ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2024 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Саая М.С., при секретаре Петуховой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-369/2024 по иску Нечаевой Л.А. к администрации Киренского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Нечаева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Киренского городского поселения, указав в обоснование требований, что она является нанимателем по социальному найму, квартиры, площадью 43.1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером на жилое помещение от 27 ноября 2000 года, выданным исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов Киренска на основании постановления главы администрации от 24 октября 2000 года №. Членами семьи в указанном ордере были указаны дети истца: Липоповская (Исламова) В.П., Липовской И.П., Липовской Д.П., Нечаев И,П., Нечаева А.П.. На сегодняшний день в квартире проживает только истец и ее сын - Нечаев А.П., 28.03.2006года рождения (в орден вписан). Истец зарегистрирован в квартире как по постоянному месту жительства с 25 сентября 2002 года, о чем свидетельствует отметка в паспорте гражданина РФ. Липовская (Исламова) В.П., Липовской И.П., Липовской Д.П., Нечаев И.П.. Нечаева А.С. фактически проживают по другим адресам. Истец обращался в администрацию Киренского городского поселения с просьбой заключить с ней договор приватизации квартиры, но ей в этом праве было отказано, поскольку квартира в реестре муниципального имущества Киренского муниципального образования не числиться и ее приватизация невозможна, что подтверждается справкой № от 19.06.2024 года, выданной Главой Киренского муниципального образования с**2. Квартира стоит на кадастровом учете, кадастровый номер №, при этом, право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН. В связи с отсутствием регистрации права собственности и отсутствием квартиры в реестре муниципального имущества истец лишен возможности приватизировать квартиру. Истец никогда не принимал участия в приватизации муниципального имущества. На основании изложенного истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 46.1 кв.м.
В судебное заседание истец Нечаева Л.А. и ее представитель Клепиков Д.Ю. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования поддерживают по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Киренского городского поселения, третьи лица в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещались судом надлежащим образом по правилам отправки почтовой корреспонденции. Причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Суд не располагает сведениями о том, что неявка ответчика имеет место по уважительной причине. Возражений против предъявленных исковых требований суду не представлено.
В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку неявка сторон, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания, не является препятствием к разбирательству дела.
Учитывая неявку ответчика, суд определил гражданское дело рассмотреть в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства, о чем указано в протоколе судебного заседания.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу указанного закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1).
В соответствии со ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они переданы) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с абз.1 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено, что Нечаевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов г. Киренска 27.11.2000 года предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается копией ордера № от 24.10.2000.
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец решил воспользоваться правом на получение в собственность квартиры и обратился с заявлением в администрацию Киренского городского поселения. В приватизации было отказано по той причине, что в реестре муниципального имущества Киренского муниципального образования квартира, расположенная по адресу: <адрес>, отсутствует.
Из справки, представленной администрацией Киренского муниципального района от 09.08.2024, усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества муниципального образования Киренский район не числится.
Из материалов инвентарного дела ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» следует, что на жилой <адрес>, составлен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 19.03.1993, согласно которого малое предприятие «Старт» в лице с**1, действующей на основании доверенности № от 16.02.1993, продала квартиру по адресу: <адрес>, с**3. Договор зарегистрирован с исполнительном комитете городского Совета народных депутатов 22.03.1993.
Согласно справке, представленной архивным отделом администрации Киренского муниципального района, от 09.08.2024 № Т-110 в архивном отделе отсутствует ордер на жилое помещение от 27.11.2000 года, выданный Нечаевой Л.А., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.07.2024, сведения об объекте недвижимости – помещении по адресу: <адрес>, а также сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В соответствии со справкой начальника отделения по вопросам миграции от 07.08.2024, Нечаева Л.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 25.09.2002 по настоящее время.
Таким образом, учитывая, что Нечаева Л.А. проживает в спорной квартире на условиях договора социального найма, несет бремя по содержанию квартиры, истец вправе приобрести занимаемое им жилое помещение в собственность в порядке приватизации в силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Как видно из представленных документов, спорное жилое помещение в собственности граждан, а также других лиц не значится. Факт того, что спорное жилое помещение в установленном порядке не передано в муниципальную собственность, не может влиять на права истца на это жилое помещение. Оснований, по которым истцу могло быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, судом не установлено. Доказательств того, что истец ранее участвовал в приватизации суду не представлено.
Поскольку иными лицами права на спорное жилое помещение не заявлены, учитывая, что истец не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащей ему по договору социального найма квартиры по независящим от него причинам, имеются основания для признания за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в судебном порядке. Исковые требования основаны на нормах права и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нечаевой Л.А. к администрации Киренского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Нечаевой Л.А. в порядке приватизации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.С. Саая
,