Решение по делу № 2а-3090/2018 от 17.05.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2018 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Антипиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3090/2018 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительного фонда «Дорога к жизни»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Минюста России по Иркутской области обратилось в суд с административным исков, в обосновании требований, указав, что Благотворительный фонд «Дорога к жизни» зарегистрирован МИФНС России № 17 по Иркутской области ** за основным государственным регистрационным номером Сведения о Благотворительном фонде «Дорога к жизни» внесены в ЕГРЮЛ. Место нахождения фонда – ..., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от **. Руководителем фонда является ПСВ. ** Управлением установлено нарушение административным ответчиком ФЗ «О некоммерческих организациях», которое выразилось в непредставлении отчета о своей деятельности за 2016 или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению информации на информационных ресурсах Минюста России в сети интернет в установленный срок. Вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений в срок до **, нарушения законодательства не устранены. ** в адрес Управления поступило обращение ИФНС России по г. Ангарску с просьбой обратиться в суд с заявлением о ликвидации ответчика, в связи с тем, что фонд не предоставляет отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, не осуществляет операции по расчетным счетам. Указанная информация нашла свое подтверждение, установлено, что административным ответчиком не предоставляется отчетная документация с 2016-2017, что является основанием для обращения с настоящим иском. Допущенные нарушения являются основанием для ликвидации юридического лица. Просит ликвидировать Благотворительный фонд «Дорога к жизни» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц

В судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста России по Иркутской области не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Благотворительного фонда «Дорога к жизни» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения административного дела путем направления почтовой корреспонденции, однако направленную в его адрес судебную корреспонденцию не получил, конверт возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения». Суд полагает, что предприняты полные и достаточные меры для извещения административного ответчика о времени и месте рассмотрения административного дела.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В письменном отзыве на иск указано, что возражают против ликвидации, т.к. у административного ответчика имеется задолженность по денежным взысканиям за нарушения налогового законодательства.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, материалы приказного производства, оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Заявление в суд о ликвидации местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации. (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, административное исковое заявление согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции России от 03 марта 2014 года № 26, Положению о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения.

В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (части 1 и 2).

Статьей 44 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 части 1).

К числу грубых нарушений пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» относит действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также названо нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. Кроме того, к грубым отнесены нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В порядке статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности благотворительной организации, нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Положениями Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах реализации отдельных положений Федеральных законом, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено:

Благотворительный фонд «Дорога к жизни» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ** за , запись о государственной регистрации внесена МИФНС России № 17 по Иркутской области.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра руководителем фонда является ПСВ, юридический адрес регистрации: ... дом.

Административным ответчиком допущено нарушение вышеуказанных положений закона.

Так, в нарушение пп.3.3.1, 3.2, статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» Благотворительный фонд «Дорога к жизни» не исполнил обязанность по предоставлению у Управление отчета о своей деятельности за 2016 или сообщения о продолжении деятельности, а также не исполнил обязанность по размещению данной информации в ресурсах Минюста России в сети интернет в срок установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

** в адрес административного ответчика направлено письменное предупреждение об устранении указанных допущенных нарушений в срок до **. Кроме того, не устранены данные нарушения и повторно на основании предупреждения Управления от **, в срок до **.

** ИФНС России по г. Ангарску обратилось в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области с просьбой обратиться в суд с заявлением о ликвидации административного ответчика в связи с тем, что Благотворительный фонд «Дорога к жизни» не предоставляет отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, не осуществляет операций по расчетным счетам в банке.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не соблюдаются требования абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым общественная организация обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, однако в 2016, 2017 годах административным ответчиком такие отчеты не составлялись.

Указанное свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частями 1, 3 статьи 6, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьей 120 Налогового кодекса РФ некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Суд находит установленным, что организацией были допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ является основанием для ее ликвидации.

Каких-либо доказательств, указывающих на отсутствие нарушений, на принятие мер по их устранению, в материалах дела не имеется.

При рассмотрении дела суд не принимает возражения на административный иск, представленные УФНС России по Иркутской области, при этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела по состоянию расчетов на ** у Благотворительного фонда «Дорога к жизни» имеется незначительная задолженность по налогам и недоимкам – денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 300,00 рублей.

По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20.12.006 года N 67 «О некоторых вопросах практики применений положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», разъяснил, что заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано налоговым органом лишь при наличии у него доказательств обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджет.

Таким образом, статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, а потому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

С учетом изложенного, суд отклоняет возражения заинтересованного лица УФНС России по Иркутской области в части необоснованности административного иска, т.к. доказательств того, что в случае непризнания административного ответчика прекратившим свою деятельность, имеется реальная возможность взыскания обязательных платежей, суду не представлено. УФНС России по Иркутской области не было лишено возможности на обращение в суд с иском о принудительном взыскании задолженности, однако своими правами не воспользовалась.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае, с учетом неоднократного непредставления общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, обращение в суд с требованием о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, является законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. Вместе с тем, имея ввиду то обстоятельство, что настоящее решение является основанием для исключения административного ответчика из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с чем в силу взаимосвязанных положений пп. 1 и 2 ст. 48, пп. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ, его правоспособность, в том числе, обязанность по уплате государственной пошлины, являющейся сбором, прекратится, суд полагает возможным не взыскивать государственную пошлину с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 263-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительного фонда «Дорога к жизни»», удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд «Дорога к жизни», основной государственной регистрационный номер и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 26 июня 2018 года.

Судья М.В. Ягжова

2а-3090/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской обл.
Ответчики
Попов С. В.
Благотворительный фонд "Дорога к жизни"
Попов Сергей Вячеславович
Другие
Управление ИФНС России по Иркутской области
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Ягжова М. В.
Дело на сайте суда
angarsky.irk.sudrf.ru
17.05.2018Регистрация административного искового заявления
17.05.2018Передача материалов судье
17.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2018Подготовка дела (собеседование)
08.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2018Судебное заседание
25.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2018Дело оформлено
11.09.2018Дело передано в архив
10.05.2020Регистрация административного искового заявления
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Подготовка дела (собеседование)
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее