РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Широковой М. В.,
при секретаре Заболотских К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-801/2019 по исковому заявлению Курмель Оксаны Анатольевны к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад компенсирующего вида № 110» муниципального образования города Братска о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости переезда к новому месту жительства, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Курмель О.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад компенсирующего вида №110» муниципального образования города Братска (далее по тексту - МБДОУ «ДСКВ №110»), в котором просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию расходов на перевозку груза из района Крайнего Севера в размере 28 920,24 рублей, взыскать расходы по уплате госпошлины 1 068 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она до июня 2018 года с семьей постоянно проживала и работала в г. Братске Иркутской области. В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г., с исправлениями я дополнениями, указанный город - Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Указанные обстоятельства подтверждаются отметками о регистрации по месту жительства в паспорте, а также записями в трудовой книжке.
В июне 2018 года вместе с семьей выехала на постоянное место жительства в г.Калининград, где проживает в настоящее время. При этом истцом были затрачены личные деньги на проезд и перевозку личного имущества к месту будущего постоянного проживания.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам.
Истцом в Департамент образования г. Братска Иркутской области было своевременно направлено заявление о компенсации понесенных ею расходов в связи с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, вместе с пакетом подтверждающих затраты документов. Однако заявление и платежные документы истцу были частично возвращены без исполнения и предложено обратиться для взыскания компенсации в суд.
Ответчик отказал в выплате сверхнормативного багажа на истца и на ее несовершеннолетнюю дочь. Оплачена сумма 2 400 руб. на человека за 23 кг, хотя законом предусмотрено п.5 № 455 - оплата стоимости провоза багажа весом не более 30 килограммов на работника и 30 килограммов на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов.
Сумма некомпенсированных затрат 3 000 рублей на истца и 3 000 рублей на члена семьи. Норматив 30 кг на человека не превышен и подлежит компенсации.
22.05.2018 истец заключила договор транспортной экспедиции № НКП ВСЖД -804910 с ПАО «ТрансКонтейнер» по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов в контейнерах.
Стоимость железнодорожного провоза багажа со станции Братск-Калининград
Сортировочный составила 129 973,91 руб. Компенсирована часть затрат в размере 124 518,35 рублей, не компенсирована организация перевозки контейнера с адреса истца г.Братск, ул. Рябикова, д. 40, что является сопутствующей услугой и составило 5 455,56 рублей. Также не компенсированы услуги РЖД по перевозке груза в размере 7 464,68 руб. Согласно представленным истцом оригиналам транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, общая масса перевозимого грузобагажа составила 5 000 кг и не превышала установленную норму, отправка контейнера не возможна без оформления полиса страхования грузов в ГЖ в размере 10 000 рублей, что подтверждено соответствующими документами.
Таким образом, из представленных документов следует, что масса отправленного Курмель О.А. грузобагажа не превышает количество груза, расходы, по перевозке которого могут быть компенсированы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 №572 до 5000 кг.
В судебное заседание истец Курмель О.А. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика МБДОУ «ДСКВ № 110» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Представил письменные возражения на заявленные истцом требования, указав, что согласно Порядку, утвержденному постановлением администрации МО г. Братска № 1131 от 26.07.2017 «Об утверждении порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета города Братска» (далее - Порядок), все расходы, предусмотренные данным порядком к компенсации истцу компенсированы, что подтверждается платежным поручением № 107870 от 30.10.2018.
Выплата суммы в размере 181 634 рублей 73 копеек была произведена Курмель О.А. на основании представленных ею документов о понесенных расходах в связи с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, согласно авансовому отчету, личному заявлению и приказу работодателя.
Компенсация понесенных расходов, выплаченная Курмель О.А. в связи с переездом к новому месту жительства, составила 181 634 рубля 73 копейки и включает в себя следующее:
- стоимость авиабилетов на двух человек – 41 912 рублей;
- стоимость услуг по договору транспортной экспедиции № НКП ВСЖД-804910
от 22.05.2018 – 129 973 рублей 91 копейка, которая включает в себя следующее: организация перевозки контейнеров/грузов железнодорожным транспортом – 124 518 рублей 35 копеек (за минусом суммы 1 121 рубль за объявленную ценность и 318 рублей заполнение накладной) = 123 079 рублей 35 копеек (акт № 3597558 от 30.06.2018 об оказанных услугах по договору № НКП ВСЖД-804910 от 22.05.2018), в сумму 124 518 рублей 35 копеек также входит: наложение и снятие запорно-пломбировочных устройств, обеспечение грузоотправителем запорно-пломбировочными устройствами, погрузка/ выгрузка из подвижного состава и автомобильного транспорта (контейнера) стоимостью 7 464 рубля 68 копеек, что подтверждается накопительной ведомостью № 290505 ОАО «РЖД» за период с 29.05 по 06.06.2018 (перечисленные действия включены в описание услуг по договору № НКП ВСЖД-804910 от 22.05.2018); организация перевозки контейнеров/грузов автомобильным транспортом – 5 455 рублей 56 копеек (акт № 3584746 от 10.06.2018 об оказанных услугах по договору № НКП ВСЖД-804910 от 22.05.2018). Всего по договору транспортной экспедиции: 128 534 рубля 91 копейка;
- сумма в размере 4 187 рублей 82 копейки по договору транспортной
экспедиции № НКП ОКТ 826859 от 30.06.2018 между ПАО «Центр по перевозке грузов в
контейнерах «ТрансКонтейнер»» (на основании представленного акта № 3595671 от
30.06.2018 об оказанных услугах по договору № НКП ОКТ-826859 от 30.06.2018);
- сумма в размере 7 000 рублей по договору между Курмель О.А. и ИП Аюпов
Рустам Абузарович на оказание услуг № 30/1 от 30.06.2018 (транспортировка 24 т.
контейнера г. Калининград, ул. Дзержинского 168г/66) подтверждением является
квитанция на оплату услуг № 003426 от 30.06.2018.
Исходя из вышеизложенного, следует, что требования истца Курмель О.А. заявлены необоснованно, поскольку компенсация расходов, связанных с переездом работодателем ей выплачена в полном объеме и в предусмотренном нормативными требованиями размере.
Что касается требований истца относительно суммы некомпенсированных затрат сверхнормативного багажа в размере 3 000 рублей на истца и на ее несовершеннолетнего ребенка, то данные требования также являются необоснованными, поскольку работодатель не отказывал в указанной выплате.
В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ от 12.06.2008 № 455 (ред. От 07.03.2016) «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» компенсации подлежит оплата стоимости провоза багажа весом не более 30 килограммов на работника и 30 килограммов на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов (п.п. «в» п. 5 данных Правил).
По смыслу данной нормы расходы по провозу багажа компенсируются работнику, если вес провозимого им багажа не превышает 30 кг без учета веса багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету.
На этом основании работнику компенсируются расходы по провозу им воздушным судном багажа, вес которого превышает норму бесплатного провоза багажа, но в пределах 30 кг.
Курмель О.А. не было представлено документов, подтверждающих конкретный вес багажа, допущенный норматив к перевозу бесплатно воздушным судном, вес багажа, превышающий норматив и т.д. (н-р, справка, содержащая необходимые сведения относительно веса багажа, норматива его провоза) в связи с данными обстоятельствами работодателю осуществить компенсацию сверхнормативного багажа не представилось возможным.
Учитывая вышеизложенное, просит в удовлетворении заявленных истцом Курмель О.А. исковых требований полностью отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Согласно ч. 5 ст. 326 Трудового кодекса размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях не относящихся к бюджетной сфере устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Аналогичные положения содержатся в ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрено самостоятельное определение размера, условий и порядка предоставления компенсаций на переезд и стоимость провоза имущества из районов Крайнего Севера для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
В соответствии с главой 1 Постановления администрации МО г. Братска от 26.07.2017 N 1131 (ред. от 20.11.2017) "Об утверждении Порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета города Братска", Право на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства (далее - компенсация расходов), возникает у работника проработавшего в организациях не менее трех лет, и членов его семьи и сохраняется в течение одного календарного года со дня расторжения трудового договора с организацией по основаниям, предусмотренным действующим законодательством (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, при условии документального подтверждения переезда к новому месту жительства - регистрации работника и членов его семьи по новому месту жительства. Компенсация производится работнику только по последнему месту работы, являющемуся на момент прекращения трудового договора основным местом работы.
2. Компенсация расходов включают в себя:
1) оплату стоимости проезда к новому месту жительства работнику и членам его семьи, исходя из фактической стоимости проезда, подтвержденной проездными документами, но не выше стоимости проезда:
а) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого поезда (за исключением фирменного скорого поезда);
б) воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
в) водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
г) автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), а при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
2) оплату платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предоставлению в поездах постельных принадлежностей;
3) стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Стоимость провоза багажа в объеме не более пяти тонн на семью в районы, где отсутствует железнодорожный транспорт, оплачивается по фактическим расходам в зависимости от вида используемого транспорта.
Если вес багажа составляет свыше пяти тонн на семью, представляется справка соответствующей транспортной организации о стоимости провоза багажа весом пять тонн.
3. Помимо стоимости провоза багажа работнику компенсируются расходы за:
1) доставку багажа на железнодорожную станцию, в аэропорт, на морской, речной вокзалы;
2) опломбирование и погрузку контейнера на соответствующее транспортное средство;
3) уведомление о прибытии и хранении багажа;
4) доставку багажа от места прибытия (железнодорожная станция, аэропорт, морской, речной вокзалы, склад транспортной организации) до нового места жительства работника;
5) предоставление (аренду) контейнера.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит достоверно установленным, что с 11.08.1994 по 31.05.2018 Курмель О.А. работала в МБДОУ «ДСКВ № 110» в должности воспитателя. Уволена из организации по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
С 19.06.2018 истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. С прежнего места жительства снята с регистрационного учета.
В связи с переездом на постоянное место жительств в г. Калининград, Курмель О.А. были понесены расходы, которые истец просит взыскать с ответчика:
- организация перевозки контейнеров/грузов автомобильным транспортом в размере 5455 рублей 56 копеек;
- наложение и снятие запорно-пломбировочных устройств, обеспечение грузоотправителем запорно-пломбировочными устройствами, погрузка/ выгрузка из подвижного состава и автомобильного транспорта (контейнера) стоимостью 7464 рубля 68 копеек;
- оплата сверхнормативного багажа на двоих в размере 6 000 руб.
Вместе с тем, как усматривается из представленных доказательств, Курмель О.А. была выплачена компенсация понесенных расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в размере 181 634 рубля 73 копейки и включает в себя следующее:
- стоимость авиабилетов на двух человек – 41 912 рублей;
- стоимость услуг по договору транспортной экспедиции № НКП ВСЖД-804910
от 22.05.2018 – 129 973 рублей 91 копейка, которая включает в себя следующее: организация перевозки контейнеров/грузов железнодорожным транспортом – 124 518 рублей 35 копеек (за минусом суммы 1 121 рубль за объявленную ценность и 318 рублей заполнение накладной) = 123 079 рублей 35 копеек (акт № 3597558 от 30.06.2018 об оказанных услугах по договору № НКП ВСЖД-804910 от 22.05.2018), в сумму 124 518 рублей 35 копеек также входит: наложение и снятие запорно-пломбировочных устройств, обеспечение грузоотправителем запорно-пломбировочными устройствами, погрузка/ выгрузка из подвижного состава и автомобильного транспорта (контейнера) стоимостью 7464 рубля 68 копеек, что подтверждается накопительной ведомостью № 290505 ОАО «РЖД» за период с 29.05 по 06.06.2018 (перечисленные действия включены в описание услуг по договору № НКП ВСЖД-804910 от 22.05.2018); организация перевозки контейнеров/грузов автомобильным транспортом — 5455 рублей 56 копеек (акт № 3584746 от 10.06.2018 об оказанных услугах по договору № НКП ВСЖД-804910 от 22.05.2018). Всего по договору транспортной экспедиции: 128 534 рубля 91 копейка;
- сумма в размере 4 187 рублей 82 копейки по договору транспортной
экспедиции № НКП ОКТ 826859 от 30.06.2018 между ПАО «Центр по перевозке грузов в
контейнерах «ТрансКонтейнер»» (на основании представленного акта № 3595671 от
30.06.2018 об оказанных услугах по договору № НКП ОКТ-826859 от 30.06.2018);
- сумма в размере 7 000 рублей по договору между Курмель О.А. и ИП Аюпов
Рустам Абузарович на оказание услуг № 30/1 от 30.06.2018 (транспортировка 24 т.
контейнера г. Калининград, ул. Дзержинского 168г/66) подтверждением является
квитанция на оплату услуг № 003426 от 30.06.2018.
Таким образом, исковые требования истца о взыскании компенсации расходов по организации перевозки контейнеров/грузов автомобильным транспортом в размере 5455,56 рублей, и по оказанию услуг по наложению и снятию запорно-пломбировочных устройств, обеспечению грузоотправителем запорно-пломбировочными устройствами, погрузка/выгрузка из подвижного состава и автомобильного транспорта (контейнера) стоимостью 7 464,68 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку данные суммы были компенсированы ответчиком, что подтверждается платежным поручением № 107870 от 30.10.2018 на общую сумму 181 634,73 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
Пунктом 5 данных Правил установлено, что расходы, подлежащие компенсации, в частности, включают оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов (подп. "в").
По смыслу приведенного положения расходы по провозу багажа компенсируются работнику, если вес провозимого им багажа не превышает 30 кг без учета веса багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету.
На этом основании работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, расположенной в районе Крайнего Севера, компенсируются расходы по провозу им воздушным судном багажа, вес которого превышает норму бесплатного провоза багажа, но в пределах 30 кг. Применительно к рассматриваемому примеру, компенсации подлежит стоимость провоза 30 кг багажа.
Наличие у Курмель О.А. вышеуказанной льготы и факт несения ею затрат по оплате багажа, превышающего бесплатную норму провоза багажа по авиабилету, но не более 30 кг, судом установлен.
Вместе с тем, из предоставленных истцом квитанций об оплате сверхнормативного багажа от 10.06.2018 на общую сумму 6 000 руб., не следует, какой именно перевес багажа был допущен истцом. При этом, установить данное обстоятельство из тарифов, опубликованных на официальном сайте авиакомпании перевозчика www.s7.ru, не представляется возможным, поскольку в условиях перевозки приведен тариф по оплате за превышение веса с 23 кг до 32 кг и с 32 кг до 50 кг.
На основании изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Курмель О.А. о взыскании компенсации оплаты сверхнормативного багажа в размере 6 000 руб.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в удовлетворении иска Курмель О.А. отказано, то требования о взыскании расходов по оплате госпошлины удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Курмель Оксаны Анатольевны о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 110» муниципального образования города Братска о взыскании компенсации расходов на перевозку груза с района Крайнего Севера в размере 28920,24 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере 1068 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М. В. Широкова