Дело № 3а-61/2020
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров «27» мая 2020 года
Кировский областной суд в составе:
судьи Моисеева К.В.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. к администрации муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка <данные изъяты>. Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27.05.2013 г. № 243 кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 г. утверждена в размере <данные изъяты>. Между тем, согласно отчету оценщика <данные изъяты>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляла <данные изъяты>. На основании изложенного, указывая на то, что результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика, а также на то, что до настоящего времени в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере <данные изъяты>. по состоянию на 01.01.2012 г.
В судебное заседание Н. и его представитель – В. не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном суду отзыве на административное исковое заявление просило рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, возражений относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований не выразило.
Административный ответчик администрация муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области» явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в представленном суду отзыве на административное исковое заявление возражений относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований не выразила.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном суду отзыве на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области возражений против удовлетворения административного иска не выразило.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Н. с <данные изъяты> является собственником земельного участка <данные изъяты>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.10.2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 г. определена в размере <данные изъяты>
Часть 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектами налогообложения п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности регламентированы Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2012 – 2013 гг. на территории Кировской области, в том числе на территории муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», утверждены постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27.05.2013 г. № 243 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов по муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области».
Принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость определена в размере <данные изъяты>. (строка <данные изъяты> Приложения № 1 к постановлению администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27.05.2013 г. № 243).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08.11.2013 г.
Согласно абзацу 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Таким образом, рыночная стоимость данного земельного участка должна быть определена по состоянию на 01.01.2012 г. – дату формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Административное исковое заявление подано Н. в Кировский областной суд 26.02.2020 г.
Часть 3 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ранее действовавшая редакция названной нормы предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что установленный законом срок для проведения очередной государственной кадастровой оценки истек, вместе с тем, государственная кадастровая оценка не проведена, срок ее проведения не определен, суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку иное в рассматриваемой ситуации ограничит истца на неопределенный срок в реализации представленного ему законом права оспорить результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему имущества.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету <данные изъяты>., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляла <данные изъяты>. Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Оценщиком произведен расчет рыночной стоимости земельного участка с применением сравнительного подхода (метод сравнения продаж), основанного на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. Обоснование выбранного подхода к оценке и причины отказа оценщика от использования затратного и доходного подходов к оценке подробно изложены в отчете. В рамках проведенного исследования оценщик в качестве объектов-аналогов оцениваемого земельного участка выбрал три объекта, сопоставимых с оцениваемым по основным ценообразующим факторам. В результате анализа и сопоставления объекта оценки с его аналогами по указанным элементам сравнения, с применением поправок на количественные и качественные различия оценщиком определена рыночная стоимость земельного участка в размере <данные изъяты>
В соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Возражений относительно величины, установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка, подтвержденных соответствующими доказательствами, свидетельствующими о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, либо опровергающими выводы оценщика относительно определенной им рыночной стоимости земельного участка и указывающих на рыночную стоимость в ином размере, суду не представлено.
Оценив отчет оценщика по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 г. в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>
Согласно чч. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 01.01.2012 г. <данные изъяты>., на период с 01.01.2020 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить Н. срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административное исковое заявление Н. к администрации муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 г. в размере <данные изъяты>. на период с 01.01.2020 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи Н. административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 26.02.2020 г.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.