Мотивированное решение изготовлено 04.09.2020
Гражданское дело № 2-2841/2020
66RS0006-01-2020-002907-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 августа 2020 года г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Шевелевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Болдыревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой С. В. к ТСЖ «Центрум» о защите прав потребителя, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Черепанова С.В. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Центрум» о защите прав потребителя, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что с 2010 года Черепанова С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >. ТСЖ «Центрум» осуществляет управление многоквартирным домом и выставляет жильцам дома счета на оплату за коммунальные услуги, содержания жиль и иных платежей. В период с января 2017 года по март 2019 года Черепанова С.В. осуществляла оплату таких услуг, как охрана и АУП, % банку, тогда как решений на общем собрании собственников об утверждении указанных тарифов и обязательства собственников осуществлять такие выплаты не существовало. По результатам обращения собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе, в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, за период с 01 августа 2016 года по 01 марта 2019 года ТСЖ «Центрум» был произведен перерасчет за услуги охраны и АУП, который отражен в квитанции за февраль 2020 года, сумма перерасчета составила 170 225 рублей. Вместе с тем, денежные средства в указанном размере не были перечислены на лицевой счет Черепановой С.В., о чем она просила в претензии от 05.03.2020, а самовольно были перечислены ответчиком в счет оплаты взноса в резервный фонд ТСЖ.
В исковом заявлении Черепанова С.В. просит взыскать с ответчика ТСЖ «Центрум» в качестве возврата денежных средств, уплаченных за услуги: взнос за услуги охраны и АУП, % банку в период с 01 августа 2016 года по 01 марта 2019 года в сумме 170 255 рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также штраф на основании Закона о защите прав потребителей.
Истец Черепанова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Дергунов К.Ю. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, суду пояснил, что в просительной части иска допущена опечатка в части указания суммы: ошибочно указано 170 255 рублей, просил взыскать с ответчика 170 225 рублей, что равно сумме перерасчета.
Представитель ответчика Ефимов И.Ю. исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на исковое заявление, указал, что денежные средства в размере 170 225 рублей были обоснованно учтены ответчиком в качестве взноса в резервный фонд, поскольку решением общего собрания членов ТСЖ от 30.01.2020 был утвержден взнос в резервный фонд в указанном размере, данное решение обязательно для исполнения, в том числе, и для истца.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Обязанности ТСЖ при управлении многоквартирным домом установлены ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и Уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 156 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
В силу п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что истец является собственником квартиры по адресу: < адрес >.
Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик ТСЖ «Центрум».
По делу не оспаривается, что за период с 01 августа 2016 года по 01 марта 2019 года истцу ответчиком был произведен перерасчет денежных средств, уплаченных за услуги: взнос на услуги охраны и АУП, на сумму 170 225 рублей, что отражено в квитанции за февраль 2020 года (л.д. 14, 17).
Также никем по делу не оспаривается, что указанная сумма перерасчета учтена ответчиком в качестве взноса в резервный фонд, размер которого утвержден решением общего собрания членов ТСЖ «Центрум» от 30.01.2020.
05.03.2020 Черепанова С.В. обратилась к ответчику с претензией, в которой просила произвести возврат суммы перерасчета путем перечисления денежных средств по банковским реквизитам, данная претензия оставлена без удовлетворения, в связи с чем, Черепанова С.В. обратилась в суд с иском.
Разрешая исковые требования, исходя из вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что ответчик при наличии претензии истца, содержащей требование о перечислении суммы произведенного перерасчета на ее счет, несмотря на наличие решения общего собрания членов ТСЖ «Центрум» от 30.01.2020 об утверждении размера взноса в резервный фонд, не имел правовых оснований для перечисления суммы перерасчета 170 225 рублей в счет оплаты взноса в резервный фонд, поскольку возникшие между сторонами правоотношения в связи с наличием либо отсутствием у истца обязанности оплатить взнос в резервный фонд носят иной правовой характер и принятое решение общего собрания членов ТСЖ «Центрум» от 30.01.2020 не может являться безусловным основанием для признания действий ответчика правомерными. Перечисление ответчиком суммы перерасчета в счет оплаты взноса в резервный фонд в отсутствие на это согласия истца не может свидетельствовать о надлежащем исполнении ответчиком своих обязательств перед потребителем по возвращению суммы, на которую был произведен перерасчет незаконно произведенных ответчиком ранее начислений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 170 225 рублей, что равно сумме произведенного ответчиком перерасчета за период с 01 августа 2016 года по 01 марта 2019 года.
На отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку доводы истца о нарушении ответчиком его прав, как потребителя, нашли свое подтверждение в судебном заседании, требования истца о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд считает, что в счет компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца необходимо взыскать 2 000 рублей.
Поскольку в добровольном порядке требования истца ответчиком не удовлетворены, на основании пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф от суммы, присужденной к взысканию с ответчика в пользу истца, в размере 86 112 руб. 50 коп., исходя из расчета: 170 225 + 2 000 / 2.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 904 руб. 50 коп., из которых 300 рублей за требование о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ТСЖ «Центрум» в пользу Черепановой С. В. денежные средства в размере 170 225 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 86 112 руб. 50 коп.
Взыскать с ТСЖ «Центрум» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 904 руб. 50 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.В. Шевелева