Дело № 2-24/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2018 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Е.Ю.,
при секретаре Ивановой Т.А.,
с участием адвоката Пугина Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по исковому заявлению Рыбиной Н. Н. к Игнатову В. В. о признании недействительными результатов межевания и исключении сведений о границе земельного участка из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Рыбина Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Игнатову В.В., в котором просит признать результаты межевания многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части описания границ контура <№> (2) площадью <данные изъяты> кв.м, недействительными и отменить – по местоположению характерных точек с координатами: <данные изъяты> Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <№> площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в части местоположения характерных точек с координатами: <данные изъяты> отменить, с последующим исключением из Государственного реестра недвижимости.
В обоснование исковых требовании указано, что Рыбина Н.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 30 мая 2017 года, выданного нотариусом Ковровского нотариального округа, реестровый № 4-594, является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>. Указанный земельный участок первоначально был предоставлен матери истца – Т.А.Н. на основании Постановления главы администрации Большевсегодического сельского Совета № 155 от 26 ноября 1992 года и состоит из четырех контуров – площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м. Вступив в права наследства, Рыбина Н.Н. с целью установления границ и уточнения площади земельного участка обратилась к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. При определении границ участка на местности выяснилось, что земельный участок истца (контур 1) площадью <данные изъяты> кв.м, полностью включен в состав земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащего ответчику. По заключению кадастрового инженера Трубициной Н.А. следует, что при формировании земельного участка допущена ошибка при определении границ участка с кадастровым номером <№>. Земельный участок ответчика сформирован в результате раздела четырехконтурного земельного участка с кадастровым номером <№>. Работы по разделению участка проводились 28 сентября 2016 года. Межевой план земельного участка с кадастровым номером <№> подготовлен 15 августа 2016 года ООО «Амарант» в результате уточнения местоположения границ земельного участка. Из документов, представленных Игнатовым В.В. кадастровому инженеру, следует, что изначально ответчику предоставлялся одноконтурный земельный участок площадью 10000 кв.м. Отсутствие в ГКН сведений о границах смежных участков, в частности Рыбиной Н.Н., дало возможность кадастровому инженеру сформировать земельный участок по своему усмотрению. Акт согласования местоположения участка ответчика истец не подписывала, о проводимых кадастровых работах информации не имела.
Истец Рыбина Н.Н. и ее представитель Пугин Р.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истец Рыбина Н.Н. пояснила, что при межевании ответчиком спорного земельного участка не выяснялась принадлежность смежных земельных участков. Ответчик знал, что она в течение длительного времени пользовалась спорным земельным участком, но границы земельного участка с ней не согласовывались. Около 50 лет назад земельный участок разрабатывала ее мать – Т.А.Н., умершая в 2013 году. На земельном участке сажали картошку, затем косили траву. В 2016 году она перепахала земельный участок, затем посеяла на нем клевер.
Ответчик Игнатов В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд своего представителя - Игнатову М.В., действующую на основании доверенности.
Представитель ответчика - Игнатова М.В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Игнатову В.В. из земель, принадлежащих колхозу, в <адрес> выделялся земельный участок для ведения подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м. Кадастровые работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером <№> проведены без нарушений, согласовывать границы было не с кем, поскольку Рыбина Н.Н. в течение длительного времени спорным земельным участком не пользовалась. Ранее все занимали земли, какие хотели, самовольно. Проводя работы по межеван6ию, ответчик замежевал именно те земельные участки, которые никем не использовались длительное время, в связи с чем границы согласовывать было не с кем.
Представитель третьего лица – администрации Ковровского района Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, оставив решение вопроса на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, оставив решение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Рыбина Н.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 30 мая 2017 года, выданного нотариусом Ковровского нотариального округа, реестровый № 4-594, является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>
Указанный земельный участок предоставлялся наследодателю – матери истца Т.А.Н., умершей 18 июля 2013 года, на основании Постановления главы администрации Большевсегодического сельского Совета от 26 ноября 1992 года № 155.
Как видно из свидетельства о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 16 декабря 1992 года Большевсегодическим сельским Советом Ковровского района, выделенный Т.А.Н. земельный участок состоит из четырех контуров площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м.
По сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 15 мая 2017 года. Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, находится в собственности Игнатова В.В. и является учтенным, поставлен на кадастровый учет 28 сентября 2016 года. Земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <№>, его границы установлены на основании межевого плана от 23 сентября 2016 года, подготовленного кадастровым инженером ООО «Амарант» Лапиной М.Г. В соответствии с ним были сформированы и постановлены на кадастровый учет путем раздела земельного участка <№> четыре самостоятельных земельных участка, в том числе земельный участок <№>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 сентября 2016 года Игнатов В.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 10000 кв.м. на основании свидетельства на право собственности на землю, владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 12 февраля 1993 г. № <№>, выданного администрацией Большевсегодического сельского Совета Ковровского района,
Указанный земельный участок был предоставлен Игнатову В.В. в соответствии с постановлением главы администрации Большевсегодического сельского Совета от 26 ноября 1992 года № 156.
Земельный участок с кадастровым номером <№> постановлен на кадастровый учет на основании межевого плана, составленного 15 августа 2016 года кадастровым инженером ООО «Амарант» Лапиной М.Г., которым установлены границы многоконтурного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, из них: площадь контура 1 – <данные изъяты> кв.м, контура 2 – <данные изъяты> кв.м, контура 3 – <данные изъяты> кв.м, контура 4 – <данные изъяты> кв.м.
В 2017 году для проведения работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером <№> и определения их на местности, истец обратилась к кадастровому инженеру Трубициной Н.А., которая изготовила план земельного участка с кадастровым номером <№>, местоположением: <адрес>
Согласно заключению кадастрового инженера Трубициной Н.А., местоположение земельного участка на местности показывалась правообладателем лично. Площадь земельного участка по результатам межевания составила <данные изъяты> кв.м, в том числе площадь контура 1 – <данные изъяты> кв.м, площадь контура 2 – <данные изъяты> кв.м, площадь контура 3 – <данные изъяты> кв.м, площадь контура 4 – <данные изъяты> кв.м. Выявлено, что контур 1 площадью <данные изъяты> кв.м полностью включен в состав земельного участка с кадастровым номером <№>. Контур 1 граничит: на севере (т.1 - т.2) граница проходит по кромке прохода, на востоке (т.2 - т.3) – по меже, на юге (т.3 - т.4) по кромке полевой дороги, на западе (т.4 - т.1) по контуру древесно-кустарниковой заросли. Границы на местности читаются четко и однозначно. На момент проведения работ установлено, что участок обрабатывается, в связи с чем кадастровый инженер сделала вывод о возможности реестровой ошибки в определении границ земельного участка с кадастровым номером <№>.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действующей на момент межевания спорного земельного участка, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в п.п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 данного Закона, сведений об объекте недвижимости.
На основании ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно указанным нормам права, земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав в гражданском обороте и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Из материалов дела следует, что на период проведения кадастровых работ ООО «Амарант» по формированию земельного участка Игнатова В.В. с кадастровым номером <№> сведения о земельном участке истца с кадастровым номером <№> в государственном кадастре недвижимости отсутствовали, в связи чем определение местоположения участка, принадлежащего на праве собственности Игнатову В.В., не находилось в зависимости от расположения участка Рыбиной Н.Н. и, соответственно, согласование его границ с границами земельного участка истца не требовалось. Отсутствовала необходимость согласования границ земельного участка с кадастровым номером <№>, поскольку его образование произошло путем раздела, границы исходного и образуемого земельных участков не изменялись.
Кроме того, истец не представила доказательств, позволяющих достоверно определить фактическое местоположение участка, которым пользовалась как наследодатель Т.А.Н., так и после ее смерти истец Рыбина Н.Н.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре, кадастровой ошибкой в сведениях является ошибка в государственном кадастре недвижимости, воспроизведенная в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Измененные сведения о местоположении границ земельного участка, в силу ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре, вносятся в ГКН на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением документа, подтверждающего такие изменения (межевого плана с заключением кадастрового инженера, обосновывающего вывод о наличии ошибки в местоположении границ земельного участка) или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Так, свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное 16 декабря 1992 года Большевсегодическим сельским Советом Ковровского района, подтверждающее право Т.А.Н., не содержит сведений о местоположении земельного участка истца и его границах.
Как следует из заключения кадастрового инженера Трубициной Н.А., местоположение земельного участка на местности показывалось лично Рыбиной Н.Н., согласования его границ со смежными землепользователями не проводилось, в связи с чем указанный документ не может служить достоверным источником информации о взаимном расположении земельных участков сторон.
Из показаний свидетелей С.А.В., Ш.Л.К., М.А.В., являющихся в разное время землепользователями смежных земельных участков, следует, что спорным участком длительное время никто не пользовался, поскольку Т.А.Н. в 2006 году заболела и землю обрабатывать перестала, в 2013 году она умерла, после чего лишь в 2017 году на участке был посажен клевер.
Пояснения свидетеля Л.А.Г., оформлявшей свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей Т.А.Н. и Игнатова В.В., о том, что ответчику Игнатову В.В. был предоставлен двухконтурный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м из земель сельхозназначения за пределами <адрес>, опровергаются материалами дела. Так, согласно постановления главы администрации Большевсегодического сельского Совета от 26 ноября 1992 года № 156 Игнатову В.В. предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>. Кроме того, указанный свидетель также не подтвердила пользование Рыбиной Н.Н. спорным земельным участком в период после 2013 года.
Свидетель Свидетель №1 – тракторист, в судебном заседании пояснил, что весной 2017 года он вспахал земельный участок площадью около 6-7 соток, показанные ему Рыбиной Н.Н., при этом участок выглядел неухоженным, хотя возможно в 2016 году его и вспахивали каким-то мотоблоком. Впоследствии в 2017 году видел гуляющих на данном участке коз истицы.
Анализируя установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд не находит достоверно установленным факт длительного, в течение более пятнадцати лет, пользования Рыбиной Н.Н. спорным земельным участком, границы которого на местности никаким образом не были установлены на момент производства межевых работ Игнатовым В.В., в связи с чем определить местоположение границ земельного участка истца не представлялось возможным. Следовательно, согласование границ с Рыбиной Н.Н. спорного земельного участка при производстве межевания Игнатовым В.В. не являлось необходимым.
Тот факт, что при производстве межевых работ истицей ею частично был обработал спорный земельный участок, находящийся в собственности ответчика и поставленный в установленном законом порядке на кадастровый учет, не является основанием для признания недействительным межевания, произведенного надлежащим образом в более ранний период времени.
При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных Рыбиной Н.Н. требований.
Руководствуясь ст.ст. 194–197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рыбиной Н. Н. к Игнатову В. В. о признании недействительными результатов межевания многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части описания границ контура <№> площадью <данные изъяты> кв.м, и исключении из Государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Ю. Мочалова
СПРАВКА: Мотивированное решение составлено 09.04.2018 г.