УИД 23RS0044-01-2020-003236-61
к делу № 2-12/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 08 июля 2022 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего | Лапшина К.Н., |
при секретаре судебного заседания | Щербатой Г.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Азовского сельского поселения Северского района к Амосову Н.А. о сносе самовольно возведенной постройки,
установил:
Администрация Азовского сельского поселения Северского района обратилась в суд с иском к Амосову Н.А. о сносе самовольно возведенной постройки, в котором просит признать объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью <...>., входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером <...>, самовольной постройкой; возложить на ответчика обязанность по сносу самовольной постройки в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика привести земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...>., входящем в состав единого землепользования с кадастровым номером <...>, в первоначальное состояние, в том числе путем проведения мероприятий по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований истец указал о том, что согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, указанный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». В черту населенного пункта ст. Азовская данная территория не включена. По результатам проверки установлено наличие на земельном участке самовольно возведенного строения, а также проведения строительных работ. Согласно представленным управлением архитектуры администрации муниципального образования Северский район сведениям, разрешение на строительство в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> не выдавалось.
Представитель истца администрации Азовского сельского поселения Северского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Ответчик Амосов Н.А. и его представители Закарян В.П. и Исаева Ю.В. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в письменных возражениях на иск просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд, исследовав материалы дела, оценив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок реализации данного права в рамках гражданского судопроизводства регулируется нормами ГПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно пункту 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
На основании ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 263 ГК РФ, в силу которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В п. 22 и п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Вопросы о соответствии спорного объекта установленным требованиям, а также о том, угрожает ли сохранение постройки жизни и здоровью граждан и не нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц имеют существенное (основополагающее) значение для правильного разрешения спора, подлежат разрешению судом при рассмотрении дела.
Для удовлетворения требований о сносе самовольной постройки, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: существенное нарушение градостроительных норм и правил при строительстве, нарушение прав граждан возведенной постройкой и наличие угрозы для жизни и здоровья граждан возведенным строением. При этом, доказанность одного из обстоятельств не может быть основанием для удовлетворения требований о сносе строения.
Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела. К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц. Сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица осуществившего ее, тех нарушений, которые указаны в статье 222 ГК РФ. При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
В судебном заседании установлено, что Амосов Н.А. с 16.01.2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>, расположенного по адресу: <...>, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, входящего в состав единого землепользования, состоящего из обособленных (условных) земельных участков с кадастровыми номерами: <...> (л.д. том 1 л.д. 23-25).
Также Амосов Н.А. с 04.06.2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...>, расположенного по адресу: <...>, на территории Азовского сельского поселения, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для эксплуатации пруда «убинский» (том 1 л.д. 62-64).
В результате проведенного 22.06.2020 года администрацией МО Северский район обследования земельного участка с кадастровым номером <...>, установлено, что со стороны дороги земельный участок огорожен бетонным ограждение, имеется строительная насыпь, присутствует техника, категорию выстроенного на земельном участке объекта без доступа к участку определить невозможно (л.д. 8).
Из акта обследования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <...> и <...> от 19.08.2020 года следует, что на участках возводятся объекты капитального строительства, разрешения на которые не выдавались, ведутся строительные работы, а также работы по обустройству водоема. В чем усматриваются признаки нарушения ст. 8.8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенному использованию (л.д. 11, 75-76).
23.10.2020 года в адрес Амосова Н.А. администрацией Азовского сельского поселения Северского района направлено требование о проведении демонтажа возведенных без разрешительной документации объектов недвижимости (л.д. 6).
Обращаясь в суд, истец указывает на нарушение ответчиком требований земельного законодательства при возведении самовольного строения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не допускающем такое строительство.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что земельный участок с кадастровым номером <...>, где им проводятся строительные работы, согласно проектам документов, размещенных на сайте администрации Азовского сельского поселения Северского района, отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Азовского сельского поселения категория земельного участка будет изменена.
В связи с необходимостью установления соответствия возведенного ответчиком строения установленным нормам и правилам, наличия угрозы жизни и здоровью граждан, охраняемым законом интересам третьих лиц, определением Северского районного суда Краснодарского края от 09.09.2021 года по ходатайству ответчика по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «CтройИнвестПроект».
Согласно заключению строительно-технической экспертизы <...> на земельном участке с кадастровым номером <...> возводится объект капитального строительства, ведутся строительные работы, работа по освоению участка, планировке территории.
Каркасно-бревенчатый зимний дом на земельном участке с кадастровым номером <...> представляет собой двухэтажное здание, жилой площадью 492,8 кв.м, число этажей подземной части 1.
Рассматриваемое спорное строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <...>, является объектом капитального строительства, так как имеет прочную связь с землей и конструктивные характеристики которого не позволяют осуществить его перемещение или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения.
Спорное строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <...>, соответствует строительным нормам, требованиям градостроительных регламентов, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, построено в соответствии с проектом, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и в соответствии с решением Совета Муниципального образования Северский район <...> от 24.02.2022 года не нарушает интересы других лиц, так как земельный участок с кадастровым номером: <...>, согласно генеральному плану Азовского сельского поселения, утвержденному решением Совета Азовского сельского поселения от 14.10.2010 года <...>, с внесенными изменениями от 24.02.2022 года <...>, расположен в границе населенного пункта – в станице Азовской, в многофункциональной общественно-деловой зоне.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Азовского сельского поселения (с внесенными изменениями 02.12.2021 года <...>, утвержденными решением Совета муниципального образования Северский район от 2 декабря 2021 года <...> «О внесении изменений в решение Совета Азовского сельского поселения Северского района от 24 октября 2013 года <...> «Об утверждении Правил землепользования и застройки Азовского сельского поселения Северского района») в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Заключение эксперта проведено экспертом, имеющим высшее образование, длительный стаж работы по специальности и соответствующую подготовку для осуществления экспертной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, выводы эксперта являются полными, мотивированными, ответы на поставленные вопросы последовательны и обоснованны, не противоречат пояснениям сторон в части фактических обстоятельств спора и согласуется с представленными письменными доказательствами по делу.
Заключение эксперте по поставленным судом вопросам мотивированы, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона.
Суд принимает во внимание, что сторонами заключение судебной экспертизы не оспаривалось, ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы не заявлялось. Данных, подвергающих сомнению правильность или обоснованность выводов эксперта, а также о наличии в заключении неустранимых противоречий, представлено не было. Следовательно, выводы судебного эксперта не оспорены и не опровергнуты.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса, статья 85 Земельного кодекса, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании ст. 84 ЗК РФ, установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Нормами градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что функциональные зоны устанавливаются в результате территориального планирования в соответствующих документах, в том числе в генеральном плане поселения, а территориальные зоны определяются в результате градостроительного зонирования в правилах землепользования и застройки с установлением градостроительных регламентов (пункты 2, 5, 6, 7 статьи 1).
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150.
В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1, статьи 34 и 35 ГрК РФ, пункта 3.1.5 Инструкции № 150. (Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 года № 56-АПГ17-7).
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки.
Согласно проекту генерального плана Азовского сельского поселения Северского района, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, функциональная зона - Зона застройки индивидуальными жилыми домами (том 2 л.д. 109-114).
Постановлением от 19.05.2022 года № 800 «О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Азовского сельского поселения Северского района» подготовлены изменений в правила землепользования и застройки Азовского сельского поселения Северского района в целях приведения их в соответствие с действующим генеральным планом Азовского сельского поселения. В настоящее время Правила землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом не приведены. Таким образом, после принятия изменений правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером <...> будет относиться к зоне населенных пунктов, которая предполагает его использование для индивидуального жилищного строительства.
Строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...> не окончено, к моменту окончания строительства, ответчик не лишен возможности, с учетом внесения изменений в правила землепользования и застройки Азовского сельского поселения Северского района, реализовать свое право собственника земельного участка и в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ оформить право собственности на спорный жилой дом.
В соответствии с позицией, изложенной Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2016 года № 18-КГ16-141, реализация прав собственника земельного участка не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки муниципального образования, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.
Возможность сноса самовольной постройки гражданское законодательство связывает не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Между тем в рамках настоящего дела администрацией не приведены надлежащие доказательства, свидетельствующие о существенном нарушении градостроительных норм и правил при строительстве, нарушении прав граждан и наличии угрозы для жизни и здоровья граждан; доказательств, с достоверностью подтверждающих факт выявленных нарушений, а также соответствие характера допущенных ответчиком нарушений восстановлению нарушенного права или защите законного интереса истца, не представлено, то есть совокупность юридически значимых обстоятельств по делу истцом не доказана.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства в своей совокупности указывают на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации Азовского сельского поселения Северского района к Амосову Н.А. о сносе самовольно возведенной постройки – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца.
Председательствующий К.Н. Лапшин