Изготовлено 09.12.2022 года
Дело № 2-1848/2022 (76RS0014-01-2022-000858-23)
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 30 ноября 2022 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кадыковой О.В.,
при секретаре Куликовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ярославского района Ярославской области к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства ЯО, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил обязать департамент дорожного хозяйства Ярославской области в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устройству стационарного уличного наружного освещения на участке автодороги «Яковлевское-Диево-Городище» Ярославского муниципального района ПК 2+770 по ПК 3+076 (в границах населенного пункта пос. Заволжье), а также по устройству тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги ПК 2+770 по ПК 3+815 слева по ходу движения транспортных средств, а также ПК 3+342 по ПК 3+367 справа по ходу движения транспортных средств, а также перенести дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта» с ПК 3+316 на ПК 2+770 и внести соответствующие изменения в проект организации дорожного движения.
В обоснование заявленных требований истец указывает на следующие обстоятельства. Прокуратурой Ярославского района Ярославской области проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния автодороги «Яковлевское-Диево-Городище», расположенной в границах Ярославского муниципального района Ярославской области. В ходе выездного обследования состояния дороги выявлены следующие недостатки: в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное уличное наружное освещение на участке ПК 2+770 по ПК 3+076 автодороги «Яковлевское-Диево-Городище» в границах населенного пункта Заволжье; в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в границах п. Заволжье ПК 2+770 по ПК 3+815 слева по ходе движения отсутствуют тротуары и (или) пешеходные дорожки, которые согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007 устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, а также ПК 3+342 по ПК 3+367 справа по ходу движения, в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар. Также в ходе выездного обследования установлено, что в связи с интенсивной жилой застройкой населенного пункта п.Заволжье Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района ЯО изменены фактические границы начала населенного пункта п. Заволжье с ПК 2+770 по ПК 3+815. В соответствии с п. 5.6.35 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 5.23.1 и 5.23.2 «Начало населенного пункта устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактически застроенной территории». Таким образом, необходимо перенести дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта» с ПК 3+136 на ПК 2+770 и внести соответствующие изменения в проект организации дорожного движения.
В судебном заседании Шалугин М.Д. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Скобелев А.В. заявленные требования не признал.
В судебном заседании представитель Администрации Заволжского сельского поселения ФИО1. заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель ОГИБДД Ярославского ОМВД ФИО2 считала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2018 года № 35-п «О реорганизации органов исполнительной власти», с 16.04.2018 года был образован Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, и ему переданы полномочия Департамента транспорта Ярославской области, в части: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, Департамент дорожного Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником Департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области, осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, а также представляет интересы Правительства области в судебных и иных органах при рассмотрении вопросов в пределах установленных полномочий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу пунктов 1,6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дopoжной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из статьи 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям статьи 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
На основании статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Яровлевское-Диево-Городище» является автодорогой общего пользования регионального значения и находится в собственности Ярославской области. Указанная автодорога относится к IV технической категории, тип покрытия – асфальтобетон.
Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.
В пункте 4.5.1 Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, (далее - ГОСТ Р 52766-2007) содержатся требования к организации движения пешеходов и велосипедистов.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках, а также при прохождении дороги через заболоченные участки пешеходные дорожки могут быть размещены на откосах на присыпных бермах на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,5 м. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений. Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч включительно - не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.
Пунктом 4.6.1.1 Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, предусмотрены требования о стационарном электрическом освещении на автомобильных дорогах.
В силу п. 4.6.1.1 Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м;
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более;
- на средних и больших мостах (путепроводах, эстакадах), а также на всех мостах, путепроводах и эстакадах улиц;
- на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
- на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам,
- под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150;
- на кольцевых пересечениях в одном уровне и участках въездов на кольцо;
- на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса;
- на пунктах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств, и на подъездах к ним;
- на пунктах транспортного, весового и габаритного контроля и на подъездах к ним, на постах санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, пограничной, таможенной и дорожно-патрульной служб.
Из материалов дела следует, что в нарушение вышеперечисленных требований на участке автомобильной дороги «Яковлевское-Диево-Городище» в границах п. Заволжье ПК 2+770 по ПК 3+815 слева по ходе движения отсутствуют тротуары и (или) пешеходные дорожки, а также ПК 3+342 по ПК 3+367 справа по ходу движения в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар, отсутствует стационарное уличное наружное освещение на участке ПК 2+770 по ПК 3+076 автодороги «Яковлевское-Диево-Городище» в границах населенного пункта Заволжье.
Как следует из материалов дела, в связи с интенсивной жилой застройкой населенного пункта п.Заволжье Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района ЯО изменены фактические границы начала населенного пункта п. Заволжье с ПК 2+770 по ПК 3+815.
В соответствии с п. 5.6.35 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знаки 5.23.2 «Начало населенного пункта» применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе застроенной территории.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с Перечнем документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р, применение ГОСТ Р 52766-2007 в названной части является обязательным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Департамент, будучи лицом, обязанным в силу требований ст.12 Закона № 196-ФЗ, должен обеспечить соответствие дороги при ее содержании вышеуказанным требованиям законодательства.
Предложенный прокурором срок – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным для выполнения указанных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать департамент дорожного хозяйства Ярославской области, ИНН 7604341976, в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устройству стационарного уличного наружного освещения на участке автодороги «Яковлевское-Диево-Городище» Ярославского муниципального района ПК 2+770 по ПК 3+076 (в границах населенного пункта пос. Заволжье), а также по устройству тротуара (пешеходной дорожки) на участке автомобильной дороги ПК 2+770 по ПК 3+815 слева по ходу движения транспортных средств, а также ПК 3+342 по ПК 3+367 справа по ходу движения транспортных средств, а также перенести дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта» с ПК 3+316 на ПК 2+770 и внести соответствующие изменения в проект организации дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В. Кадыкова