Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 года
66RS0004-01-2021-006142-67
Дело №2а-4903/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуняшиным А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "СУ-196" к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ООО "СУ-196" обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Свердловской области Назарову С.С., Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора.
В обоснование исковых требований указано, что в отношении ООО "СУ-196" 23 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУ ФССП России по Свердловской области Корелиной Л.Н. на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, принятого в связи с неуплатой обязательных платежей и санкций возбуждено исполнительное производство № 77377/20/66062-ИП, предметом исполнения по которому является взыскание денежной суммы в размере 2 839 059 рублей 75 копеек. В связи с затруднительным финансовым состоянием организации ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга в Арбитражный суд Свердловской области подано заявление о признании организации банкротом. Задолженность ООО "СУ-196" погашена третьим лицом ООО ДСК "Строймеханизация", в связи с чем, производство по делу о признании Общества банкротом было прекращено. В связи с несвоевременной оплатой задолженности по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУ ФССП России взыскан исполнительский сбор в размере 198734 рубля 18 копеек. Административный истец просит уменьшить исполнительский сбор, либо освободить должника от его взыскания, поскольку финансовые операции по счетам организации были приостановлены, возможность исполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения объективно у организации отсутствовала.
в судебном заседании представитель административного истца Чезганов А.М., действующий на основании доверенности на исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП ГУ ФССП России Назаров С.С. в судебном заседании при разрешении требований полагался на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили.
Таким образом, учитывая, что указанные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Федеральный закона «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора и устанавливать новый срок для исполнения, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении ООО "СУ-196" 23 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУ ФССП России по Свердловской области Корелиной Л.Н. на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, принятого в связи с неуплатой обязательных платежей и санкций возбуждено исполнительное производство № 77377/20/66062-ИП, предметом исполнения по которому является взыскание денежной суммы в размере 2 839 059 рублей 75 копеек.
Требования исполнительного документа исполнены ООО ДСК "Строймеханизация" путем перечисления денежных средств взыскателю платежными поручениями от 16 марта 2021 года, 24 марта 2021 года, 01,02,05 апреля 2021 года и 11 мая 2021 года.
02 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУ ФССП России Назаровым С.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 198 734 рубля 18 копеек, на основании которого возбуждено исполнительное производство № 136680/21/66062-ИП.
Факт получения постановления о возбуждении исполнительного производства № 77377/20/66062-ИП в установленный срок административным истцом не оспаривается.
Вместе с тем, в установленный срок для добровольного исполнения, задолженность по исполнительному документу административным истцом не погашена.
Суд приходит к выводу о доказанности административным истцом обстоятельств наличия у Общества затруднительного материального положения, поскольку оно подтверждено справкой о состоянии расчетного счета должника, данными бухгалтерского баланса организации.
Разрешая заявленные административным истцом требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, вынесено после истечения срока, предоставленного административному истцу, как должнику по исполнительному производству, для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При этом отсутствие денежных средств для исполнения требований исполнительного документа не может являться основанием для освобождения от исполнительского сбора.
Вместе с тем, суд усматривает основания для уменьшения размера исполнительского сбора, ввиду следующего.
В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание конкретные обстоятельства административного дела, размер исполнительского сбора, взысканный с административного истца по исполнительному производству № 77377/20/66062-ИП, а также факт исполнения должником требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что исполнительский сбор подлежит уменьшению на одну четверть, то есть до 149 050 рублей 64 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО «СУ-196» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Свердловской области Назарову С.С., Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора – удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Свердловской области Назарова С.С. от 02 апреля 2021 года по исполнительному производству № 77377/20/66062-ИП с ООО «СУ-196» до 149 050 рублей 64 копеек.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Т.В. Макарова