Дело -----
УИД -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года адрес
Ленинский районный суд адрес в составепредседательствующего судьи Заливиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой Е.О.,
с участием прокурора Афанасьевой Е.Г.,
представителя ответчика Филиппова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес в интересах неопределённого круга лиц к Казенному учреждению адрес «Управление автомобильных дорог адрес» Министерства транспорта и дорожного хозяйства адрес о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор адрес, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Казенному учреждению адрес «Управление автомобильных дорог адрес» Министерства транспорта и дорожного хозяйства адрес (далее – КУ «Чувашупрдор» Минтранса адрес) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем выполнения следующих мероприятий - в соответствии с проектом организации дорожного движения и требованиями действующего законодательства обустроить на участке автомобильной дороги «адрес – дорожные знаки 5.20 «Искусственные неровности», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с п.п.6.2.1 ФИО11 50597-2017; с адрес м на покрытии проезжей части - искусственную неровность в соответствии с п.п.6.1 ГОСТ 52605-2006; на адрес – дорожные знаки 5.20 «Искусственные неровности», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с п.п.6.2.1 ФИО11 50597-2017; с км адрес м на покрытии проезжей части – горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 в соответствии с п.п.6.1 ГОСТ 52605-2006.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой адрес совместно с ОГИБДД МО МВД России «Батыревский» проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги республиканского значения «адрес м на пути следования в МАДОУ «Батыревский детский сад «Сказка», расположенный по адресу: адрес, в ходе которой установлено, что он не соответствует требованиям законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения и беспрепятственное передвижение пешеходов. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ст.ст.12, 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.3, 17 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п.п.6.2.1 ФИО11 50597-2017 и п.п. 6.1.ГОСТ 52605-2006, а также проекта организации дорожного движения, на участках автомобильной дороги «адрес м справа отсутствуют дорожные знаки 5.20 «искусственные неровности», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», предусмотренные проектом организации дорожного движения; с км 95+394 м по км 95+406 м на покрытии проезжей части отсутствует искусственная неровность, предусмотренная проектом организации дорожного движения; на км адрес отсутствуют дорожные знаки 5.20 «искусственные неровности», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», предусмотренные проектом организации дорожного движения; с км адрес м на покрытии проезжей части отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, предусмотренная проектом организации дорожного движения. Отсутствие в указанных местах пешеходных переходов, искусственных неровностей, соответствующих знаков ограничивает возможность безопасного перехода дорог пешеходами, создает предпосылки к совершению водителями дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, чем нарушаются установленные законом права граждан на безопасные условия движения по дорогам и возникает угроза их жизни и здоровью. Ответственным за содержание, ремонт, обустройство, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и пешеходов на участке вышеуказанной автомобильной дороги на пути следования в МАДОУ «Батыревский детский сад «------», несет КУ «Чувашупрдор» в соответствии с целями уставной деятельности.
В судебном заседании прокурор Афанасьева Е.Г. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям. С учетом длительности конкурсных процедур и сроков проведения строительно-монтажных работ полагает возможным увеличить срок исполнения требования решения суда до 6 месяцев.
Представитель ответчика КУ «Чувашупрдор» Минтранса ------ Филиппов В.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что обязанности по обустройству пешеходного перехода не выполнены в связи с недостаточностью финансирования. Суду пояснил, что в настоящее время никаких работ по обустройству пешеходного перехода не проведено. Просил предоставить срок для выполнения работ не менее полутора лет, поскольку финансирование на производство работ будет выделено после уведомления о вынесенном решении Министерства финансов ЧР, план работ на текущий год уже утвержден. После выделения финансирования, необходимо провести проектные работы, конкурсные процедуры, после чего проводятся работы. Указанный в иске срок является недостаточным.
Иные лица, привлеченные участию в деле, не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от дата № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (статья 4).
Пункт 9 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.
Из содержания п.п.1, 3 ст.24 Федерального Закона от дата N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Так согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от дата №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст.3 Федерального закона от дата № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от дата №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога – автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от дата -----, Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из вышеуказанного следует, что за обустройство тротуаров на автомобильных дорогах должна отвечать организация, которая является ответственной за содержание участка автодороги.
Согласно Уставу Казенного учреждения адрес «Управление автомобильных дорог адрес» Министерства транспорта и дорожного хозяйства адрес является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и (государственных органов) в сфере дорожного хозяйства. Одной из целей данного учреждения является обеспечение сохранности, развития и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Чувашской Республики и закрепленных за Казенным учреждением на праве оперативного управления, а также дорожных сооружений, расположенных на них, повышение их пропускной способности, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, а также их обустройств).
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Ответчиком не оспаривается факт нахождения на балансе указанного в иске участка дороги, наличие обязанности по ее содержанию и невыполнение указанных обязанностей.
Пунктом 6.2.1 ФИО1150597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от дата N 1245-ст, предусмотрено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ФИО11 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ФИО11 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Пунктами 6.1 и 6.2 ГОСТ 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утв. Приказом Ростехрегулирования от дата N 295-ст, установлено, что искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением. Искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Необорудование пешеходного перехода в соответствии с требованиями ГОСТ на участке автомобильной дороги республиканского значения «адрес м на пути следования в МАДОУ «Батыревский детский сад «------», расположенный по адресу: адрес, подтверждается предостережением о недопустмости нарушения обязательных требований от дата -----, выданным КУ «Чувашупрдор» Минстрнса адрес Отделением ГИБДД МО МВД России «Батыревский», проектом организации дорожного движения, фотографиями, протоколами осмотра автомобильной дороги (улицы), дорожного сооружения, железнодорожного переезда от дата и от дата, составленными старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД «Батыревский ФИО14Э., и ответчиком не оспаривается.
Таким образом, КУ «Чувашупрдор» Минтранса адрес в целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории адрес обязано организовать выполнение указанных в исковом заявлении мероприятий.
Отсутствие необходимого финансирования не может являться основанием для невыполнения возложенной судом обязанности, поскольку Федеральным законом от дата № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на орган, осуществляющий содержание автомобильных дорог, возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, что предполагает проведение в случае необходимости ремонта автомобильных дорог. Вопрос о необходимости финансирования работ по ремонту дороги на основании решения суда (в случае его недостаточности) может быть разрешен ответчиком в установленном порядке посредством обращения в орган, осуществляющий распределение бюджетных средств.
Надлежащим образом, осуществляя предусмотренные уставом виды деятельности по осуществлению функций государственного заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Чувашской Республики и строительному контролю при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Чувашской Республики, КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии имеет возможность выполнить возложенную судом обязанность.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В части сроков выполнения работ прокурор просит установить срок исполнения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчиком заявлено ходатайство о предоставлении полутора лет для проведения работ.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая требования в этой части, суд исходит из того, что для организации выполнения работ требуется подготовка (корректировка) программы дорожных работ на предстоящий период, обеспечение финансирования, проведение конкурсных процедур по размещению государственных заказов на выполнение дорожных работ, организация выполнения дорожных работ, проверка качества и соблюдения сроков выполнения государственных контрактов, что занимает достаточно длительный промежуток времени.
Кроме того, работы по капитальному ремонту выполняются при определенных погодных условиях и при определенном температурном режиме, часть работ не может выполняться при отрицательной температуре.
Учитывая доводы представителя ответчика, время года при принятии решения, температурный режим и погодные условия, в течение которого невозможно провести дорожные работы, перечень мер, необходимых ответчику для разработки необходимого вида и объема работ, а также время, необходимое для их фактического проведения, суд полагает возможным обязать ответчика устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета адрес подлежит взыскании государственная пошлина в размере ------ руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Казенное учреждение адрес «Управление автомобильных дорог адрес» Министерства транспорта и дорожного хозяйства адрес нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу путем выполнения мероприятий в соответствии с проектом организации дорожного движения, а именно на участке автомобильной дороги «адрес» обустроить:
- адрес – дорожные знаки 5.20 «Искусственные неровности», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с п.п.6.2.1 ФИО11 50597-2017;
- адрес - искусственную неровность в соответствии с п.п.6.1 ГОСТ 52605-2006;
- адрес – дорожные знаки 5.20 «Искусственные неровности», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с п.п.6.2.1 ФИО11 50597-2017;
- адрес м на покрытии проезжей части – горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 в соответствии с п.п.6.1 ГОСТ 52605-2006.
Взыскать с Казенного учреждения адрес «Управление автомобильных дорог адрес» Министерства транспорта и дорожного хозяйства адрес в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере ------ руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд адрес через Ленинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено дата.
Судья Н.В. Заливина