КОПИЯ 34RS0002-01-2020-007174-92
Дело №2а-3601/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 18 августа 2020 года
Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,
При секретаре судебного заседания Перевязко М.А.,
С участием старшего помощника прокурора Дзержинского района г. Волгограда Соколовой Т.М.
представителя административного истца – ГУ МВД России по Волгоградской области Маркевич Е.А.,
административного ответчика Тошева Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ МВД России по Волгоградской области) о помещении лица без гражданства Тошева Эралижона Нуралиевича, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МВД России по Волгоградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении лица без гражданства Тошева Э.Н., 2 декабря 1983 года рождения подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду. В обоснование заявленных требований указал, что 15 марта 2013 года приговором Дзержинского районного суда г. Волгограда Тошев Э.Н. был осужден по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. 9 июня 2015 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы № 4823-рн, в отношении Тошева Э.Н.. ГУ МВД России по Волгоградской области принято решение о депортации Тошева Э.Н.. 17 апреля 2020 года в адрес Консульского отдела Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации направлен запрос для оформления Тошеву Э.Н. свидетельства на возвращение в Республику Таджикистан. В отношении административного ответчика было принято решение о депортации. В целях исполнения решения о депортации, указывая на то, что Тошев Э.Н. постоянного места жительства не имеет, проконтролировать его пребывание на территории Российской Федерации не представляется возможным, ГУ МВД России по Волгоградской области просит поместить лицо без гражданства Тошева Э.Н. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду до исполнения решения о депортации, на срок, не превышающий 180 дней.
Представитель административного истца Маркевич Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что в настоящее время ответ из Консульского отдела Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации не получен ответ на запрос. Факт наличия регистрации Тошева Э.Н. не проверялся. Полагал, что регистрация его по месту жительства в <адрес>, <адрес>, <адрес> прекращена в связи с истечением срока действия вида на жительство. При этом настаивала, что в силу п. 9 ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ, лица подлежащие депортации содержаться в спецучреждении до исполнения соответствующего решения.
Административный ответчик Тошева Э.Н. пояснил, что русским языком владеет, желает участвовать в судебном заседании и давать объяснения на русском языке. Возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что прибыл в Российскую Федерацию в 1995 году в возрасте 12 лет, для постоянного проживания. Имеет регистрацию по месту жительства <адрес>, <адрес> <адрес>. Ранее в 2001 году он был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, который впоследствии в 2010 году был аннулирован и изъят. Ему выдан вид на жительство сроком действия до 2015 года. С момента прибытия в Россию за ее пределы он не выезжал. В настоящее время имеет статус лица без гражданства, имеет неполное среднее образование, которое получил в местах лишения свободы. На территории Республики Таджикистан близких родственников и жилья не имеет. Все его близкие родственники проживают в Российской Федерации. Мать Тошева О.Н., его родные братья и сестры, в том числе и Тошев К.Н. Тошев Ш.Н., Исмагулова Б.Н. являются гражданами Российской Федерации. Поскольку он имеет регистрацию по месту жительства, у родственников имеется жилье и они готовы оказывать ему материальную помощь, а также в связи с необходимостью заниматься восстановлением документов просил не помещать его в центр временного содержания иностранных граждан и разрешить ему находиться вместе с родственниками по месту их жительства. До исполнения решения о депортации планировал проживать у сестры Исмагуловой Б.Н. в <адрес>, однако точного адреса не знает. Уклоняться от исполнения решения о депортации не намерен. При этом как с распоряжением о нежелательности пребывания в Российской Федерации, так и с решением о депортации не согласен, планирует их обжаловать, поскольку желает остаться проживать в Российской Федерации со своей семьей.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, опросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению в части, а срок помещению равным не более 90 дней, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Согласно п. 9 ст. 31 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.
В соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 31 Закона N 115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Из представленных материалов дела усматривается, что Тошев Э.Н., уроженец <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом без гражданства, что подтверждено заключением об установлении личности № 28 от 14 августа 2020 года.
Как следует из пояснений административного ответчика Тошев Э.Н. в 2001 году он был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, который аннулирован и изъят. Ему было выдан вид на жительства лица без гражданства 80 №0285444 сроком действия до 2 декабря 20110 года по 2 декабря 2015 года.
Согласно исследованному судом подлинника вида на жительства лица без гражданства Тошев Э.Н. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
При этом согласно приговору Дзержинского районного суда г. Волгограда от 15 марта 2013 года, сведения об указанном выше адресе как адресе регистрации по месту жительства содержаться в приговоре суда.
Данные сведения административным истцом ГУ МВД России по Волгоградской области не проверялись.
Приговором Дзержинского районного суда г. Волгограда от 15 марта 2013 года Тошев Э.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ему назначено наказания в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима.
9 июня 2015 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы № 4823-рн, в отношении лица без гражданства Тошева Э.Н..
Сведений о вручении копии названного распоряжения материалы дела не содержат. При этом как следует из пояснений административного ответчика Тошева Э.Н. с тестом распоряжения администрация ИК-26 его знакомила, однако копию распоряжения ему вручили в день освобождения из колонии – 14 августа 2020 года.
17 апреля 2020 года ГУ МВД России по Волгоградской области в адрес генерального консула Консульского отдела Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации был направлен запрос об оказании содействия в целях установления принадлежности к гражданству Республики Таджикистан Тошева Э.Н., для дальнейшего оформления ему свидетельства на возвращение в страну гражданской принадлежности.
Ответ на указанный запрос до настоящего времени в адрес административного истца не поступил.
14 августа 2020 года ГУ МВД России по Волгоградской области в отношении лица без гражданства Тошева Э.Н. принято решение о депортации.
На основании решения врио начальника ГУ МВД России по Волгоградской области от 14 августа 2020 года, лицо без гражданства Тошев Э.Н. в день освобождения из мест лишения свободы был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду на 48 часов, с целью подготовки материалов для принятия решения о депортации за пределы территории Российской Федерации.
Согласно справки ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области, 14 августа 2020 года Тошев Э.Н. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.
Определением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 14 августа 2020 года срок пребывания Тошева Э.Н. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду продлен на срок, необходимый для рассмотрения дела, то есть по 18 августа 2020 года (включительно).
Возражая против административного иска административным ответчиком Тошевым Э.Н. заявлено о наличии устойчивых родственных связей с гражданами Российской Федерации, которые готовы предоставить ему право проживания по месту своего жительства.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству административного ответчика в качестве свидетеля Тошева Оренганым Насимуллаевна, которая является гражданкой Российской Федерации и приходится матерью административному ответчику. Указала, что она является и ее сын Тошев Умар Нуралиевич являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, где также зарегистрирован ее сын Тошев Э.Н.. Кроме Тошева Э.Н. у нее имеется еще шесть детей, которые являются гражданами Российской Федерации. Проживающие в доме являются братьями и сестрами административному ответчику и они не возражают, чтобы Тошев Э.Н. проживал с ними. О том, что его проживание в России признано нежелательным и он подлежит депортации узнали, когда встречали сына из колонии в день освобождения. Пояснила, что является пенсионеркой, готова предоставить сыну необходимый жизненный минимум.
Тошев Кодраль Нуралиевич, опрошенный судом в качестве свидетеля пояснил, что является родным братом Тошев Э.Н. Он гражданин Российской Федерации, является военнослужащим и проживает в <адрес> в <адрес>, где имеет служебное жилье. Подтвердил, что Тошев Э.Н. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, <адрес>, где может проживать по месту жительства. Он в свою очередь готов оказывать материальную поддержку и помошь в оформлении документов Тошеву Э.Н.
Свидетель Исмагулова Бибигуль Нуралиевна, указала что является гражданкой Российской Федерации. Тошев Э.Н. приходится ей родным братом. Она в настоящее время она проживает в собственной квартире по адресу: <адрес>, б<адрес> коп. 200 с несовершеннолетним сыном и готова предоставить брату Тошеву Э.Н. право проживания в своей квартире. Указала, что сама работает вахтовым методом в <адрес> в связи с чем сможет обеспечить необходимый жизненный минимум и финансовую поддержку брату. Кроме того, подтвердила, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>.
Тошев Шерали Нуралиевич, в судебном заседании пояснил, что он зарегистрирован и проживает в <адрес>, <адрес> <адрес>, является гражданином Российской Федерации. Тошев Э.Н. приходится ему родным братом, который также зарегистрирован по названному адресу. Не возражает, чтобы Тошев Э.Н. проживал там.
Вместе с тем согласие близких родственников на предоставление Тошеву Э.Н. права проживания в жилом помещении, принадлежащим ему на праве собственности не свидетельствуют о необоснованности и незаконности предъявленных требований.
Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) у административного ответчика Тошева Э.Н. на территории Российской Федерации не имеется. Наличие регистрации и постоянного места жительства на территории Российской Федерации допустимыми и достаточными доказательствами не подтверждено, и требует дополнительной проверки.
Таким образом, учитывая, что пребывание лица без гражданства Тошева Э.Н. на территории РФ признано нежелательным, и противоречит требованиям Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных ГУ МВД России по Волгоградской области требований о помещении административного ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду, для исполнения решения о его депортации.
Принимая во внимание изложенное выше, наличие действующих указанные выше распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и решение о депортации за пределы Российской Федерации, отсутствие у Тошева Э.Н. документов, удостоверяющих личность и признаваемых в этом качестве на территории Российской Федерации, а также наличие необходимости проведения проверки регистрации административного ответчика по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принятые административным истцом меры по оформлению необходимых документов, суд приходит к выводу о том, что возможность исполнения решения о депортации имеется и не утрачена.
Кроме того, судом достоверно установлено и не опровергается материалами дела, что Тошев Э.Н., уроженец Таджикистана, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял, законы Российской Федерации не соблюдал, им совершено умышленное преступление на территории Российской Федерации, судимость не погашена.
При этом наличие устойчивых родственных связей у административного ответчика с гражданами Российской Федерации, которые готовы предоставить ему право проживания по месту своего жительства, наличие у него регистрации по месту жительства, намерение обжаловать распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, не служат доказательством незаконности и необоснованности требований административного истца, однако нуждаются в проверке органом, исполняющим решение о депортации.
При этом, изложенные стороной административного ответчика доводы могли бы иметь правовое значение при проверке законности и обоснованности состоявшегося в отношении него решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации и решения о депортации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 7, п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, п. "ж” ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации” исключает на период наличия у Тошева Э.Н. непогашенной судимости возможность получить вид на жительство, разрешение на временное проживание и гражданство Российской Федерации.
Кроме того, при разрешении настоящего административного иска суд учитывает, что помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депорации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Таким образом, наличие у Тошев Э.Н. матери, родных братьев и сестер, являющихся гражданами РФ, проживающих на законных основаниях на территории РФ, не освобождает административного ответчика от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, в связи с чем суд не усматривает достаточных оснований для вывода о нарушении положений статьи 8 Конвенции.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении №6-П от 17.02.1998г. – из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи её со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении №1830-О от 25 сентября 2014 года указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
С учётом обстоятельств дела, пояснений представителя административного истца, в целях исключения неопределенности в вопросе продолжительности пребывания Тошев Э.Н. в специальном учреждении, суд считает необходимым установить срок его помещения в специальном учреждении как не превышающий 90 дней, то есть по 15 ноября 2020 года включительно. В течение данного срока ГУ МВД России по Волгоградской области имеет возможность получить ответ из Консульского отдела Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации, проверить регистрацию административного ответчика по месту жительства по адресу: <адрес>, и предпринять иные конкретные меры для обеспечения реального исполнения решения о депортации, в том числе и опросить близких родственников Тошева Э.Н. при необходимости.
При этом уполномоченный орган не лишен возможности исполнить решение о депортации в более короткий срок, с учетом принятия достаточных и эффективных мер для осуществления депортации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ГУ МВД России по Волгоградской области – удовлетворить частично.
Поместить лицо без гражданства Тошева Эралижона Нуралиевича, 2 декабря 1983 года рождения в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду на срок, не превышающий 90 дней, то есть по 15 ноября 2020 года включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Дзержинский районный суд г.Волгограда со дня вынесения, то есть с 18 августа 2020 года.
Судья <данные изъяты> Е.А. Абакумова
<данные изъяты>
<данные изъяты>