Решение по делу № 3а-61/2020 от 26.02.2020

Дело № 3а-61/2020

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «27» мая 2020 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. к администрации муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка <данные изъяты>. Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27.05.2013 г. № 243 кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 г. утверждена в размере <данные изъяты>. Между тем, согласно отчету оценщика <данные изъяты>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляла <данные изъяты>. На основании изложенного, указывая на то, что результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика, а также на то, что до настоящего времени в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере <данные изъяты>. по состоянию на 01.01.2012 г.

В судебное заседание Н. и его представитель – В. не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном суду отзыве на административное исковое заявление просило рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, возражений относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований не выразило.

Административный ответчик администрация муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области» явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в представленном суду отзыве на административное исковое заявление возражений относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований не выразила.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном суду отзыве на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области возражений против удовлетворения административного иска не выразило.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Н. с <данные изъяты> является собственником земельного участка <данные изъяты>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.10.2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 г. определена в размере <данные изъяты>

Часть 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектами налогообложения п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности регламентированы Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2012 – 2013 гг. на территории Кировской области, в том числе на территории муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», утверждены постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27.05.2013 г. № 243 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов по муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области».

Принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость определена в размере <данные изъяты>. (строка <данные изъяты> Приложения № 1 к постановлению администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27.05.2013 г. № 243).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08.11.2013 г.

Согласно абзацу 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Таким образом, рыночная стоимость данного земельного участка должна быть определена по состоянию на 01.01.2012 г. – дату формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Административное исковое заявление подано Н. в Кировский областной суд 26.02.2020 г.

Часть 3 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ранее действовавшая редакция названной нормы предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что установленный законом срок для проведения очередной государственной кадастровой оценки истек, вместе с тем, государственная кадастровая оценка не проведена, срок ее проведения не определен, суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку иное в рассматриваемой ситуации ограничит истца на неопределенный срок в реализации представленного ему законом права оспорить результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему имущества.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету <данные изъяты>., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляла <данные изъяты>. Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Оценщиком произведен расчет рыночной стоимости земельного участка с применением сравнительного подхода (метод сравнения продаж), основанного на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. Обоснование выбранного подхода к оценке и причины отказа оценщика от использования затратного и доходного подходов к оценке подробно изложены в отчете. В рамках проведенного исследования оценщик в качестве объектов-аналогов оцениваемого земельного участка выбрал три объекта, сопоставимых с оцениваемым по основным ценообразующим факторам. В результате анализа и сопоставления объекта оценки с его аналогами по указанным элементам сравнения, с применением поправок на количественные и качественные различия оценщиком определена рыночная стоимость земельного участка в размере <данные изъяты>

В соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Возражений относительно величины, установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка, подтвержденных соответствующими доказательствами, свидетельствующими о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, либо опровергающими выводы оценщика относительно определенной им рыночной стоимости земельного участка и указывающих на рыночную стоимость в ином размере, суду не представлено.

Оценив отчет оценщика по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 г. в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>

Согласно чч. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 01.01.2012 г. <данные изъяты>., на период с 01.01.2020 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Восстановить Н. срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление Н. к администрации муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 г. в размере <данные изъяты>. на период с 01.01.2020 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи Н. административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 26.02.2020 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

3а-61/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Новоселов Николай Васильевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регситрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кировской области
администрация Слободского муниципального района
Управление Росреестра по Кировской области
Другие
Воробьев Владимир Александрович
Суд
Кировский областной суд
Судья
Моисеев Кирилл Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.02.2020Передача материалов судье
02.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.03.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
27.05.2020Предварительное судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020Дело оформлено
26.08.2020Дело передано в архив
27.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее