УИД: 54RS0023-01-2021-001063-47
дело № 2-819/2021
поступило в суд 27.05.2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2021 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой И. А. к Анисимову А. Е., Васильевой Е. Е. о признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Анисимова И.А. обратилась в суд с иском к Анисимову А. Е., Васильевой Е. Е. о признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер муж истицы ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с которым истица состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ года. После смерти ФИО открылось наследство, состоящее из предметов обычной домашней обстановки и обихода, а также имущества: жилого дома, находящегося по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул. <адрес>, д. №.
Указанный жилой дом принадлежал ФИО по праву собственности на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ года и типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности на данный жилой дом было зарегистрировано в установленном законом порядке в Коченевском БТИ.
Указанный жилой дом был возведен ФИО на отведенном земельном участке, который был отведен ФИО на основании п. 5 того же решения № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ году.
Коченевским БТИ ДД.ММ.ГГГГ года был выдан технический паспорт на построенный жилой дом, на момент обследования жилого дома (на ДД.ММ.ГГГГ год) жилой дом состоял из трех жилых комнат и кухни, общая площадь жилого дома составляла 44,4 кв.м., а жилая 35,2 кв.м.
Позднее, будучи в браке, истица с супругом своими силами и за счет личных средств произвели пристройку к дому. Общая площадь жилого дома на сегодняшний день после возведения пристроя к дому и перепланировки стала составлять 74,3 кв.м., а жилая 48,5 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается планом жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным ГБУ НСО «ЦКО» и БТИ».
Официальных разрешений на возведение пристроя к жилому дому и проведение перепланировки в доме получено не было.
В указанном жилом доме при жизни был зарегистрирован и проживал супруг истицы ФИО, в настоящее время зарегистрированы и проживают – истица Анисимова И.А., и сын Анисимов А.Е., дочь Васильева (до брака Анисимова) Е.Е. зарегистрирована и проживает по другому адресу.
Обследование жилого дома было произведено специалистами ГБУ НСО «ЦКОиБТИ» и выдана информация на жилой дом.
Инвентаризационная стоимость жилого дома в целом, согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ года № № составляет <данные изъяты> рублей.
Приусадебный земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом и возведен пристрой к дому, в собственность не оформлялся.
В связи с тем, что истица и её ныне покойный супруг своевременно не оформили должным образом разрешения на осуществление пристройки к жилому дому и перепланировку в нем, то есть отсутствуют документы, разрешающие реконструкцию, перепланировку и возведение пристроя к дому, то в соответствии со ст. 222 ГК РФ жилой дом является самовольной постройкой.
При возведении пристройки и при проведении перепланировки в доме истица и её ныне покойный супруг соблюдали все строительные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические правила и нормы пожарной безопасности, жилой дом расположен в границах участка.
После смерти супруга истица осталась проживать в жилом доме и проживает в нем до настоящего времени. Истица фактически вступила во владение наследственным имуществом до истечения шести месяцев со дня смерти мужа, то есть приняла наследство и пользуется им, так как все вещи находятся в доме, истица ими пользуется, пользуется домом и земельным участком, принимает меры к сохранности имущества, содержит дом в надлежащем состоянии, производит за свой счет расходы по содержанию имущества (оплачивает расходы за электроэнергию, производит текущий ремонт).
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия наследства, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Завещания ФИО не оставил, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ истица является наследницей первой очереди к имуществу ФИО
Сын Анисимов А.Е. и дочь Васильева (Анисимова) Е.Е. на наследство не претендуют.
Просит признать за Анисимовой И. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента вступления решения в законную силу, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул. <адрес>, д. №, общей площадью 74,3 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Романова О.Н., действующая на основании доверенности, поддержала иск и доводы, изложенные в иске, в полном объеме.
Ответчики Анисимов А.Е. и Васильева Е.Е., в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие, не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
Конституцией Российской Федерации ст. 46 провозглашено и гарантировано право каждого на судебную защиту.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. В связи с этим указанные лица самостоятельно определяют способ защиты нарушенного права, определяют предмет и основания иска.
Реализуя Конституционное право, истица обратилась в суд с вышеназванными требованиями.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании жилой дом № № по ул. <адрес> в <адрес> Коченевского района Новосибирской области принадлежал ФИО по праву собственности на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 18) и типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9-12).
Коченевским БТИ ДД.ММ.ГГГГ года был выдан технический паспорт на построенный жилой дом, на момент обследования жилого дома (на ДД.ММ.ГГГГ год) жилой дом состоял из трех жилых комнат и кухни, общая площадь жилого дома составляла 44,4 кв.м., а жилая 35,2 кв.м. (л.д. 13-17).
Истица с супругом произвели пристройку к дому, после возведения пристроя к дому и перепланировки, Общая площадь жилого дома стала составлять 74,3 кв.м., а жилая 48,5 кв.м. (л.д. 19 план жилого дома).
В указанном жилом доме при жизни был зарегистрирован и проживал супруг истицы ФИО, в настоящее время зарегистрированы и проживают – истица Анисимова И.А., и сын Анисимов А.Е.
ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 7 свидетельство о смерти)
В установленный законом срок после смерти супруга истица обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на указанное выше имущество.
После проверки документов, нотариус сообщила, что оформить право, как наследницы на жилой дом по указанному выше адресу и выдать свидетельство о праве на наследство на указанное имущество не может по той причине, что ФИО при жизни не было узаконено его право на перестроенный и перепланированный жилой дом.
Таким образом, в настоящее время жилой дом имеет признаки самовольной постройки.
В соответствии с положением ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии, если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленного истицей Технического заключения по обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: ул. <адрес>, д. № <адрес>, Коченевский район, Новосибирская область на ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что в результате строительства здания строительные конструкции на основании СП 13-102-2003, правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, находятся в удовлетворительном состоянии и соответствуют требованиям норм и правил пожарной безопасности (ст. 69 п. 1) Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в РФ (ППР) не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, ст. 222 ГК РФ). Соблюдены требования пожарной безопасности ст. 69 п. 1 федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», требования по отступам от жилого дома или хозяйственных построек до границ смежных земельных участков согласно п. 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Жилой дом соответствует: СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 2.1 (требования к участку и территории жилых зданий при их размещении); Постановлению правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, п. 22 (высота жилых помещений).
Основные несущие и ограждающие конструкции (стены, перекрытия) жилого дома находятся в работоспособном состоянии. Пространственная жесткость и устойчивость здания обеспечены. Жилой дом, расположенный по ул. <адрес>, д. № в <адрес> Коченевского района Новосибирской области соответствует строительным нормам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, пригоден для дальнейшей эксплуатации в соответствии с его функциональным назначением.
Суд принимает вышепоименованные заключения как относимые и допустимые доказательства в силу ст.ст. 59,60 ГПК РФ, поскольку, в ходе проведения работ было проведено натурное обследование с выездом по месту нахождения объекта, измерение геометрических характеристик, выполнены обмерные чертежи, визуальный осмотр конструкций здания выполнен с использованием уровня, и отвеса, выводы сделаны на основании приведенных норм и правил, поименованных в заключениях, содержащиеся в заключениях сведения, никем не опровергнуты и не оспорены.
В силу ч.1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Наследство истцом было принято вступлением во владение и управление наследственным имуществом, спора о наследовании нет, что подтверждено также ответом нотариуса.
Из ответа нотариуса № № от ДД.ММ.ГГГГ имеется наследственное дело к имуществу ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства обратилась супруга – Анисимова И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшая по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул. <адрес>, д. №. Дочь – Анисимова Е. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын – Анисимов А. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказались от доли наследства в пользу матери – Анисимовой И.А.
В соответствии с ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия наследства, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требования истца законные, обоснованные, поэтому, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Анисимовой И. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес>, ул. <адрес>, д. № (<данные изъяты>), общей площадью 74,3 кв.м.
Данное решение является основанием для регистрации перехода права собственности на вышепоименованный объект недвижимости к Анисимовой И. А..
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коченевский районный суд.
В окончательной форме решение принято 10 августа 2021 года
Судья: Е.Ю. Мирончик