САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-4122/2019 Судья: Смирнова Н.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 11 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Стаховой Т.М. |
судей |
Бутковой Н.А. Ильичевой Е.В. |
при секретаре |
Зимиревой И.А. |
рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-5356/2018 по апелляционной жалобе представителя Жилищно-строительного кооператива № 1063 на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2018 года, принятое по административному иску Жилищно-строительного кооператива № 1063 к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписание.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца – Волковой Н.Г., представителя административного ответчика – Горошко М.В., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ Санкт-Петербурга) по результатам проверки исполнения предписания 05/3455-р от 14 марта 2018 года об устранении нарушений жилищного законодательства, выдано новое предписание № 05/7305-р от 14 июня 2018 года, обязывающее Жилищно-строительный кооператив № 1063 (далее – ЖСК № 1063) произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, исходя из снятых при проведении проверки показаний приборов учета в квартире №....
Как указал административный истец, предписание ГЖИ Санкт-Петербурга вынесено без учета того, что ЖСК №1063 проверка правильности показаний приборов учета не проводилась; поверка приборов учета произведена собственником квартиры №... самостоятельно 12 октября 2017 года - по истечении установленного для проведения поверки срока. Поскольку сведения о показаниях индивидуальных приборов учета собственником в управляющую компанию в течение длительного периода времени не представлялись, расчет размера платы за коммунальные услуги производился по среднемесячному объему потребления в соответствии с п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), при этом перерасчет при дальнейшем предоставлении показаний названными Правилами не предусмотрен.
Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое предписание ГЖИ Санкт-Петербурга не соответствует критерию исполнимости, в соответствии с которым изложенные требования должны быть реально исполнимы, содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, в то время как оспариваемым предписанием на административного истца возложена обязанность «устранить нарушения».
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - Волкова Н.Г.на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Представитель административного ответчика - Горошко М.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 12 марта 2018 года ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения № 05/3455-Р от 5 марта 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЖСК № 1063, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Наставников, дом 11, корпус 1 (л.д. 97, 80-81).
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило обращение собственника квартиры №... в названном жилом доме <...> от 21 февраля 2018 года, содержащие информацию о нарушении прав потребителя по расчету оплаты за предоставленные коммунальные услуги.
В процессе внеплановой проверки ГЖИ Санкт-Петербурга установлено, что <...>. обратилась в ЖСК № 1063 с заявлением о проведении перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также водоотведению за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года. Квартира №... в доме 11 корпус 1 по пр. Наставников в Санкт-Петербурге оборудована индивидуальными приборами учета, на основании которых показания передавались до октября 2016 года. С октября 2016 по сентябрь 2017 показания не передавались по объективным причинам, в связи со смертью предыдущего собственника. В октябре 2017 года истек срок поверки индивидуальных приборов учета, новым собственником произведена поверка приборов учета, в управляющую организацию представлены копии свидетельств о поверке от 12 октября 2017 года, согласно которых они пригодны для использования.
В свою очередь, ЖСК №1063 перерасчет стоимости жилищно-коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также водоотведению исходя из снятых в ходе поверки 12 октября 2018 года показаний проверяемых приборов учета, не произведен, что является нарушением п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
12 марта 2018 года по результатам внеплановой выездной проверки ГЖИ Санкт-Петербурга составлен акт № 05\3455-р, а также выдано Предписание №05/3455-р о проведении перерасчета начислений по коммунальным услугам по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в квартире №...л.д. 80-81).
По результатам проверки исполнения вышеназванного предписания от 12 марта 2018 года установлено, что предписание № 05/3455-р в полном объеме не исполнено, а именно, согласно акта проверки № 05/7305-р от 14 июня 2018 года, перерасчет коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, произведен за октябрь 2017 года и за январь 2018 года (л.д. 36-38).
14 июня 2018 года ГЖИ Санкт-Петербурга выдано новое предписание №05/73 05-Р об устранении в срок до 10 августа 2018 года выявленных нарушений, выразившихся в не произведении перерасчета стоимости коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, исходя из снятых при проведении проверки показаний приборов учета в квартире №....
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений со стороны административного ответчика норм действующего законодательства при вынесении предписания от 14 июня 2018 года не допущено, а само предписание соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре. Согласно данного Положения задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).
Согласно п.3 ч.5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила).
Подпунктом "г" пункта 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Пунктом 42 Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно п. 61 названных Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно пунктам 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно акта приемки приборов учета расхода холодной и горячей воды на коммерческий учет, с 10 октября 2011 года квартира №... дома 11 корпус 1 по пр. Наставников в Санкт-Петербурге оснащена индивидуальными приборами учета, соответствующими действующим нормам; датой следующей поверки прибора учета заводской номер 11260124 указано 10 октября 2017 года, датой поверки прибора учета № 11451182 установлено 10 октября 2015 года.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что до октября 2016 года размер платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, подлежащей уплаты собственником квартиры №..., определялся исходя из показаний вышеназванных приборов учета. Согласно представленных административным ответчиком показаний счетчиков, по состоянию на 1 сентября 2016 года расход ХВС составил 106 куб., расход ГВС – 76 куб. (л.д.90 оборот).
С октября 2016 года по август 2017 года показания индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды собственником квартиры №... не представлялись по объективным причинам (в связи с его смертью). Согласно выставленным счет-квитанциям с октября 2016 года по сентябрь 2017 года, в разделе показания счетчиков указаны показатели по состоянию на сентябрь 2016 года ХВС - 106, ГВС 76; начисления за услуги горячего и холодного водоснабжения производились по нормативу.
После вступления в наследство новый собственник помещения <...> представила в управляющую компанию свидетельства о поверке приборов учета №105129, №105130 от 12 октября 2017 года, согласно которым приборы учета с заводскими номерами 11260124 и 11451182 находятся в исправном (работоспособном) состоянии. При проведении поверки, актом ввода в эксплуатацию вышеназванных квартирных приборов учета от 12 октября 2017 года сняты показания приборов учета на момент ввода ГВС - 77,242 куб. и ХВС - 109,211 куб.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что потребителем (собственником) представлены достоверные сведения о показаниях приборов учета ГВС и ХВС, приборы находятся в исправном состоянии, но имеются расхождения между показаниям проверяемых приборов учета и объемом коммунального ресурса, который был использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующие расчетные периоды.
Доводы административного истца, о том, что срок поверки приборов учета ХВС и ГВС истек, следовательно, показания отраженные в акте от 12 октября 2017 года являются начальными показаниями для последующих расчетов, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку после истечения срока поверки прибора учета № 11451182 10 октября 2015 года, ЖСК №1063 вплоть до сентября 2016 года принимались его показания от предыдущего собственника, что административным истцом не оспаривалось, а поверка прибора учета №11260124 произведена 12 октября 2017 года, т.е. спустя два дня после истечения срока прошлой поверки, установленного до 10 октября 2017 года.
Уведомление собственника о необходимости проверки приборов учета в материалы дела не представлено. В установленном п. 85 Правил порядке, проверка индивидуальных приборов учета в квартире №..., ЖСК № 1063 не проведена.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о принятии ЖСК № 1063 всех зависящих от нее мер, направленных на недопущение нарушений п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг.
Произведенный ЖСК перерасчет стоимости жилищно-коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению собственнику квартиры №... за октябрь 2017 года и за январь 2018 года, со ссылкой на принятое общим собранием собственников от 29 апреля 2016 года решение (п. 22 протокола от 29 апреля 2016 года) согласно которому, в случае непредставления без уважительных причин показаний счетчиков более 2 месяцев, не производятся перерасчеты по ХВС, ГВС и водоотведению более 2 предыдущих месяцев, обоснованно не принят ГЖИ Санкт-Петербурга в качестве надлежащего исполнения предписания Инспекции от 12 марта 2018 года № 05/3455-р, поскольку в данном случае причины непредставления показаний ИПУ вызваны объективными, непредвиденными обстоятельствами, связанными со смертью собственника жилого помещения.
Таким образом, выдавая 14 июня 2018 года ЖСК № 1063 предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, ГЖИ Санкт-Петербурга действовало законно и обоснованно. Установленный срок для устранения недостатков – 10 августа 2018 года, является разумным и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить организации. Предписание выдано по результатам документарной проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении плановой документарной проверки соблюдения жилищного законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: