Дело № 2-1854/2024
УИД 55RS0002-01-2024-003000-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 29 мая 2024 года
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Захаровой Н.Ю., при секретарях Алексеевой С.В., Салей М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Феникс» к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части установления размера платы за содержание жилого помещения на 2024 год,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Феникс» обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части установления размера платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ год.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Феникс» является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.
Членом совета многоквартирного дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в управляющую компанию были предоставлены: протокол без номера от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования на 2 листах. На повестку дня общего собрания были поставлены следующие вопросы: 1. Выбор председателя, секретаря собрания, состав счетной комиссии общего собрания; 2. Рассмотрение, утверждение размера платы и перечня работ и услуг, оказываемых в рамках договора управления многоквартирным домом по содержанию и ремонту общего имущества МКД на ДД.ММ.ГГГГ год; 3. Заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме с АО «Омскгоргаз». 4. Внесение дополнения в договор управления; 5. Увеличение арендной платы, потребление электрической энергии с организациями, размещающими оборудование в местах общего пользования МКД по адресу: <адрес>.
Также были представлены: сообщение о проведении собрания на 1 листе. Заполненные «Решения собственников МКД №» в количестве 9 листов.
По второму вопросу повестки дня собственниками принято решение: установить на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плату по договору управления многоквартирным домом за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 26,90 руб. с кв.м. помещения в доме.
Считает, что решение, принятое по второму вопросу повестки дня внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> оформленное протоколом без номера от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит действующему законодательству и подлежит отмене.
Управляющая компания произвела расчет размера платы за содержание жилого помещения с учетом конструктивных особенностей многоквартирного дома и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, развешала в каждом подъезде дома на досках объявлений и вручила представителю собственников Коробовой С.Н. Рассчитанный размер платы по договору на управление многоквартирным домом на ДД.ММ.ГГГГ года за содержание общего имущества многоквартирного дома составил 28,38 руб. и на текущий ремонт 2 руб. 93 коп., таким образом, предлагаемый управляющей компанией общей размер платы составил 31,31 руб. с кв.м. помещения в доме.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в управляющую компанию предоставлен протокол без номера от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> проводимого в форме очно-заочного голосования. Согласно которого собственниками помещений в доме на общем собрании принято решение об установлении размера платы на 2024 год по договору на управления многоквартирным домом за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 26,90 руб. с кв.м. помещения в доме, так же на сопроводительной, приложенной к протоколы, имелась пометка, сделанная ФИО2 «Текущий ремонт на уровне 23 г.» Экономического обоснования принятого размера платы, пояснений не предоставлялось.
В сообщении о проведении общего собрания не указано где осуществляется сбор бюллетеней заполняемых в ходе заочной части голосования.
В протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют указания об инициаторах общего собрания, нет информации, где проводилась очная часть общего собрания, где осуществлялся прием решений оформленных лицами принявшими участием в голосовании. В протоколе общего собрания собственников многоквартирного дома отсутствует указания, на какие либо приложения к протоколу.
В реестрах собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> принявших участие во внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, проводимом в очно-заочном форме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выразивших свой голос по вопросам, поставленным на голосование, предоставленных ФИО2 отсутствуют установленные законом сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании.
Так же установлено, секретарем счетной комиссии осуществляющей подсчет голосов собственников помещений принявших участием в собрание являлась несовершеннолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В протоколе отсутствует информация и документы подтверждающие, что на собрании собственниками рассматривалась структура платы, являющаяся экономическим обоснованием установленного размера платы.
При проведении собрания допущено существенное нарушение процедуры проведения общего собрания собственниками помещений данного многоквартирного дома, размер платы за содержание и ремонт жилья на 2024 г. произвольно уменьшен, принят без учета предложений управляющей компании, из протокола общего собрания следует, что структура платы, являющаяся экономическим обоснованием, в принципе на собрании не рассматривалась. Считает такой размер платы экономически необоснован, не предусматривает возможности управляющей компании осуществлять минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, ООО «Феникс» просит признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части установлении платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26,90 руб. с квадратного метра помещения в <адрес> <адрес> а также взыскать с ответчиков солидарно расходы по уплате государственной пошлине в размере 6 000 рублей.
Представитель истца ООО «Феникс» ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме, просила исковые требования удовлетворить. Суду пояснила, что собственниками многоквартирного дома по ул. <адрес> был установлен размер платы 26 рублей 90 копеек за содержание и ремонт общего имущества на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный тариф не позволяет управляющей компанией в полном объеме и надлежащим образом осуществлять содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Данный тариф даже меньше того тарифа, который был в ДД.ММ.ГГГГ году и составлял с текущим ремонтом 27,87 руб., из которых за содержание было 25,87 руб. и плюс текущий ремонт 2 руб. При установлении размера платы ими не было в протоколе указано, какой размер платы они выделяют на текущий ремонт. Установленный размер платы не учитывает рекомендации управляющей компании. Данный размер платы значительно меньше тарифа, установленного муниципальными органами власти <адрес>. И предлагаемый ранее управляющей компанией размер платы, он также был не меньше размера платы, установленной органами муниципальной власти. Таким образом, никакого завершения управляющая компания не производила. Также при проведении общего собрания собственников многоквартирного дома были допущены нарушения при составлении протокола, отсутствуют реестры собственников, имеются недочеты при составлении протокола, что позволяет также признать решение общего собрания недействительным. Размер платы должен обеспечивать надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, именно управляющая компания несет ответственность перед надзорными органами, перед собственниками, за состояние общего имущества, в случае причинения угрозы или вреда здоровью, или имущественного характера, именно управляющая компания будет отвечать, а не собственники. Управляющая компания, как работодатель обязан обеспечить своих работников инвентарем, спецодеждой. Собственники должны были представить свое экономическое обоснование. Просила обратить внимание, что в силу действующего законодательства управляющая компания должна проводить текущий ремонт, собственниками размер платы утвержден без текущего ремонта.
Представитель истца ООО «Феникс» ФИО10, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме, поддержала доводы представителя истца ФИО9 Дополнительно пояснила, что в 2023 году плата составляла 27,87 рублей. На данный момент собственники сдали протокол с установлением размера платы 26,90 руб., что значительно меньше. Согласно предложенному УК размеру платы увеличение произошло на 8%. По двум статьям увеличение не произошло. По статье «уборка земельного участка» увеличение составило 28 %, поскольку изначально тариф был занижен, в него не входила спецодежда, инвентарь дворнику. Также произошло увеличение зарплаты дворнику на 17,5 %, по факту это составило 1000 руб. В уборку земельного участка входит также выкашивание газонов, приобретение на содержание малых архитектурных форм, т.е. известь, краска, все это выросло в цене. Также приобретаются мешки для урн, идет уборка санплощадки и содержание санплощадки. При расчете спецодежды и инвентаря рекомендации по нормированию материальных ресурсов, по содержанию и ремонту жилищного фонда. Например, куртка на утепленном подкладе стоит 3600 руб., стоимость делиться на 2,5 года и закладывается в тариф частично 1400 руб. Остальная сумма закладывается на следующий год. В прошлом году из тарифа были исключены спецодежда и инвентарь. При расчете спецодежды, инвентаря берется средняя стоимость по городу.
Ответчик ФИО2 предъявленные требования не признала. Суду пояснила, что именно управляющая компания предложила им форму протокола собрания и выдала реестр собственников. При проведении собрания они сверяли документы у собственников. Расчет структуры платы был предоставлен только ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году тариф был 25,87 руб., на ДД.ММ.ГГГГ год установили 26,9 руб., увеличение произошло на 7,2%. На текущий ремонт много денег не заложили, поскольку отремонтирована крыша за счет капитального ремонта, отремонтирован полностью подвал, холодная, горячая вода, отопление. Покрашен один подъезд. Большой текущий ремонт собственникам не нужен. Проверив отчет за 11 месяцев, она обнаружила, что на текущем ремонте остались денежные средства. Вся прибыль, полученная на текущем ремонте, остается у управляющей компании. Она обратилась в три фирмы, одна из которых «Альянс», где приобретает одежду управляющая компания. Таких цен, которые предлагает управляющая компания, не существует. За содержание внутридомового газового оборудования установлен размер 1,01 руб. В декабре было известно о том, что данная статья будет уменьшена, она заложила в тариф 0,4 руб., экономия составила 61 коп. Согласно закону, увеличение тарифа на содержание жилья может быть проведено через месяц после собрания. Она собиралась провести собрание по поводу текущего ремонта, собрать 2 рубля. Она и сейчас готова провести собрание.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что берутся ОДН за сточные воды, но у них нет сточных вод. Ничего не моется, ободрали плитку в мусоросборочной камере. Когда приходят слесарь, электрик в квартиру и за элементарные действия просят с нее оплату. Получается она платит по тарифу в УК и платит отдельно слесарю, электрику. Прибыль управляющей компании за 2023 год увеличилась, считает, что собственники платят много лишних денег.
Ответчики ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя матери ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ч. 1-4 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ (в редакции, действующей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2 и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный <адрес> находится на управлении ООО «Полюс» (ранее ООО «Жилищник 9») (л.д. 10-15).
Как следует из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, инициатором собрания выступила инициативная группа.
Из протокола следует, что очное обсуждение повестки дня и принятие решений по вопросам, поставленным на голосование, состоялось ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 00 мин.
Заочная часть общего собрания собственников помещений в доме проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем письменного голосования.
Дата подсчета голосов ДД.ММ.ГГГГ начало в 20 часов 00 минут по адресу <адрес>. Общее количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании: 3110,47 кв.м. (57,3%), кворум имеется, голосование правомочно, общее собрание собственников состоялось.
На повестку дня общего собрания были поставлены следующие вопросы:
1. Выбор председателя, секретаря собрания, состав счетной комиссии общего собрания;
2. Рассмотрение, утверждение размера платы и перечня работ и услуг, оказываемых в рамках договора управления многоквартирным домом по содержанию и ремонту общего имущества МКД на 2024 год;
3. Заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме с АО «Омскгоргаз».
4. Внесения дополнения в договор управления;
5.Увеличение арендной платы, потребление электрической энергии с организациями, размещающими оборудование в местах общего пользования МКД по адресу: <адрес>.
По вопросу № принято решение об избрании собрания ФИО2, секретарем собрания ФИО3, состав счетной комиссии: председатель ФИО4, секретарь ФИО5, член ФИО11
По вопросу №, председателем собрания ФИО2 было предложено рассмотреть и утвердить на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плату по договору управления многоквартирным домом за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 26,9 руб. с кв.м. помещения в доме. Проголосовали «За»– 100%, «Против» –0%, «Воздержались» – 0%.
Общим собранием принято решение: установить на период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год плату по договору управления многоквартирным домом за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 26,9 руб. с кв.м. помещения в доме.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу положений ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:
1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса);
3) очно-заочного голосования.
Положения ст. 48 ЖК РФ (в редакции, действующей на ДД.ММ.ГГГГ) наделяют правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и переданных инициатору собрания в ходе проведения данного собрания.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и переданных инициатору общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ходе проведения данного собрания в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
В соответствии с ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что инициативной группой в форме очно-заочного голосования проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в управляющую компанию представлен протокол без номера от ДД.ММ.ГГГГ. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. <адрес> с сопроводительной запиской, на котором стоит рукописная пометка, сделанная ФИО2 «Текущий ремонт на уровне 23 г.»
Собрание являлось правомочным, так как в нем приняли участие собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, что стороной истца не оспаривалось.
Однако при проведении собрания допущены следующие нарушения.
Как следует из материалов дела, в сообщении о проведении общего собрания не указано где осуществляется сбор бюллетеней заполняемых в ходе заочной части голосования.
В протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют указания об инициаторах общего собрания, нет информации, где проводилась очная часть общего собрания, где осуществлялся прием решений оформленных лицами принявшими участием в голосовании. В протоколе общего собрания собственников многоквартирного дома отсутствует указания, на какие либо приложения к протоколу.
В реестрах собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> принявших участие во внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, проводимом в очно-заочном форме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выразивших свой голос по вопросам, поставленным на голосование, предоставленных ФИО2 отсутствуют сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичные положения закреплены в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пункт 17 Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с п. 35 Правил, указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Таким образом, законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.
Из договора на управление многоквартирным домом следует, что УК принимает на себя обязательство по выполнению работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД <адрес>
Оспариваемым решением внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном МКД от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 26,9 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц.
Управляющая компания произвела расчет размера платы за содержание жилого помещения с учетом конструктивных особенностей МКД и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Указанная информация была вручена представителю собственников ФИО2 Предложенный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ г. – 28,38 руб. и на текущий ремонт 2,93 руб. Управляющая компания предлагает включить в Размер платы на ДД.ММ.ГГГГ год расходы на текущий ремонт в размере 2,93 руб./кв.м., рассчитанные с учетом объема ремонтных работ, необходимых для надлежащего содержания МКД.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома мнение управляющей организации не было учтено. Вопрос об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения разрешался в отсутствие сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Кроме того, как пояснила в судебном заседании ФИО2 размер платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на общем собрании собственников не утверждался.
В силу требований ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, как уже указывалось согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения в МКД на ДД.ММ.ГГГГ. утверждена на общем собрании собственников в размере 26,9 руб./кв.м, при этом предложение управляющей компании – 28,38 руб./кв.м. и на текущий ремонт 2,93 руб.
При решении вопроса об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками не представлено сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Как следует из протокола внеочередного общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками было принято решение об установлении на ДД.ММ.ГГГГ год размера платы по договору управления МКД за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 27,87 руб., включая 25,87 руб. за управление МКД и 2 руб. за текущий ремонт.
При этом, как следует из размера платы и перечная работ и услуг на ДД.ММ.ГГГГ год, инвентарь/спецодежда дворника исключены из размера платы по содержанию МКД в 2023 году.
Как пояснила в судебном заседании ФИО2, на ДД.ММ.ГГГГ года был утвержден тариф за управление МКД - 25,87 руб., на 2024 год установили 26,9 руб., увеличение произошло на 7,2%.
Между тем, размер платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В материалы дела истцом представлено подробное экономическое обоснование размера платы на содержание общего имущества с расшифровкой затрат и подтверждающими документами. Предложенная плата не превышает размера, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1188-п на 2024 г. за содержание жилого помещения для нанимателей аналогичных жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройства, оборудованных лифтом и мусоропроводом (по договору управления при наличии газовых плит 34,91 руб.).
При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖКРФ) (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Учитывая, что при проведении собрания собственниками помещений данного многоквартирного дома размер платы за содержание и ремонт жилья на ДД.ММ.ГГГГ г. принят без учёта предложений управляющей организации, в целом тариф занижен, не правомерно исключена плата за текущий ремонт, суд считает, что такой размер платы является экономически необоснованным, не предусматривает возможность управляющей организации осуществлять минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, размер платы, установленный оспариваемым решением не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, то есть, безопасность жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в связи с чем, решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ следует считать недействительным в части установления размера платы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за содержание жилого помещения в размере 26 рублей 90 копеек с квадратного метра помещения в <адрес> <адрес>.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчиков солидарно в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 90 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ №), ░░░3 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ №), ░░░4 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ № ░░░1 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░5, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2024 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░> |