УИД09RS0001-01-2024-003689-37
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2024 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующей судьи Хохлачевой С.В., при секретаре Умарове М.А.-К.,
с участием представителя истца прокурора г. Черкесска – старшего помощника прокурора Джаубаева Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Черкесска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» об обязании выделить финансовые средства для организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций,
установил:
Прокурор г. Черкесска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения КЧР, РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» об обязании Министерства здравоохранения КЧР в течение одного года после вступления решения суда выделить финансовые средства для организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны), установления системы речевого оповещения, обеспечения своевременного выявления попыток проноса (провоза) применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) и увеличения срока архивирования и хранения данных видеокамер не менее 1 месяца в РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница»; обязании РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» после обеспечения финансирования заключить договор охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны), установить систему речевого оповещения, обеспечить своевременное выявление попыток проноса (провоза) применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) и увеличить срок архивирования и хранения данных видеокамер не менее 1 месяца.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Черкесска во исполнение задания прокуратуры КЧР проведена проверка антитеррористического законодательства в объектах здравоохранения на территории г. Черкесска. В нарушение требований законодательства, в данном учреждении здравоохранения камеры видеонаблюдения не обеспечивают полный обзор объекта, часть видеокамер неисправны, срок архивирования и хранения данных нескольких камер составляет менее 1 месяца; не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, отсутствует система речевого оповещения, не обеспечено своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ). Данные обстоятельства нарушают безопасность лиц, пребывающих в учреждении здравоохранения, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан и работников учреждений. 01.04.2024 г. прокуратурой города по указанным нарушениям главному врачу больницы вынесено представление об устранении нарушения закона, в настоящее время нарушения не устранены.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения.
Поскольку, на момент рассмотрения дела у суда, при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчика, что в силу статьи 233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства. Принимая во внимание характер требований истца, учитывая установленные сроки рассмотрения гражданского дела, необходимость разрешения иска по существу, суд полагает целесообразным рассмотреть дело в соответствии с главой 22 ГПК РФ, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки прокуратурой г. Черкесска во исполнение поручения прокуратуры КЧР проведена проверка антитеррористического законодательства в объектах здравоохранения на территории г. Черкесска.
Из письма Министерства здравоохранения КЧР от 22.07.2024 г. № 3406 в адрес прокурора г. Черкесска следует, что в РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» охрану объекта (территории) осуществляют штатные сотрудники учреждения в количестве 6 человек; больница частично оснащена системой речевого оповещения; оборудование по выявлению запрещенных у проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, и других опасных предметов и веществ) в учреждении не имеется; в 2023 году из республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской Республике» для увеличения камер системы видеонаблюдения выделялось 500 тыс. рублей. Для организации охраны объектов больницы необходимо не менее 6000000 рублей. РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» направляла письма в Министерство здравоохранения КЧР о дополнительном финансировании для технического оснащения антитеррористической защищенности.
К данному письму приложены обращения в адрес Министерства здравоохранения КЧР от 17.03.2023 года № 177, от 24.04.2024 года № 226, от 25.04.2024 года № 228.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одними из основных принципов охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 10 Основ охраны здоровья).
Медицинские организации обязаны признать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья, в том числе регламентированные главой 4 (ст. ст. 18, 20) Основ охраны здоровья, а также включающие право на безопасную медицинскую помощь (ст. 7 Основ охраны здоровья).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Прав и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Частью 1 ст. 98 Закона № 323-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» приоритет предупредительных мер является одним из основных принципов противодействия терроризму.
В соответствии с п.п. 3, 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им в ином законном основании.
Исходя из положений п.12 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009 г.) противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется последующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно пунктам 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека, и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 г. № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся е сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно п. 5 требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характерных объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
В силу п.п. «з,б» п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В силу п. 16 (1) «г» на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно обеспечивается охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Также согласно п.п. «а» п. 17, на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 16 (1) настоящих требований, осуществляется оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В силу п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: е) своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отправляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ); н) своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
Согласно п.п. «в» п. 18 Требований, на объектах (территориях), которым присвоена первая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16, 16 (1) и 17 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объекта (территории) техническими средствами обнаружения запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отправляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ).
Вместе тем, в нарушение вышеуказанных требований, в РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» камеры видеонаблюдения не обеспечивают полный обзор объекта, часть видеокамер неисправны, срок архивирования и хранения данных нескольких камер составляет менее 1 месяца, не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, отсутствует система речевого оповещения, не обеспечено своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отправляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ).
Указанные обстоятельства нарушают комплексную безопасность лиц, пребывающих в учреждении здравоохранения, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан и работников учреждения.
01.04.2024 г. прокуратурой города по указанным нарушениям главному врачу больницы вынесено представление об устранении нарушения закона, в настоящее время нарушения не устранены.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» физическим и юридическим лицам, не имеющим правого статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей, в том числе охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона № 2487-1, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно п. 7 ст. 1.1 Закона № 2487-1, под пропускным режимом понимается – порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
Согласно п. 6 ст. 3 данного Федерального закона, в целях охраны разрешается предоставление такой услуги как обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части. Для охраны жизни и здоровья граждан, находящихся на охраняемых объектах разрешено применение оружия и специальных средств.
Следовательно, организация пропускного режима в объекте здравоохранения является одной из мер превентивного характера, наряду с принятием мер противопожарной безопасности и других мер, необходимость осуществления которой направлена на достижение конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму, на что также указано в определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 г. № 452-О-О.
Согласно ст. 11 Закона № 2487-1, оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 настоящего закона, в том числе услуг по осуществлению пропускного режима, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Статья 11.1 Закона № 2487-1 определяет статус частного охранника, который работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется пред4смотренными настоящим законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Согласно устава РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» учредителем и собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации является Карачаево-Черкесская Республика, полномочия учредителя от имени Карачаево-Черкесской Республики осуществляет Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики.
В силу п. 42 Концепции, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов государственной власти субъектов.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и требований правовых норм, суд считает исковые требования обоснованными, законными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Черкесска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (ИНН №, ОГРН №) в течение одного года после вступления решения суда выделить финансовые средства для организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны), установления системы речевого оповещения, обеспечения своевременного выявления попыток проноса (провоза) применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) и увеличения срока архивирования и хранения данных видеокамер не менее 1 месяца в РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница».
Обязать РГБЛПУ «Республиканская детская многопрофильная больница» (ИНН №, ОГРН №) после обеспечения финансирования заключить договор охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны), установить систему речевого оповещения, обеспечить своевременное выявление попыток проноса (провоза) применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) и увеличить срок архивирования и хранения данных видеокамер не менее 1 месяца.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Мотивированное решение изготовлено 24.11.2024 г.
Судья Черкесского городского суда С.В. Хохлачева