ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 - 14922/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 26 октября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В., Фуганова Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 9 июня 2020 г. по делу № 2-211/2020 по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным приказа о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и восстановлении права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным приказа о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и восстановлении права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.
В обоснование иска истец указал, что 19 декабря 2016 г. он с составом семьи три человека был принят на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, на основании представленных им документов.
Оспариваемым приказом ответчика он был снят с учета.
Истец полагает приказ незаконным, поскольку оснований для снятия с учета, указанных в п. 21 Положения приказ не содержит, а ссылка в приказе на разъяснения, поступившие из ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не являются основанием для снятия с учета.
Указывает, что на момент постановки его на учет жилья он и члены его семьи не имели, а приобретенная им с использованием кредитных средств квартира, находящаяся в залоге у банка, была передана им кредитной организации в качестве отступного в связи с нарушением им условий кредитного договора и невозможности погашать долг.
Просил признать незаконным приказ Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии его с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и имеющих право на получение жилищной субсидии и обязать Министерство социальной политики Калининградской области восстановить его составом семьи три человека в Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ в категории «Пенсионеры».
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 9 июня 2020 г., в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной его представителем ФИО5, содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, удовлетворении иска ФИО1
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 выехал с семьей из <адрес> (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края в Калининградскую область в 2007 г. и вместе с семьей зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 и его супруге ФИО6 на праве общей совместной собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО6 и КБ «Москоммерцбанк» заключено соглашение об отступном, по условиям которого заемщики ФИО8 передали в собственность банка, а банк (кредитор) принял от заемщика взамен исполнения им обязательства по кредитному договору в качестве отступного указанную квартиру, право собственности Базалевых на квартиру прекращено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имел временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> Впоследствии временная регистрация продлена до ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был принят на учет граждан, выехавших из районов Крайнего севера и имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь).
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 составом 3 человека, зарегистрированный по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, снят с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как не имеющий право на получение социальной выплаты для приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия оснований для принятия истца на учет в 2016 г., так как постоянного места жительства на территории Калининградской области истец не имел, на момент выезда из районов Крайнего Севера истец имел в собственности жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и не признавался в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе истцу в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы жалобы заявителя о незаконности обжалуемых судебных постановлений фактически сводятся к несогласию с установленными судом обстоятельствами и основаны на неправильном применении регулирующих спорные правоотношения норм материального права.
Дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ предусматривает право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25 октября 2002 г № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 8 указанного Положения (в редакции, действовавшей до 04.01.2018 г. Постановление Правительства РФ от 22.12.2017 № 1613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с п. 20 Положения основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо в статье 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Поскольку судами установлено, что у ФИО1 на момент постановки его на учет в декабре 2016 г. не имелось постоянного места жительства на территории Калининградской области, кроме того, ФИО1 с 1995 г. являлся собственником жилого помещения – квартиры, площадью 47 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, а вырученные от продажи данной квартиры денежные средства наряду с земными средствами истец направил на приобретение квартиры в г. Калининграде по адресу: <адрес> при этом сведений о том, что ФИО1 в период проживания в г. Дудинке или после переезда из районов Крайнего Севера в 2007 г. в г. Калининград признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, тогда как в собственности истца имелось жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом в силу Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставление такого рода дополнительных социальных гарантий направлено на обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера (при определенном стаже работы), в случае отсутствия у них жилья либо нуждаемости в жилье, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, вопреки доводам заявителя жалобы, у суда не имелось.
Доводы заявителя жалобы об отчуждении жилого помещения в Тверской области, как и передача в качестве отступного принадлежащего на праве собственности жилого помещения в г. Калининграде судом апелляционной инстанции не признаны подтверждением отсутствия у истца жилья на момент выезда из районов Крайнего Севера и наличия у него права на получение мер поддержки для обеспечения жильем за пределами районов Крайнего Севера.
Поскольку ФИО1 был поставлен на учет в 2016 г. без наличия к тому правовых оснований, незаконно, его снятие с такого учета после установления органом исполнительной власти Калининградской области изложенных выше обстоятельств, соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, на основании которых суд пришел к выводу об отказе истцу в иске, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводам жалобы заявителя судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции судебная коллегия также не находит.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 9 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи