видно, что 21.08.2018 были зарегистрированы: за №53 уведомление Норильской местной молодежной общественной организации поддержки гражданских инициатив «Молодежный совет» (податель О.В.); за №54 уведомление Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи «Возможность» (податель Е.В.); за №55 уведомление Е.Г. (податель Е.Г.); за №56 извещение Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр в г.Норильске» (податель Ф.).

Как установлено судом, нумерация уведомлений носит сквозной характер, номера поступившим уведомлениям присваиваются компьютерной программой автоматически в порядке очередности их поступления, возможность внесения изменений в содержащиеся в программе сведения относительно нумерации, и соответственно очередности поступления уведомлений, в ходе рассмотрения дела не установлена.

При таких обстоятельствах суд считает, что уведомление Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи «Возможность» подано с соблюдением всех требований закона в связи с чем, учитывая более раннее поступление указанного уведомления, у Администрации города Норильска отсутствовали основания для отказа в согласовании проведения заявленных в данном уведомлении публичных мероприятий, как и для отказа в согласовании мероприятий, заявленных Норильской местной молодежной общественной организацией поддержки гражданских инициатив «Молодежный совет».

Вопреки утверждениям административного истца суд полагает, что порядок приема и регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий в Администрации города Норильска отвечает установленным нормативными правовыми актами в этой области требованиям, регистрация уведомлений произведена специалистами уполномоченного структурного подразделения Администрации города Норильска в соответствии с должностной инструкцией и Положением об отделе.

Постановлением Администрации города Норильска от 22 ноября 2016 г. №558 утверждены нормы предельной заполняемости открытых территорий в местах проведения публичных мероприятий на территории городского округа город Норильск Красноярского края, всего утверждено 22 территории, соответствующие требованиям Федерального закона №54-ФЗ.

В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 17.07.2018 №416-п в перечень специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест внесены изменения, такими местами в г.Норильске таковыми определены Площадь имени Авраамия Павловича Завенягина в Центральном районе города Норильска и территория, прилегающая к муниципальному бюджетному учреждению «Молодежный центр» по адресу: г.Норильск, район Кайеркан, ул.Школьная, д.10.

    Таким образом, общее количество территорий в муниципальном образовании город Норильск, соответствующих требованиям Федерального закона №54-ФЗ, на данный момент составляет 23.

Согласно уведомлению Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи «Возможность» проведение публичных мероприятий запланировано в 13 из 23 указанных мест 06.09.2018 с 07:00 часов до 22:00 часов.

Из уведомления Норильской местной молодежной общественной организации поддержки гражданских инициатив «Молодежный совет» усматривается, что проведение публичных мероприятий указанной организацией запланировано в 10 оставшихся местах.

Цели приведенных публичных мероприятий не совпадают с целями, заявленными Е.Г.

В силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в пункте 6 статьи 4 Закона Красноярского края от 24 декабря 2015 №9-4108 «Об отдельных вопросах проведения в Красноярском крае собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Административный ответчик, рассмотрев в установленный законом срок уведомление Е.Г. от 21.08.2018, и, учитывая, что ранее были получены уведомление Норильского местного общественного фонда поддержки молодежи «Возможность» о проведении публичного мероприятия в заявленном административным истцом месте и ещё в 12 отведенных местах, а также уведомление Норильской местной молодежной общественной организации поддержки гражданских инициатив «Молодежный совет» о проведении публичных мероприятий в оставшихся 10 отведенных местах, информация о которых была опубликована в соответствии с требованиями закона, обосновано направил в адрес Е.Г. письмо с информацией о том, что на всех площадках города Норильска будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами.

Как указано выше, в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

При этом согласно положениям указанной статьи информирование организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения допустимо исключительно при наличии оснований, предусмотренных в части 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается).

Вместе с тем оспариваемый ответ Администрации города Норильска не содержит информации о невозможности проведения заявленного публичного мероприятия по указанным в приведенной части статьи основаниям, то есть по существу не содержит отказа в проведении публичного мероприятия.

Совокупность вышеприведенных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемый ответ не является отказом в проведении публичного мероприятия, не нарушает право административного истца на свободу собраний, поскольку письмо содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в требуемое время, а также мотивированное указание на невозможность предложения по изменению места проведения публичного мероприятия.

Оспариваемое письмо позволяло административному истцу решить вопрос о согласовании иного времени проведения мероприятия, после чего реализовать гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Не влечет признания оспариваемого ответа незаконным и ссылка административного истца на ограничение его права на проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест. Сведения об осуществлении действий для согласования с администрацией такой возможности административным истцом не представлены. Между тем проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с администрацией муниципального образования (часть 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение заместителя Главы горда Норильска по общим вопросам о невозможности согласования заявленного публичного мероприятия в форме митинга соответствует требованиям закона, принято с учетом баланса прав и законных интересов граждан, в рамках предоставленной должностному лицу компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, прав административного истца оно не нарушало, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Болнакова В.В. к Администрации города Норильска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                         С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

изготовлено 05.09.2018 в 15 часов 00 минут.

2а-2455/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Болнаков В.В.
Болнаков Виталий Владимирович
Ответчики
Администрация г. Норильска
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
norilsk.krk.sudrf.ru
31.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
31.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2018[Адм.] Судебное заседание
05.09.2018[Адм.] Судебное заседание
05.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее