Судья Сингатулина И.Г. Дело № 33а-5685/2020
УИД: 76RS0024-01-2020-001521-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,
судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
9 октября 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя ООО «КРиАл» по доверенности Грачёва Евгения Светлановича на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 8 июля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ООО «КРиАл» отказать».
Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
15.01.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля возбуждено исполнительное производство №<данные изъяты> от 15.01.2018 в отношении должника ФИО, предмет исполнения: задолженность в размере 127000 руб. в пользу ООО «КРиАл».
16.10.2019 вынесено постановление о передаче взыскателю нереализованного имущества – автомобиля <данные изъяты>, гос. рег.знак «<данные изъяты>». Данное транспортное средство передано взыскателю по акту приема-передачи от 16.10.2019 без ключей, свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства.
14.11.2019 ООО «КРиАл» передало вышеуказанный автомобиль на утилизацию АО «Вторцветмет», имеющему лицензию <данные изъяты>, выданную департаментом промышленной политики Ярославской области 26.08.2009.
Одновременно ООО «КРиАл» обратилось в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ярославской области (далее по тексту - МРЭО ГИБДД (г. Ярославль) УМВД России по Ярославской области) с заявлением №<данные изъяты> о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией. В принятии данного заявления было отказано по причине отсутствия предыдущего собственника транспортного средства ФИО.
25.11.2019 ООО «КРиАл» обратилось в МОТОР АМТС ГИБДД УМВД России по Ярославской области с заявлением о разъяснении порядка снятия с учета утилизированного транспортного средства, переданного ООО «КРиАл» в порядке ст. 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
13.12.2019 МРЭО ГИБДД (г. Ярославль) УМВД России по Ярославской области дан ответ, в котором указано, что прекращение регистрации (снятие с учета) транспортного средства производится с физического (юридического) лица, на который данный автомобиль поставлен на регистрационный учет, прекратить регистрацию автомобиля с ООО «КРиАл» в настоящее время не представляется возможным.
19.02.2020 ООО «КРиАл» повторно обратилось в УМВД России по Ярославской области с заявлением о разъяснении порядка снятия с учета утилизированного транспортного средства, переданного ООО «КРиАл» в порядке ст. 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В ответе УМВД России по Ярославской области от 02.03.2020 указано, что ООО «КРиАл» не является владельцем автомобиля <данные изъяты>, гос. рег.знак «<данные изъяты>». Снятие с государственного учета транспортного средства возможно в случае обращения представителя организации, уполномоченной в установленном порядке на утилизацию транспортных средств, и осуществившей утилизацию указанного транспортного средства, при предъявлении документов, предусмотренных п.27 Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утв. приказом МВД России от 21.12.2019 №950.
ООО «КРиАл» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (г. Ярославль) УМВД России по Ярославской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем снятия с государственного учета автомобиля <данные изъяты>, гос.рег.знак «<данные изъяты>».
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика УМВД России по Ярославской области, а также заинтересованное лицо ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области.
Представитель административного истца по доверенности (л.д.10) Грачев Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что автомобиль был передан Обществом на утилизацию, но без снятия транспортного средства с регистрационного учета завершить процедуру утилизации не представляется возможным.
Представители административного ответчика по доверенности (л.д.47, 49) Кузнецова Е.Е., Близняков Р.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали. Пояснили, что автомобиль может быть снят с регистрационного собственником, либо владельцем транспортного средства при постановке его на регистрационный учет. Чтобы прекратить регистрацию за конкретным лицом, автомобиль должен быть поставлен на учет за этим лицом. Владелец транспортного средства, в данном случае ООО «КРиАл» обязан был поставить транспортное средство на учет.
Заинтересованное лицо ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя УМВД России по Ярославской области по доверенности Близнякова Р.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовые основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги, связанной с прекращением государственной регистрации транспортного средства, переданного административному истцу в соответствии со ст. 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с его утилизацией, имелись, услуга ООО «КРиАл» сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области не была предоставлена на законных оснований, в связи с чем его требования о признании бездействия незаконным не подлежат удовлетворению. Регистрационные действия в отношении транспортного средства не могут быть выполнены в связи с обращением с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета неуполномоченного на то лица.
В силу п. 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») с указанным заявлением вправе обратиться организация, уполномоченная на проведение утилизации транспортных средств. Кроме того, административное исковое заявление в части обжалования ответа МРЭО ГИБДД (г. Ярославль) УМВД России по Ярославской области от 13.12.2019 подано в суд с нарушением установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд.
С выводами суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований судебная коллегия соглашается.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Согласно абз. 2 п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД на момент обращения административного истца с заявлением о прекращении государственной регистрации принадлежащего ему транспортного средства был установлен Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», утв. Приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 (далее - Правила), а также Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605 (далее - Административный регламент), из анализа которых следует, что с заявлением об утилизации транспортного средства может обратиться только его собственник либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами.
Согласно абз. 3 п.9 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является прекращение регистрации (снятие с учета) или отказ в прекращении регистрации (снятие с учета) транспортного средства.
Результатом выполнения административной процедуры по приему заявления является решение должностного лица о приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо отказе в приеме и регистрации заявления и документов, путем проставления отметки в заявлении, заверенной подписью с указанием фамилии сотрудника, даты и времени их принятия.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится, в том числе обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
В соответствии с п. 71 Административного регламента снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, следует, что владелец транспортного средства, обладающий правом на подачу заявления о снятии транспортного средства с регистрационного учета, в том значении, которое придается данному понятию в Федеральном законе от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство в органах ГИБДД, а не собственник транспортного средства, исходя из смысла гражданского законодательства, приобретший право собственности на транспортное средство по какому-либо основанию.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.10.2019 нереализованное имущество должника ФИО - автомобиль <данные изъяты>, гос.рег.знак «<данные изъяты>», было передано по акту приема-передачи от 16.10.2019 взыскателю ООО «КРиАл» на основании ст. 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 14.11.2019 ООО «КРиАл» передало вышеуказанный автомобиль на утилизацию АО «Вторцветмет». После передачи нереализованного имущества ООО «КРиАл» на регистрационный учет транспортное средство не поставил. На момент обращения к административному ответчику с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства и на момент рассмотрения дела судом, указанное транспортное средство зарегистрировано за ФИО, в связи с чем МРЭО ГИБДД (г. Ярославль) УМВД России по Ярославской области на законных основаниях отказало ООО «КРиАл» в принятии заявления о прекращении регистрации транспортного средства.
Указанным правом в силу п. 71 Административного регламента обладает организация, уполномоченная на проведение утилизации транспортных средств, при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске административным истцом трехмесячного срока для обращения в суд в части требований об оспаривании ответа МРЭО ГИБДД (г. Ярославль) УМВД России по Ярославской области от 13.12.2019г., поскольку ООО «КРиАЛ» с настоящим административным иском обратилось в суд 22.05.2020г. Какие-либо уважительные причины для восстановления пропущенного срока административным истцом не указаны и по делу не установлены.
Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, так как основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «КРиАл» по доверенности Грачёва Евгения Светлановича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи