Судья Сайфуллин М.Ш. УИД 16RS0046-01-2023-001461-71
дело № 2-2508/2023
№ 33-10220/2023
учёт № 129г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Никулиной О.В., Шакировой З.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Земдихановым Н.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционным жалобам Серкова А.В. и Еремеева Д.А. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 14 марта 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Еремеева Дмитрия Анатольевича, Серкова Анатолия Викентьевича к Исполнительному комитету МО г. Казани, НО «Фонд ЖКХ РТ», ООО «Консорциум Строительных Компаний», МУП «СТН», Татарстанскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» о возврате перечисленных денежных средств на спецсчет, запрете осуществлять перечисление денежных средств со спецсчета, о понуждении к выполнению обязательств по финансированию работ из средств регионального бюджета субъекта РФ, проведению капитального ремонта в соответствии со строительными нормами, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения Серкова А.В. и Еремеева Д.А. в поддержку апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Еремеев Д.А., Серков А.В. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету МО г. Казани, НО «Фонд ЖКХ РТ», ООО «Консорциум Строительных Компаний», МУП «СТН», Татарстанскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» о возврате перечисленных денежных средств на спецсчет, запрете осуществлять перечисление денежных средств со спецсчета, о понуждении к выполнению обязательств по финансированию работ из средств регионального бюджета субъекта РФ, проведению капитального ремонта в соответствии со строительными нормами. В обоснование заявленных исковых требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) № <адрес> <адрес>. В соответствии с решением Вахитовского районного суда г. Казани от 27 августа 2014 года по делу № 2-8465/2014, в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» на спецсчёте .... аккумулируются взносы собственников помещений МКД <адрес> на капитальный ремонт. По состоянию на 29 июля 2022 года аккумулированная на данном спецсчёте сумма составляла 1 028 548,33 руб.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года по делу ...., ИКМО г. Казани обязан произвести капитальный ремонт МКД № <адрес> <адрес>.
Капитальный ремонт МКД <адрес> согласно прилагаемого судебного акта Верховного Суда РТ должен осуществляться ИКМО г.Казани в связи с реализацией ст. 16 Закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», и напрямую финансироваться из регионального бюджета субъекта РФ, без задействования взносов на капремонт, аккумулированных на спецечёте собственниками помещений.
В течение 2022 года незаконно со спецсчёта .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» было перечислено 794 466,10 руб., что подтверждается прилагаемыми копиями банковских выписок по спецсчёту .....
Истцы 2 марта 2022 года в письменной форме обращались к руководителю Татарстанского регионального филиала АО «Россельхозбанк» с запретом на выдачу денежных средств со спецсчёта .....
Руководствуясь изложенным, истцы просили суд обязать надлежащих ответчиков осуществить возврат на спецсчёт .... в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» незаконно перечисленных денежных средств в размере 794 466,10 руб.; запретить ИКМО г. Казани и НО «Фонд ЖКХ РТ» осуществлять перечисления денежных средств со спецсчёта .... в оплату работ по капитальному ремонту МКД № <адрес> <адрес>, осуществляемому ИКМО г.Казани во исполнение апелляционного определения судебной коллегии Верховного Суда РТ от 13 августа 2018 года по делу ....; обязать ИКМО г. Казани финансировать работы по капитальному ремонту МКД №<адрес> <адрес> во исполнение апелляционного определения по делу .... из регионального бюджета субъекта РФ; осуществлять капитальный ремонт МКД № <адрес> <адрес> в объёме и перечне работ в соответствии со строительными нормами ВСН 58-88(р).
Истцы Еремеев Д.А., Серков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика НО «Фонд ЖКХ РТ» Маннапов Р.Ф. с иском не согласился.
Представитель ответчика МУП «СТН» Насыров Р.Г. с иском не согласился, просил исключить из числа ответчиков.
Представитель ответчика Татарстанский региональный филиал АО «Россельхозбанк» Бережнев М.С. с иском не согласился, просил исключить из числа ответчиков.
Представители ответчика Исполнительный комитет МО г. Казани, ООО «Консорциум Строительных Компаний» в судебное заседание не явились, извещены.
Суд постановил решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционных жалобах истцы просят решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Выражают несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Считают, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывают, что капитальный ремонт, проводимый на основании апелляционного определения Верховного Суда РТ, должен финансироваться за счет средств регионального бюджета Республики Татарстан, без привлечения денежных средств собственников, аккумулированных на спецсчете. Указывают на отсутствие предусмотренных ст.177 Жилищного кодекса РФ оснований для перечисления банком денежных средств со спецсчета, в том числе, на отсутствие протокола общего собрания собственников помещений МКД, содержащего такое решение. Отмечают, что Исполнительный комитет г. Казани нарушает как принципы финансирования капитального ремонта, так и объемы и сроки проведения капитального ремонта.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, регламентированы ст. 190.1 Жилищного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ):
1. В случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
2. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
3. Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
4. Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
5. Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи.
6. Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников
В соответствии с п.3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с ч.4 и ч.6 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
6. В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Из материалов дела следует, что Еремеев Д.А., Серков А.В. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>.
В соответствии с решением Вахитовского районного суда г. Казани от 27 августа 2014 года по делу ...., в Татарстанском региональном филиале АО «Россельхозбанк» на спецсчёте .... аккумулируются взносы собственников помещений <адрес> на капитальный ремонт. По состоянию на 29 июля 2022 года аккумулированная на данном спецсчёте сумма составляла 1028548,33 руб.
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 года по делу № 33-13090/2018, на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного <адрес>.
Решение о проведении капитального ремонта МКД принято Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани постановлением № 591 от 2 марта 2022 года в соответствии с ч. 6 ст. 189 ЖК РФ (л.д.67,68).
В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в МКД НО «Фонд ЖКХ РТ» заключены следующие договоры:
- №13-22/МКД от 25 апреля 2022 года с ООО «КСК» о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- №16-22/МКД от 29 апреля 2022 года с МУП «СТН» на осуществление строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Капитальный ремонт многоквартирного <адрес> проводился во исполнение Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 г. № 1146, в 2020-2022 годах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 г. № 1220 в 2022 году.
Акт приемки законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома приемочной комиссией подписан 1 декабря 2022 года без замечаний.
Предложение для собственников помещений о сроках начала капитального ремонта, перечне и об объёме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением капитального ремонта на 2022 год, было опубликовано на официальном сайте НО «Фонд ЖКХ РТ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в июне 2021 года. Со стороны собственников помещений в МКД, протоколов о переносе сроков проведения капитального ремонта на более поздний период не поступало. Перечень работ, включенных в региональную программу и краткосрочный план, собственниками МКД не оспорены.
Запланированные на 2022 год работы по капитальному ремонту в МКД выполнены в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства со спецсчета в АО «Россельхозбанк» используются на запланированный капитальный ремонт в соответствии с планом, таким образом оснований для возврата денежных средств на спецсчет и возложении запрета на использование спецсчета, судом не усматривается.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат.
Доводы апелляционных жалоб истцов о том, что проводимый на основании апелляционного определения Верховного Суда РТ капитальный ремонт МКД, должен финансироваться за счет средств регионального бюджета Республики Татарстан, без привлечения денежных средств собственников, аккумулированных на спецсчете, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку решение о проведении капитального ремонта принято Исполкомом г. Казани на основании п.6 ст. 189 ЖК РФ, о чем указано в постановлении от 2 марта 2022 года № 591.
Исходя из приведенных правовых позиций и принимая во внимание, что процесс приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, начавшийся в 90-е годы, продолжается в настоящее время и не ограничен каким-либо сроком, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения тех или иных работ по капитальному ремонту общего имущества таких домов с учетом нормативных сроков эксплуатации их отдельных конструктивных элементов, как правило, возникает неоднократно, сохранение за бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, ранее относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, - при том что собственники приватизированных жилых помещений в таких домах не освобождаются от несения расходов на содержание общего имущества, включая уплату взносов на капитальный ремонт (часть 4 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), - не должно трактоваться как возложение на него обязанности по производству капитальных ремонтов, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в конкретном доме.
Как установлено проведенной Прокуратурой г. Казани проверкой по коллективному обращению граждан <адрес>, ориентировочная стоимость проведения капитального ремонта <адрес> составляет 20542090 руб. В 2022 году выполнен ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения и разработка проектно-сметной документации на общую сумму 961945, 88 руб., из них средства республиканского бюджета составили 700945,01 руб,, средства муниципального образования 261000, 67 руб.
Таким образом, расходы на производство капитального ремонта финансируются как за счет средств республиканского бюджета, средств муниципального образования, так и за счет средств собственников, аккумулированных на спецсчете, что не противоречит вышеприведенным нормам жилищного законодательства.
Вопреки доводам жалобы, апелляционным определением от 13 августа 2018 года по делу № 33-13090/2018 на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани не возложена обязанность произвести капитальный ремонт за счет средств регионального бюджета Республики Татарстан. Статья 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает обязанность бывшего наймодателя производить капитальный ремонт в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 27.12.2019 № 1220 (ред. от 10.05.2023) «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан», в 2020 - 2022 годах» источниками финансирования Краткосрочного плана являются средства бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов, членов товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов (далее - ТСЖ, ЖК, ЖСК соответственно) или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем финансирования мероприятий Краткосрочного плана составит 19 069 120 341,74 рубля, в том числе средства:
бюджета Республики Татарстан - 3 674 371 977,85 рубля;
местных бюджетов - 3 212 485 979,59 рубля;
(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2022 N 1495, от 10.05.2023 N 578)
членов ТСЖ, ЖК, ЖСК или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном доме - 12 182 262 384,30 рубля.
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт в расчете на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 2020 - 2022 годы составляет 14 тыс. рублей.
МКД .... по <адрес> включен в Реестр многоквартирных домов по видам ремонта, включенных в Краткосрочный план (п. 167 приложения № 3 к Краткосрочному плану).
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истцов при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом судебного исследования и были признаны несостоятельными с приведением в решении убедительных мотивов.
Иных доводов, имеющих правовое значение, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда гКазани от 14 марта 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Серкова А.В., Еремеева Д.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи