86RS0(номер)-43
(ФИО)1 Дело (номер)
(номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,
судей Баранцевой Н.В., Кармацкой Я.В.,
при секретаре Вторушиной К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение Нефтеюганского районного суда от 28 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН 8604035473):
1. не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. Куст №711 - т.вр. куст №711»,
«Нефтегазосборные сети куст №606-т.вр.куста №606»,
«Нефтегазосборные сети куст №837у-т.вр.куст №837у»,
«Нефтегазосборные сети куст №413-т.вр.куст №413»,
«Нефтегазосборные сети куст №404-т.вр.куст №404»,
«Нефтегазосборные сети куст №405-т.вр.куст №405»,
«Нефтегазосборные сети куст №546р-т.вр.куст №546р»,
«Нефтегазосборные сети куст №710-т.вр.куст №710»,
«Нефтегазосборные сети куст №853у-т.вр.к.853у»;
2. не позднее 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить регистрацию трубопроводов Малобалыкского месторождения в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов:
«Нефтегазосборные сети. Куст №711 - т.вр. куст №711»,
«Нефтегазосборные сети куст №606-т.вр.куста №606»,
«Нефтегазосборные сети куст №837у-т.вр.куст №837у»,
«Нефтегазосборные сети куст №413-т.вр.куст №413»,
«Нефтегазосборные сети куст №404-т.вр.куст №404»,
«Нефтегазосборные сети куст №405-т.вр.куст №405»,
«Нефтегазосборные сети куст №546р-т.вр.куст №546р»,
«Нефтегазосборные сети куст №710-т.вр.куст №710»,
«Нефтегазосборные сети куст №853у-т.вр.к.853у»;
3. не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии и инцидентов на нем в отношении объектов Малобалыкского месторождения:
«Нефтегазосборные сети. Куст №711 - т.вр. куст №711»,
«Нефтегазосборные сети куст №606-т.вр.куста №606»,
«Нефтегазосборные сети куст №837у-т.вр.куст №837у»,
«Нефтегазосборные сети куст №413-т.вр.куст №413»,
«Нефтегазосборные сети куст №404-т.вр.куст №404»,
«Нефтегазосборные сети куст №405-т.вр.куст №405»,
«Нефтегазосборные сети куст №546р-т.вр.куст №546р»,
«Нефтегазосборные сети куст №710-т.вр.куст №710»,
«Нефтегазосборные сети куст №853у-т.вр.к.853у».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН 8604035473) в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 18 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Кармацкой Я.В., объяснения представителя ответчика ООО «РН-Юганскнефтегаз» Бас О.В., (ФИО)3, (ФИО)4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения процессуального истца прокурора Киргизова А.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «РН-Юганскнефтегаз» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов.
Требования мотивированы тем, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «РН-Юганскнефтегаз» соблюдения законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в ходе которой установлено, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК «Роснефть» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от 01.01.2021 № 100020/07334Д, 10.01.2023 № 100022/06087Д) осуществляет разработку Восточно-Сургутского, Ефремовского, Западно-Угутского, Кудринского, Малобалыкского, Омбинского, Петелинского, Правдинского, Приобского, Приразломного, Салымского (Лемпинская площадь), Соровского, Среднебалыкского, Среднеугутского, Усть-Балыкского, Южно-Балыкского месторождений и месторождения им. Московцева и др. Ответчиком введены в эксплуатацию и эксплуатируются объекты Малобалыкского месторождения: «Нефтегазосборные сети. Куст №711 - т.вр. куст №711», «Нефтегазосборные сети куст №606-т.вр.куста №606», «Нефтегазосборные сети куст №837у-т.вр.куст №837у», «Нефтегазосборные сети куст №413-т.вр.куст №413», «Нефтегазосборные сети куст №404-т.вр.куст №404», «Нефтегазосборные сети куст №405-т.вр.куст №405», «Нефтегазосборные сети куст №546р-т.вр.куст №546р», «Нефтегазосборные сети куст №710-т.вр.куст №710», «Нефтегазосборные сети куст №853у-т.вр.к.853у», относящиеся к опасным производственным объектам без разрешения на ввод в эксплуатацию, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Указанные нефтепроводы расположены на землях лесного фонда. Эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает санитарную и пожарную безопасность в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «РН-Юганскнефтегаз» просит решение отменить принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что поскольку трубопроводы эксплуатируются в составе одной системы трубопроводов Малобалыкского месторождения отнесенного к I классу опасности, то есть особо опасной, то в отношении них необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию. Выражает несогласие с выводами суда о невозможности идентификации трубопроводов на стадии проектирования как самостоятельных объектов и необходимости идентификации по классу опасности, к которому относится Малобалыкское месторождение в целом. Суд не указал, на основании каких норм законодательства класс опасности проектируемого ОПО должен определяться классом опасности месторождения в целом, при этом не дал надлежащей оценки тому, что истцом предъявлено требование о получении разрешений на ввод в эксплуатацию в отношении трубопроводов как самостоятельных объектов, а не в целом системы ОПО. Также судом не дана надлежащая оценка положениям, определяющим возможность идентификации объектов на стадии проектирования. Указывая на то, что трубопроводы не могут идентифицироваться как самостоятельные объекты, суд не привел положения действующего законодательства, а также не принял во внимание подзаконные акты Ростехнадзора о требованиях к регистрации ОПО. Судом ошибочно отклонены нормы, в силу которых присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре ОПО. Спорные трубопроводы на дату рассмотрения спора в суде в реестре ОПО не были зарегистрированы, в связи с чем, возможность их отнесения к объектам I класса опасности в момент регистрации не утрачена. Таким образом, выводы суда о неприменении к трубопроводам Постановления № 1816, невозможности идентификации трубопроводов на стадии проектирования как самостоятельных объектов и необходимости идентификации по классу опасности, к которому относится Малобалыкское месторождение в целом, не основаны на нормах действующего законодательства. Процедура оформления разрешения на ввод в эксплуатацию включает предоставление в пакете документов в соответствии с п. 3, 9, 12 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ таких документов как: разрешение на строительство; заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации; технический план. Ответчик лишен возможности получить заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации, для этого в адрес указанного органа направляется извещение о начале строительства (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ). Государственный строительный надзор в соответствии с Постановлением № 1816, не осуществляется, следовательно, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации не выдается. При этом, судом не принято во внимание, что процедура государственного строительного надзора необратима, невозможно после завершения строительства начать строительный надзор. Таким образом, суд, игнорируя требования законодательства, обязал ответчика совершить действие, которое неисполнимо ввиду использования последним иного порядка оформления разрешительных документов. Кроме того, отсутствует взаимосвязь между наличием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и соблюдением требований промышленной безопасности. Кроме того, судом не принято во внимание, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрК РФ), который осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ. На дату рассмотрения дела и принятия решения на спорные трубопроводы без разрешений на ввод их в эксплуатацию в упрощенном порядке зарегистрированы права собственности в соответствии с Законом № 218-ФЗ, что подтверждается выписками из ЕГРН. При этом, положения ст. 55 ГрК РФ не предусматривают порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после постановки его на государственный учет. Более того, для регистрации в государственном реестре ОПО разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, состав документов установлен приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471. Таким образом, в нарушение положений ст. 55 ГрК РФ и Закона № 218-ФЗ судом на ответчика возложена обязанность получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов, которые уже состоят на государственном учете, что свидетельствует о незаконности решения и его неисполнимости.
В возражениях на апелляционную жалобу процессуальный истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя ответчика ООО «РН-Юганскнефтегаз» Бас О.В., (ФИО)3, (ФИО)4, объяснения процессуального истца прокурора Киргизова А.Н., проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений как установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что ПАО «Роснефть» является владельцем лицензии ХМН 03287 НЭ по разработке и эксплуатации Малобалыкского месторождения (т. 3 л.д. 4).
ООО «РН-Юганскнефтегаз» в рамках ежегодно заключаемых с ПАО «НК «Роснефть» договоров на оказание операторских услуг (в том числе от 10.01.2023 № 100022/06087Д) оказывает операторские услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе осуществляет добычу нефти и сбор попутного нефтяного газа (углеводородное сырье), осуществляет подготовку и сдачу углеводородного сырья транспортирующим организациям в систему магистральных нефтепроводов (т. 1 л.д. 46).
Из свидетельства о регистрации А58-70075 следует, что система промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения относится к первому классу опасности (т. 2 л.д. 160).
Ответчиком введены в эксплуатацию и эксплуатируются объекты Малобалыкского месторождения: - «Нефтегазосборные сети. Куст №711 - т.вр. куст №711» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 1 л.д. 35); - «Нефтегазосборные сети куст №606-т.вр.куста №606» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 183-187); «Нефтегазосборные сети куст №837у-т.вр.куст №837у» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в мае 2023 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 121-122), - «Нефтегазосборные сети куст №413-т.вр.куст №413» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в мае 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 199-203); - «Нефтегазосборные сети куст №404-т.вр.куст №404» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу (т. 2 л.д. 183-187); - «Нефтегазосборные сети куст №405-т.вр.куст №405» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в августе 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 204-207); - «Нефтегазосборные сети куст №546р-т.вр.куст №546р» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 209-214); - «Нефтегазосборные сети куст №710-т.вр.куст №710» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в апреле 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 215-220); - «Нефтегазосборные сети куст №853у-т.вр.к.853у» - его назначение – внутрипромысловый трубопровод, нефтесборные сети, введен в эксплуатацию в феврале 2022 года, отнесен к третьему классу опасности (т. 2 л.д. 221-234).
Из проектной документации «Обустройство куста скважин №711 Малобалыкского месторождения» следует, что проектируемый нефтегазосборный трубопровод является объектом системы обустройства Малобалыкского месторождения сбора и транспортировки углеводородов, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса. Согласно сведениям, характеризующими опасный производственный объект: объект системы обустройства Малобалыкского месторождения сбора и транспортировки углеводородов, количество горючих веществ в технологическом процессе: нефть – 4 393 т., нефтяной газ - 5.2 т., ингибитор – 0,252 т. (т. 1 л.д. 26 оборот). Из проектной документации «Обустройство куста скважин №711 Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемого куста до подключения в нефтесборные сети, затем жидкость транспортируется на ДНС-4 Малобалыкского месторождения (п.3.4) (т. 3 л.д. 33).
Из проектной документации «Обустройство кустов скважин №599у,601,606 Малобалыкского месторождения» следует, что проектируемые сооружения кустов скважин предназначены для добычи, сбора, измерения и транспортировки продукции скважин до ДНС с УВСП-4 Малобалыкского месторождения (п.1) (т. 3 л.д. 80).
Из проектной документации «Обустройство куста скважин №837У Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки №837у до подключения к существующей системе нефтегазосборных сетей и дальнейшего транспорта на прием ДНС-2. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 3 л.д. 134).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки №413 Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки №413 до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее продукция скважин с действующих и проектируемых кустов транспортируется по нефтегазосборным трубопроводам на прием ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 3 л.д. 185).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки №404 Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки №404 до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 4 л.д. 6).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки №405 Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки №405 до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 4 л.д. 54).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки №546р Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемой площадки №546р до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 4 л.д. 102).
Из проектной документации «Обустройство кустов скважин №703,710 Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемых кустов скважин 703,710 до подключения к существующей системе нефтесбора и дальнейшего транспортирования на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемый трубопровод подключается к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 4 л.д. 150-151).
Из проектной документации «Линейные коммуникации для кустовой площадки №853у Малобалыкского месторождения» следует, что функциональное назначение объекта строительства – сбор и транспорт продукции скважин с проектируемого кустаскважин 853у до подключения к существующей системе нефтесбора. Далее жидкость транспортируется на ДНС-2 Малобалыкского месторождения. Проектируемые нефтегазосборные сети подключаются к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект 1 класса (п.3.4) (т. 5 л.д. 6).
Из пояснений заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда ООО «РН-Юганскнефтегаз» от 27 июня 2023 года следует, что в 2022-2023 году для обеспечения работы 907 скважин 115 кустов Восточно-Сургутского, Ефремовского, Западно-Угутского, Кудринского, Малобалыкского, Омбинского, Петелинского, Правдинского, Приобского, Приразломного, Салымского (Лемпинская площадь), Соровского, Среднебалыкского, Среднеугутского, Усть-Балыкского, Южно-Балыкского месторождений и месторождения им. Московцева введено в эксплуатацию 115 трубопроводов. Данные объекты используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Данные трубопроводы будут включены в состав зарегистрированных ОПО, поскольку являются частями одного объекта (т. 2 л.д. 236).
Из пояснений начальника управления обеспечения бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ФИО)6, начальника управления внутреннего контроля ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ФИО)7 следует, что введенные в эксплуатацию в 2022-2023 году 115 трубопроводов используются для транспортировки добываемого углеводородного сырья. Каждый отдельный трубопровод, как объект строительства, обладает признаками III и IV класса опасности. Классы опасности трубопроводов определены по количеству опасного вещества в соответствии с проектной документацией, утвержденной в обществе и требованиями Федерального закона №116-ФЗ. Трубопроводы (нефтесодержащие сети) не регистрируются в качестве самостоятельных ОПО, включаются в состав действующих ОПО. В государственном реестре опасных производственных объектов данные объекты не зарегистрированы. Гражданская ответственность владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии не застрахована (т. 2 л.д. 238).
Учитывая, что указанные трубопроводы расположены на Малобалыкском месторождении, относящемся к первому классу опасности, присоединены к системе нефтегазопроводов Малобалыкского месторождения, участвуют в едином технологическом процессе Малобалыкского месторождения - используются для транспортировки нефтесодержащей жидкости, то есть обладают признаками опасности, суд пришел к выводу, что они не могут идентифицироваться как самостоятельные объекты, подлежат идентификации по классу опасности, к которому относится Малобалыкское месторождение в целом - первому классу опасности, соответственно, для их эксплуатации необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 1, 2, 3, 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. ст. 4, 10 Федерального закона № 225-ФЗ от 27.07.2010 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», установив, что вышеуказанные нефтепроводы являются опасными производственными объектами, однако ответчиком они в государственный реестр опасных производственных объектов не внесены, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта не произведено, учитывая, что допущенные ООО «PH-Юганскнефтегаз» нарушения требований промышленной, экологической, пожарной безопасности и градостроительного законодательства при эксплуатации спорных нефтепроводов создают реальную опасность возникновения аварий, которые могут повлечь гибель людей и/или причинение вреда их здоровью, загрязнить при порывах трубопроводов газоводонефтяной эмульсией компоненты окружающей среды, стать причиной возгорания участков лесного фонда, признал требования прокурора обоснованными и удовлетворил их в полном объеме, предоставив Обществу следующие сроки: для получения разрешения на ввод в эксплуатацию – не позднее 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов – не позднее 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; для страхования гражданкой ответственности – не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верно установленных обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Разрешая вопрос по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не может согласиться с их состоятельностью, поскольку они основаны на иной оценке обстоятельств по делу и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ).
Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» или Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1816 от 12 ноября 2020 года утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется получения разрешения на строительство.
К таким объектам относятся линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые предусматривают, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации согласно данным Требованиям (пункт 6).
В соответствии с п. 9 Требований, на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
По п. 10 Требований, при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Обязанность владельца опасного объекта за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта, установлена положениями п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», согласно которой ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.
Судом, верно установлено, что построенные трубопроводы являются составными элементами опасного производственного объекта «Система промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением I класса опасности, поскольку построенные трубопроводы предназначены для транспортирования нефтесодержащей жидкости от кустовых площадок на иные объекты переработки и транспортировки ООО «РН- Юганскнефтегаз» и не могут функционировать отдельно, так как технологически соединены с системой трубопроводов.
В соответствии с положениями действующего законодательства на стадии проектирования строительства трубопровода необходимо при определении класса его опасности учитывать класс опасности системы промысловых трубопроводов, составным элементом которой он является.
Так, согласно п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Перечнем случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, строительство, реконструкция линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо Опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов не требуют получения разрешения на строительство.
Согласно пп. «а» п. 11 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты I и 11 классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Частью 11 статьи 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации осуществляется, в том числе, на основании задания застройщика или технического заказчика в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения).
В ч. 12 ст. 48 ГрК РФ закреплено, что состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение), принятые в проектной документации решения и мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность на опасных производственных объектах (далее - ОПО), должны соответствовать законодательству Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В пп. «б» п. 5 Положения определено, что разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения, в том числе, требований промышленной безопасности. В соответствии с пп. «л» и. 34 Положения сведения о разделах и пунктах проектной документации, содержащих решения и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, - для опасных производственных объектов, должны быть указаны в текстовой части раздела 1 «Пояснительная записка» проектной документации.
На основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» идентификация здания или сооружения по признакам принадлежности к опасным производственным объектам должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В соответствии с разделом II Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее - Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах. риспи/юженных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности есть обращение опасного вещества.
Согласно Приложению № 1 к Требованиям система промысловых (межпромысловых) трубопроводов, месторождения (участка, площадки) идентифицируется по признаку транспортирования опасных веществ в границах земельного отвода и основывается на проектах на обустройство месторождения и технических проектах на разработку месторождения. Определение границ линейных объектов нефтегазодобывающих производств для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией обустройства месторождения. Проектируемые и строящиеся в границах участков недр (месторождений) линейные объекты трубопроводного транспорта не являются самостоятельными опасными производственными объектами, а входят в состав промысловых (межпромысловых) трубопроводов - линейных объектов (сооружений) с комплексом технических устройств для транспортирования газообразных и жидких сред (воспламеняющиеся и горючие газы, горючие жидкости) под действием напора (разности давлений) от скважин до запорной арматуры, установленной на входе трубопровода на технологическую площадку (например, ДНС, КС, ЦПС, ПСП, УПН) или на выходе с технологической площадки, до объектов магистрального транспортирования нефти и газа.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Согласно п. 1 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ класс опасности для ОПО устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Таким образом, определение класса опасности объекта капитального строительства, в том числе линейного, должно осуществляться с учетом исходных данных и технических условий подключения (технологического присоединения), предоставляемых застройщиком, техническим заказчиком, эксплуатирующей организацией в задании на проектирование объекта капитального строительства и отражаться в проектной документации объекта капитального строительства лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Согласно примечанию 3 к приложению № 2 Федерального закона № 116-ФЗ в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.
Кроме того, на основании требования п. 10 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, согласно которым в случае, если для опасных производственных объектов по указанным в пунктах 1-9 приложения № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
Ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов несет лицо осуществляющее подготовку проектной документации на основании ч. 5 ст. 48 ГрК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, несет руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Таким образом, при размещении заказа/аукциона/торгов на проведение работ по разработке проектной документации на строительство трубопроводов заказчик должен обеспечить отражение в техническом задании/спецификации/аукционной документации/исходных данных достоверные сведения о вхождении планируемого к строительству объекта в состав опасного производственного объекта I или II классов опасности, или нахождения его менее чем в пятистах метрах от иного опасного производственного объекта I или II классов опасности, с целью разработки объективной и достоверной документации с отнесением планируемого к строительству объекта к объекту I или II классов опасности.
Соответственно, судом правильно установлено, что трубопроводы в государственном реестре опасных производственных объектов не были зарегистрированы, и у ответчика не утрачена возможность их дальнейшей идентификации в составе объекта I класса опасности, эксплуатируемые юридическим лицом в составе объектов I класса опасности трубопроводы изначально подлежали идентификации с присвоением им I класса опасности.
Таким образом, вопреки доводам ООО «PH-Юганскнефтегаз», построенный им объект, являющийся частью опасного производственного объекта I класса опасности и не эксплуатируемый вне этого опасного производственного объекта I класса опасности, должен быть введен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном для опасного производственного объекта I класса опасности, то есть только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Эксплуатация части опасного производственного объекта I класса опасности без получения такого разрешения в порядке, установленном статьей 55 ГрК РФ, свидетельствует о нарушении ООО «PH-Юганскнефтегаз» обязательных требований.
Доводы ООО «PH-Юганскнефтегаз» о том, что в настоящее время им не может быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу того, что у него отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и в отношении спорного объекта государственный строительный надзор не осуществлялся, судебная коллегия отклоняет. Названные обстоятельства не свидетельствуют о законности действий ООО «PH-Юганскнефтегаз», осуществившего строительство объекта, являющегося частью опасного производственного объекта I класса опасности, без государственного строительного надзора, и приступившего к его эксплуатации в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Возражения же ООО «PH-Юганскнефтегаз» со ссылкой на положения постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, основаны на неверном толковании требований законодательства и свидетельствуют о невыполнении обязанности по разработке проектной документации на трубопроводы, прохождения государственной строительной экспертизы, государственного строительного и экологического надзора, а также получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов.
Соответствующие разрешения не требуются исключительно для линейных объектов, размещаемых пользователями недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляется за пределами границ населенных пунктов.
Судом установлено, что проектируемые трубопроводы подключаются к существующей системе промысловых трубопроводов Малобалыкского месторождения, зарегистрированной в Государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект I класса, что ответчиком не оспаривалось.
Не отрицают, что после внесения изменений в реестр ОПО к системе промысловых трубопроводов, каждому объекту будет присвоен I класс опасности.
Обстоятельства того, что спорные трубопроводы расположены на Малобалыкском месторождении, отнесенном к первому классу опасности, присоединены к системе нефтегазопроводов Малобалыкского месторождения, участвуют в едином технологическом процессе Малобалыкского месторождения (используются для транспортировки нефтесодержащей жидкости), и, следовательно, обладают признаками опасности, не могут идентифицироваться как самостоятельные объекты, подлежат идентификации по классу опасности, к которому относится Малобалыкское месторождение в целом - первому классу опасности, подтверждаются сведениями из реестра ОПО, представленными судебной коллегии, в который обществом внесены изменения по системе промысловых трубопроводов, по которым каждому объекту присвоен 1 класс опасности (числовое обозначение признака опасности 2.1).
Обязанность для ответчика установлена в отношении спорных объектов, не содержит противоречий по отношению к Малобалыкскому месторождению в целом.
Названная правовая позиция также согласуется с практикой Арбитражного суда ХМАО-Югры при рассмотрении вопросов о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов за отсутствие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, на которую имеется ссылка в возражениях на апелляционную жалобу (т. 5 л.д. 136-142). Названные судебные постановления по административным делам вступили в законную силу.
Так, вступившим в законному силу решением Арбитражного суда ХМАО – Югры от 19.02.2024 ООО «PH-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство) к штрафу, в отношении спорного объекта Малобалыкского месторождения «Нефтегазосборные сети. Куст №711 - т.вр. куст №711».
Соответственно, довод апеллянта о неисполнимости судебного решения в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ничем не подтвержден.
То обстоятельство, что ООО «PH-Юганскнефтегаз» в суд апелляционной инстанции представил сведения из реестра ОПО, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте после принятия судом первой инстанции решения, может свидетельствовать о праве ООО «PH-Юганскнефтегаз» ссылаться на данное обстоятельство на случай принудительного исполнения решения суда в данной части, но не свидетельствует о незаконности решения суда.
При таких обстоятельствах, сомнений в правильности принятого судом решения не имеется, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 23 апреля 2024 года.
Председательствующий: Е.В. Гавриленко
Судьи: Н.В. Баранцева
Я.В. Кармацкая