Решение по делу № 2-1393/2024 от 31.07.2024

Дело № 2-1393/2024

64RS0017-03-2024-003292-78

Решение

Именем Российской Федерации

02 октября 2024 года                     г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Кривовой А.С.,

при помощнике судьи Тукашовой М.М.,

с участием представителя материального истца – помощника прокурора Фрунзенского района района г. Саратова Тугушевой А.Ф.,

представителя ответчика Караивановой М.К,

представителя третьего лица Красниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО9 к Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению продуктом диетического лечебного питания, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

заместитель прокурора Фрунзенского района г.Саратова обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Саратовской области (далее - Министерство). В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района на основании обращения Гореловой Т.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних при обеспечении детей-инвалидов лечебным питанием. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО12. наблюдается в ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8 с диагнозом <данные изъяты> 31 октября 2022 года ФИО10 установлена группа инвалидности — ребенок-инвалид. 20 января 2023 года ФИО11. рекомендовано ежедневно лечебное питание — смесь <данные изъяты> по 6 мерных ложек с кашами в обед, ужин +200 мл.ночью. 02 февраля 2023 года ФИО13 проведена лечебная комиссия, решением которой ФИО15. по жизненным показаниям рекомендован специализированный продукт диетического питания для детей раннего возраста — сухая смесь на основе аминокислот <данные изъяты> 13 февраля 2023 года ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» в Министерство направлена дополнительная заявка на сухую смесь на основе аминокислот <данные изъяты> в количестве 84 банок для обеспечения ФИО16. смесью до конца 2023 года. До 28 декабря 2023 года ФИО17 обеспечивался данной смесью. 28 декабря 2023 года ФИО18 был осмотрен на дому врачом-педиатром ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» и ему выписан рецепт на 8 банок смеси на основе аминокислот <данные изъяты>. При обращении законного представителя ребенка-инвалида 28 декабря 2023 года в аптеку, данная смесь по рецепту не предоставлена, в связи с чем в этот же день рецепт поставлен на контроль. Впоследствии данной смесью ребенок так и не был обеспечен. В период времени с 19 февраля 2024 года по 29 февраля 2024 года ФИО19. проведено обследование, и по жизненным показаниям рекомендована сухая смесь на основе аминокислот <данные изъяты>. 11 марта 2024 года проведена врачебная комиссия, которой ФИО20. назначена сухая смесь на основе аминокислот <данные изъяты> дозировкой 400 гр. В этот же день поликлиникой направлена дополнительная заявка в Министерство на сухую смесь на основе аминокислот <данные изъяты> дозировкой 400 гр. в количестве 75 банок для обеспечения ФИО21. смесью до конца 2024 года. Данная заявка была получена Министерством 12 марта 2024 года. 22 марта 2024 года ФИО22. при обращении в поликлинику был выписан льготный рецепт на указанную сухую смесь. При обращении законного представителя Горелова А.В. в аптеку 28 марта 2024 года сухая смесь по рецепту не предоставлена, рецепт поставлен на контроль. 29 марта 2024 года в связи с не обеспечением смесью поликлинику ФИО23 выписан рецепт на сухую смесь на основе аминокислот <данные изъяты> дозировкой 400 гр. в количестве 20 банок. 01 апреля 2024 года при обращении в аптеку законным представителем был получен указанный препарат в количестве 20 банок. Препаратом ребенок был обеспечен до 19 июня 2024 года. 20 июня 2024 года ФИО24 при обращении в ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» на бумажном носителе снова был выписан льготный рецепт на сухую смесь <данные изъяты> дозировкой 400 гр. При обращении законного представителя в аптеку 21 июня 2024 года данная смесь не предоставлена, рецепт поставлен на контроль. До настоящего времени ФИО25. продуктом диетического лечебного питания не обеспечен. Ввиду не обеспечения ФИО26. в вышеуказанные периоды диетическим лечебным питанием, он находился без основного источника белка, что могло привести к резкому снижению у ребенка иммунитета и набору веса. Таким образом, истец просил возложить на ответчика обязанность обеспечивать ФИО27 ежемесячно продуктом диетического лечебного питания – сухой смесью на основе аминокислот <данные изъяты>, дозировкой 400 гр., взыскать с Министерства здравоохранения Саратовской области в пользу Горелова А.В. в лице его законного представителя Гореловой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 72 000 рублей, в связи с не обеспечением ФИО28. сухой смесью на основе аминокислот в период времени с 28 декабря 2023 года по 31 марта 2024 года, с 21 июня 2024 года до настоящего времени.

В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Тугушева А.Ф. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области Караиванова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» Красникова Ю.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнив, что 19 июля 2024 года после осмотра ребенка был выписан рецепт на лечебное питание <данные изъяты> смесь сухая 400 гр. 12 упаковок. 19 июля 2024 года питание получено в аптечной сети, ребенок обеспечен до 27 августа 2024 года. 18 августа 2024 года после осмотра ребенка снова был выписан рецепт на лечебное питание, в тот же день питание было получено с обеспечением до 27 сентября 2024 года. 12 сентября 2024 года ФИО29 был обеспечен лечебным диетическим питанием в количестве 72 банок сроком на 9 месяцев.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Учитывая, что не явившиеся в судебное заседание лица надлежащим образом извещены о дне, времени и месте судебного заседания, кроме того, информация о движении по делу своевременно размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г.Саратова в соответствии со ст.113 ГПК РФ, суд на основании ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).

Как следует из положений п.п. 2, 3 ст. 2 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу ст. 4 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе: приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).

Часть 3 ст.80 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Частью 2 ст. 5 Закона № 178-ФЗ определено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1.

Детский церебральный паралич входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» постановлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

На основании ст. 4.1 Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Согласно ст. 26.3.1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 386-П министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций) (п. 1 Положения).

Согласно п. 8 Положения министерство здравоохранения в сфере здравоохранения осуществляет функции, в том числе, по организации обеспечения и обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, медицинским оборудованием граждан на территории Саратовской области, имеющих право в соответствии с законодательством на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования бесплатно и (или) на льготных условиях; разработке территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области; разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; а также выполняет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области в целях реализации полномочий, возложенных на министерство.

Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, для государственных и муниципальных нужд» по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО30. наблюдается в ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8 с диагнозом <данные изъяты>

31 октября 2022 года ФИО31 установлена группа инвалидности — ребенок-инвалид. 20 января 2023 года ФИО32. рекомендовано ежедневно лечебное питание — <данные изъяты> по 6 мерных ложек с кашами в обед, ужин +200 мл.ночью.

На основании решения врачебной комиссии от 02 февраля 2023 года ФИО33. по жизненным показаниям рекомендован специализированный продукт диетического питания для детей раннего возраста — сухая смесь на основе <данные изъяты>

13 февраля 2023 года ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» в Министерство направлена дополнительная заявка на сухую смесь на основе <данные изъяты> в количестве 84 банок для обеспечения ФИО34. смесью до конца 2023 года.

До 28 декабря 2023 года ФИО35 обеспечивался данной смесью. 28 декабря 2023 года Горелов А.В. был осмотрен на дому врачом-педиатром ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» и ему выписан рецепт на 8 банок смеси на основе <данные изъяты>

При обращении законного представителя ребенка-инвалида 28 декабря 2023 года в аптеку, данная смесь по рецепту не предоставлена, в связи с чем в этот же день рецепт поставлен на контроль. Впоследствии данной смесью ребенок так и не был обеспечен, что сторонами не оспаривалось.

В период времени с 19 февраля 2024 года по 29 февраля 2024 года ФИО36. проведено обследование, и по жизненным показаниям рекомендована сухая смесь на основе аминокислот <данные изъяты>

На основании решения врачебной комиссии от 11 марта 2024 года ФИО37 назначена сухая смесь на основе <данные изъяты> дозировкой 400 гр. В этот же день поликлиникой направлена дополнительная заявка в Министерство на сухую смесь на основе <данные изъяты> дозировкой 400 гр. в количестве 75 банок для обеспечения <данные изъяты> смесью до конца 2024 года. Данная заявка была получена Министерством 12 марта 2024 года, что сторонами не оспаривалось.

22 марта 2024 года ФИО38 при обращении в поликлинику был выписан льготный рецепт на указанную сухую смесь. При обращении законного представителя ФИО39. в аптеку 28 марта 2024 года сухая смесь по рецепту не предоставлена, рецепт поставлен на контроль.

29 марта 2024 года в связи с не обеспечением смесью поликлинику ФИО40. выписан рецепт на сухую смесь на основе аминокислот <данные изъяты> дозировкой 400 гр. в количестве 20 банок.

01 апреля 2024 года при обращении в аптеку законным представителем был получен указанный препарат в количестве 20 банок. Препаратом ребенок был обеспечен до 19 июня 2024 года. 20 июня 2024 года ФИО41. при обращении в ГУЗ «Саратовская городская детская поликлиника № 8» на бумажном носителе снова был выписан льготный рецепт на сухую смесь <данные изъяты>

При обращении законного представителя в аптеку 21 июня 2024 года данная смесь не предоставлена, рецепт поставлен на контроль.

Как указано в исковом заявлении, до настоящего времени ФИО42 продуктом диетического лечебного питания не обеспечен, однако, в судебном заседании установлено 19 июля 2024 года законным представителем ребенка-инвалида специализированное питание было получено в аптечной сети и ребенок был обеспечен до 27 августа 2024 года. При этом, 18 августа после осмотра ребенка был выписан очередной рецепт и после получения питания был обеспечен им до 27 сентября 2024 года. Кроме того, 12 сентября 2024 года ФИО43. был обеспечен лечебным диетическим питанием в количестве 72 банок сроком на 9 месяцев.

Вместе с тем, как указывает ответчик, ни сухая смесь на основе аминокислот <данные изъяты> ни сухая смесь <данные изъяты> гр. не включены в Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 05 декабря 2022 года №3731-р. С 1 января 2024 года указанные смеси также не включены в Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2023 года №3551-р.

Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания.

Лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Оно является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма ч.ч. 1-3 ст.39 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно п.9 ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В силу ст.6.2 этого же закона, в состав предоставляемого гражданам из и числа категорий, установленных ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в частности, следующие услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями по рецептам не медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно ч.1 ст.137 Федерального закона Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно п. п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 05 мая 2012 года №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», к компетенции врачебной комиссии относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированным питанием по рецептам врачей бесплатно.

Довод стороны ответчика, что сухая смесь <данные изъяты>, сухая смесь <данные изъяты> 400 гр. не входят в Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 05 декабря 2022 года №3731-р, также не включены в Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2023 года №3551-р судом отклоняются.

По мнению суда, данное обстоятельство само по себе не может явиться основанием к отказу в иске, с учетом положений, закрепленных в выше указанных нормах. На подобный подход указано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 года № 29-КГ19-1, указавшей на обязательность применения во взаимосвязи норм действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, принятия всех необходимых мер для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, обращение первоочередного внимания высшим интересам ребенка-инвалида. Этим же определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации допущена возможность выхода за стандарты медицинской помощи при решении вопроса об обеспечении социальной помощью ребенка- инвалида.

Поскольку действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения ребенка-инвалида, суд приходит к выводу, что ФИО44 имеет право на предоставление ему социальных гарантий в виде обеспечения специализированным детским питанием, даже, если они и не предусмотрены действующими стандартами и перечнями. Доводы ответчика в данной части суд находит ошибочными.

Вместе с тем, как установлено судом, в период с 28 декабря 2023 года по 31 марта 2024 года, а также с 21 июня 2024 года по 18 июля 2024 года, организация обеспечения ФИО45 специализированным продуктом питания не произведена, что привело к нарушению права на жизнь и здоровье ребенка.

Бездействие ответчика в данном случае не отвечает ни его задачам и функциям, а равно целям его учреждения, ни принципам деятельности государственной власти, ни установленным Конституцией РФ функциям государства, провозгласившего приоритет прав и свобод человека, осуществление которых не представляется возможным без их надлежащей защиты со стороны публичной власти.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для обеспечения ребенка-инвалида специализированным лечебным питанием.

Вопреки доводам стороны ответчика о том, что Министерством было сделано все для обеспечения ФИО46. лечебным питанием, а потому исковые требования являются необоснованными, судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании, что обеспечение осуществлялось несвоевременно, что нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года № 386-П, Министерство является исполнительным органом Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

Суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации обеспечения бесплатно лекарственными препаратами, лечебным питанием, в том числе входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, лежит на Министерстве здравоохранения Саратовской области.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (статья 150 ГК РФ).

Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как следует из разъяснений пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную 2 неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

В соответствии со статьей 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В силу статьи 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом наличия у ФИО47 имеющегося заболевания, права на бесплатное обеспечение лечебным питанием, назначенным по жизненным показаниям, характер имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, суд приходит к выводу о причинении ему нравственных страданий, нарушающим его личное неимущественное право (право на охрану здоровья), в связи с чем, подлежит компенсации моральный вред, причиненный ФИО49 в результате необеспечения его необходимым по жизненным показаниям препаратом, при наличии права на его бесплатное получение.

Определяя размер компенсации морального вреда, учитывая фактические обстоятельства дела, характер нравственных страданий, причиненных истцу по вине ответчика, принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу ФИО48. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Саратовской области (ИНН 6455046666, ОГРН 1076450011440) обязанность обеспечивать ФИО50, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, продуктом диетического лечебного питания – <данные изъяты>

Взыскать с Министерства здравоохранения Саратовской области (ИНН 6455046666, ОГРН 1076450011440) в пользу ФИО51, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя Гореловой Т.В. (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, в связи с необеспечением ФИО53 сухой смесью на основе аминокислот в период времени с 28 декабря 2023 года по 31 марта 2024 года, с 21 июня 2024 года по 18 июля 2024 года.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 16 октября 2024 года.

Судья А.С.Кривова

2-1393/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Горелова Татьяна Васильевна
Прокуратура Фрунзенского района г. Саратова
Ответчики
Министерство здравоохранения Саратовсой области
Другие
ГУЗ Саратовская городскаяф детская поликлиника 8
ОГУ "Саратовский аптечный склад"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
fr.sar.sudrf.ru
31.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2024Передача материалов судье
07.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Подготовка дела (собеседование)
26.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее