РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рђ. Шайдуллина РЈРР” 16RS0051-01-2014-005889-55
дело № 2-5120/2014
дело № 33-5621/2020
учет № 153г
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
26 марта 2020 года город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.Ф. Сафиуллиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
А.В. Шмелевой
рассмотрел РІ открытом судебном заседании частную жалобу представителя Рњ.Р’. Крайновой РЎ.Рќ. Рванова РЅР° определение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 28 января 2020 РіРѕРґР°, которым постановлено:
Р¤РРћ1 Ларионовой РІ удовлетворении заявления Рѕ восстановлении процессуального СЃСЂРѕРєР° РЅР° подачу апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
А.Г. Хамидуллина обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «АльфаСтрахование» (далее - АО «АльфаСтрахование») о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа.
Заочным решением Советского районного суда города Казани от
22 мая 2014 года исковые требования А.Г. Хамидуллиной удовлетворены частично.
12 декабря 2019 года от третьего лица М.В. Ларионовой (после заключения брака присвоена фамилия Крайнова) поступило заявление об отмене заочного решения суда.
Определением судьи Советского районного суда города Казани от 17 декабря 2019 года отказано в принятии заявления об отмене заочного решения по мотиву того, что указанное заявление вправе подать только лицо, находящееся в процессуальном статусе ответчика.
17 января 2020 года в суд поступила апелляционная жалоба М.В. Крайновой, которая содержала ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для ее подачи.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе представителем М.В. Крайновой поставлен вопрос об отмене определения суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства о надлежащем извещении М.В. Крайновой, о постановленном судом решении третьему лицу известно не было.
Частная жалоба судом апелляционной инстанции рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», лицо, пропустившее срок апелляционного обжалования, вправе обратиться в суд, постановивший решение, с заявлением (ходатайством) о восстановлении пропущенного процессуального срока. В заявлении (ходатайстве) должны быть указаны причины пропуска срока на подачу апелляционных жалобы, представления.
Согласно статье 244 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков его обжалования, предусмотренных статьей 237 настоящего Кодекса.
Как следует из части 2 статьи 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на дату вынесения решения суда), заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В соответствии с частью 1 указанной статьи срок подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, который учитывается при исчислении срока апелляционного обжалования, составляет семь дней со дня вручения ответчику копии этого решения.
Суд, разрешая ходатайство представителя М.В. Крайновой о восстановлении срока для обжалования, пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, указав, что третье лицо М.В. Крайнова надлежащим образом извещалась о дате судебного заседания по адресу регистрации: <адрес>. Корреспонденция была возвращена в суд по истечении срока хранения.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Частями 1 - 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, которые определяются, в том числе периодом, когда процессуальное действие может быть совершено. Течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу части 1 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае, если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного процессуального срока (часть 1 статьи 109 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что суд первой инстанции на основании статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации восстанавливает срок на подачу апелляционных жалобы, представления, если признает причины его пропуска уважительными.
Для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 193 и части 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядка и срока обжалования решения суда, несоблюдение судом установленного статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.
По смыслу приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной либо частной жалобы для лиц, не привлеченных к участию в деле, а равно и для участвующих в деле лиц, не знавших о судебном заседании по причине неизвещения о нем, судам следует учитывать не только сам факт непривлечения лица к участию в деле либо неизвещения о месте и времени рассмотрения дела, но и своевременность обращения в суд с заявлением о восстановлении срока, исходя из того, когда это лицо узнало или должно было узнать об обжалуемом судебном постановлении.
Восстановление процессуального срока может иметь место тогда, когда оно обусловлено обстоятельствами объективного характера, исключающими своевременное совершение процессуального действия.
Обязанность доказать наличие таких обстоятельств возложена на лицо, обратившееся с заявлением о восстановлении срока.
Как следует из материалов дела, данный спор разрешен Советским районным судом города Казани 22 мая 2014 года.
Не согласившись с названным решением, 17 января 2020 года М.В. Крайнова подала на него апелляционную жалобу вместе с заявлением о восстановлении срока на ее подачу.
Суд, принимая процессуальное решение об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении процессуального срока, посчитал, что третьим лицом М.В. Крайновой не представлено доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока на обжалование судебного акта в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит такой вывод правильным.
Пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен судом по причинам, признанным уважительными, однако в данном случае таких причин не установлено.
М.В. Крайнова не представила суду допустимых доказательств в подтверждение обстоятельств, препятствовавших своевременному совершению ей соответствующих процессуальных действий, и свидетельствующих о том, что она объективно была лишена возможности обратиться с жалобой в течение определенного законодательством срока.
Довод частной жалобы М.В. Крайновой о ненадлежащем извещении о дате судебного заседания не может быть признан заслуживающим внимания.
Частью 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Таким образом, М.В. Крайнова, будучи виновником дорожно- транспортного происшествия, в результате которого были причинены механические повреждения автомобилю истца, располагая возможностью получения информации о судебном процессе, не интересовалась исходом дела с ее участием.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (пункт 1).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеперечисленных РЅРѕСЂРј как материального, так Рё процессуального права, Рњ.Р’. Крайнова, являясь РІРёРЅРѕРІРЅРёРєРѕРј происшествия Рё, соответственно, должником РїРѕ деликтному обязательству, должна действовать добросовестно РїСЂРё исполнении СЃРІРѕРёС… обязанностей, РІ том числе знать Рѕ состоянии своего долга, совершать действия, направленные РЅР° погашение долга.
В отсутствие специальных уведомлений со стороны других лиц, участвующих в обязательстве, либо со стороны суда должник не только вправе, но и обязан в разумный срок узнавать о текущем состоянии обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пунктах 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Рзучение материалов дела показало, что судебная корреспонденция направлялась Рњ.Р’. Крайновой РїРѕ адресу, указанному РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении: <адрес>. Данный адрес указан РІ качестве адреса регистрации РІ нотариальной доверенности серии 16 РђРђ .... РѕС‚ 27 декабря 2016 РіРѕРґР°, выданной РѕС‚ имени Рњ.Р’. Ларионовой (Крайновой) РЅР° представление ее интересов РЎ.Рќ. Рванову (Р».Рґ. 61).
Вместе с тем почтовая корреспонденция, направленная в адрес
М.В. Крайновой, возвращена в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Допуская возможность восстановления пропущенного процессуального срока на обжалование судебных актов, законодатель связывает ее с наличием уважительных причин, которые признаются таковыми судом.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, М.В. Крайнова при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась при изложенных выше обстоятельствах, имела возможность обжаловать решение в апелляционном порядке в установленный законом срок.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований считать доводы частной жалобы обоснованными и влекущими отмену обжалуемого определения.
Таким образом, вынесенное судом определение является обоснованным, соответствует положениям гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 333, пунктом 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р›:
определение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 28 января 2020 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, частную жалобу представителя Рњ.Р’. Крайновой РЎ.Рќ. Рванова - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
РЎСѓРґСЊСЏ