УИД 24RS0028-01-2022-002924-09
Гражданское дело № 2-2626/2022
2.046г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 05 декабря 2022 г.
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Казбановой Д.И. при секретаре судебного заседания Антипиной Е.Н., с участием:
истца Соколова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколова Дениса Сергеевича к ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил:
Соколов Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании задолженности по заработной плате.
Требования мотивировал тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по приговору Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю в г. Сосновоборске. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен в качестве электромонтера. За указанный период ему выплачивалась заработная плата исходя из минимального размера оплаты труда. Однако, при расчете заработной платы ему ответчиком не выплачивался районный коэффициент, который в силу закона подлежит выплате каждому работнику, работающему в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и северная надбавка. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края к заработной плате работников применяются районный коэффициент 30% и 30-процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Полагает, что лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к оплачиваемому труду имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ, в том числе, на процентные надбавки и районный коэффициенты.
С учетом данных обстоятельств, Соколов Д.С. просит суд взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 238 873 руб., расходы на составление искового заявления в размере 3 000 руб.
В судебном заседании истец Соколов Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее представитель ответчика – ФИО4 представил в материалы дела письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что Соколов Д.С. прибыл в ФКУ УКП ЛИУ-35 в ДД.ММ.ГГГГ. из ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, убыл из учреждения ДД.ММ.ГГГГ в связи с условно-досрочным освобождением. Полагает, что ссылка истца на нормы законодательства о труде РФ в части оплаты труда осужденных необоснованна, поскольку трудовой договор с Соколовым Д.С. не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком, не были основаны на трудовом договоре. Кроме того, сослалась на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, последствия которого просила применить при вынесении итогового акта по делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУФСИН России по Красноярскому краю в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Поскольку участники судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив доводы, изложенные в иске, выслушав истца, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской федерации (далее по тексту – ТК РФ), трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Основным правовым актом, регулирующим вопросы привлечения к труду осуждённых, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее по тексту – УИК РФ).
В соответствии со ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осуждённых является общественно полезный труд.
В силу ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Исходя из положений ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ законодательство о труде распространяется на осуждённых лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Как указано в пп. «с» п. 2 ст. 2 Конвенции Международной организации труда № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ), привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.
Из толкования указанных правовых норм следует, что правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, регулируются не только нормами трудового, но и уголовно-исполнительного законодательства.
Законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.
Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые правоотношения, регулируемые исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 и 2 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» его действие распространяется на лиц, работающих по найму (то есть на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.09.1992 г. на территории городов и районов края, указанных в приложении к настоящему постановлению, в том числе и на территории г. Сосновоборска установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций.
Статьей 315 ТК РФ предусмотрено, что выплата районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях, также предусмотрена только для лиц, работающих по трудовому договору. Исключений в отношении осужденных, ни нормы ТК РФ, ни нормы УИК РФ, регулирующие оплату труда, не предусматривают.
Приказом врио начальника ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по Красноярскому краю № 5 от 18.01.2019 г. утверждено Положение об оплате труда работников из числа спецконтингента ОИК-40.
Данным положением предусмотрено, что работникам из числа спецконтингента с повременной и сдельной оплатой труда, выполнившим норму труда и норму выработки на 100% и выше, производится доплата в виде разницы между начисленной заработной платой и минимальным размером оплаты труда. Доплата до МРОТ производится по результатам работы за месяц одновременно с начислением заработной платы.
Работникам, не отработавшим полную норма рабочего времени (болезнь, очередной отпуск, был на свидании, прием или увольнение в течение месяца, ШИЗО, ПКТ, прогул), доплата до МРОТ производится пропорционально отработанному времени.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, приговором Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Соколов Д.С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 18 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период отбывания наказания по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ УКП ЛИУ-37 г. Сосновоборска Красноярского края Соколов Д.С. был привлечен к труду на основании приказа №-ос от ДД.ММ.ГГГГ по должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования с окладом 3 525 руб. и повременно оплатой труда.
Согласно карточке учета № рабочего времени осужденного, ДД.ММ.ГГГГ Соколов Д.С. прибыл в ФКУ УКП ЛИУ-35 из ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ Соколову Д.С. начислена и выплачена заработная плата в размере 12 127.63 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ. в размере 11 280 руб. (отработано 24 дня), в ДД.ММ.ГГГГ. в размере 11 280 руб. (отработано 27 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 280 руб. (отработано 25 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 280 руб. (отработано 27 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 280 руб. (отработано 25 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 280 руб. (отработано 26 дней). Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась заработная плата в размере установленного с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ – 11 280 руб. при выполнении нормы труда.
В ДД.ММ.ГГГГ Соколову Д.С. начислена и выплачена заработная плата в размере 12 130 руб. (отработано 20 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. (отработано 24 дня), в ДД.ММ.ГГГГ. в размере 11 106.99 (отработано 23 дня), а также сумма отпускных в размере 5 841.47 руб., в ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 502.37 (отработано 16 дней), в ДД.ММ.ГГГГ 12 130 руб. (отработано 23 дня), в ДД.ММ.ГГГГ. в размере 12 130 руб. (отработано 25 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. (отработано 27 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. (отработано 24 дня), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 130 руб. Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась заработная плата в размере установленного с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ – 12 130 руб. при выполнении нормы труда.
В ДД.ММ.ГГГГ Соколову Д.С. начислена и выплачена заработная плата в размере 12 791 руб. (отработано 19 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 791 руб. (отработано 23 дня), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 876.62 руб. (отработано 14 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 24 дня), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 25 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 27 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ. в размере 12 792 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 26 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 25 дней), в ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 792 руб. (отработано 26 дней) Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась заработная плата в размере установленного с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ – 12 792 руб. при выполнении нормы труда.
В период с ДД.ММ.ГГГГ истцу также выплачивалась заработная плата в размере установленного с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ – 13 890 руб. при выполнении нормы труда, что следует из представленных в материалы дела табелей учета рабочего времени, расчетных листков, лицевых счетов по заработной плате и карточки учета рабочего времени осужденного.
При этом, районный коэффициент 30% и 30-процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не начислялся.
Приказом №-ос от ДД.ММ.ГГГГ Соколов Д.С. уволен в связи с освобождение.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленными в материалы дела доказательства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, не находит оснований для их удовлетворения, поскольку ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю не является работодателем по отношению к осужденным, привлеченным к труду, и, следовательно, за исключением оплаты труда в соответствии со ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российский Федерации, учреждение не несет обязанность по выплате надбавок, являющихся гарантиями и компенсациями.
Вопреки доводам, изложенным в исковом заявлении, исходя из правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 г. № 2631-О, действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определяющего соответствующие государственные гарантии и компенсации в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (ч. 1 ст. 1). Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, установленные данным Законом (ст.ст. 10 и 11), а впоследствии и Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.ст. 316 и 317), гарантируются лицам, работающим по трудовому договору.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках предоставленных федеральному законодателю полномочий, не может расцениваться как нарушающее права лиц, осужденных к лишению свободы.
В рамках же уголовно-исполнительных отношений Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает гарантии материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в том числе питанием и предметами первой необходимости, одеждой по сезону с учетом в числе прочего климатических условий (ч. 2 и 3 ст. 99). Дополнительно для осужденных, перевыполняющих нормы выработки или образцово выполняющих установленные задания на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней (ч. 5 ст. 104 данного Кодекса). Такая регламентация уголовно-исполнительным законодательством правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предполагает несения ими дополнительных материальных затрат.
Таким образом, согласно ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде, однако, при этом, законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих по найма 9то есть на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ст. 112 ГПК РФ пропущенный установленный законом срок может быть восстановлен судом лишь при наличии уважительных причин пропуска этого срока. Аналогичная норма содержится в ст. 392 ТК РФ.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд.
Суд полагает, что срок обращения с иском не пропущен истцом Соколовым Д.С. по требованиям о взыскании оплаты труда за период с июля 2021 г. по июнь 2022 г., однако в указанный период равным образом ответчиком не было допущено нарушение прав истца на оплату труда, начисление заработной платы произведено в установленном ст. 105 УИК РФ размере, в связи с чем оснований к удовлетворению исковых требований Соколова Д.С. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Соколова Дениса Сергеевича к ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании недоначисленной заработной платы, - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.
Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Казбанова Д.И.
Решение суда в окончательной форме принято: 12.12.2022 г.