1
с.Кырен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе: судьи Низовцева А.В.,
с участием представителя административных ответчиков - главы МО «Тункинский район», конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «Монды» Зурбаева Б.Д., при секретаре Тыкшеевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда административное дело № 2а-61/2018 по административному иску Пежемского Александра Алексеевича к главе муниципального образования «Тункинский район» о признании незаконным порядка формирования и организации деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поселение «Монды».
УСТАНОВИЛ:
20.Д2.2017 года административный истец Пежемский А.А. обратился в районный суд с административным иском к главе МО «Тункинский район», Совету депутатов МО СП «Монды» об отмене уведомления от 23.12.2017 года о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО СП «Монды», замене члена конкурсной комиссии Ш., назначении новых членов конкурсной комиссии.
Кроме того, 27.12.2017 года Пежемским А.А. подано в суд административное исковое заявление к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения «Монды» (далее - конкурсная комиссия) об отмене решения от 23.12.2017 года.
Данные административные иски приняты к производству суда и по ним возбуждены административные дела.
Определением Тункинского районного суда от 11.01.2018 года административные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
В ходе рассмотрения дела по существу административный истец изменил предмет исковых требований, просив суд отменить решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения
«Монды» и признать незаконным порядок формирования главой МО «Тункинский район» конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального
образования сельского поселения «Монды».
Определением Тункинского районного суда от 31.05.2018? года производство по административному делу прекращено в части исковых требований Пежемского А.А. к конкурсной комиссии по отбору, кандидатур на должность главы муниципального
образования сельского поселения «Монды» об отмене решения конкурсной комиссии от 23.12.2017 года.
Административные исковые требования Пежемского А.А. к главе МО «Тункинский район» о признании незаконным порядка формирования конкурсной комиссии мотивированы тем, что один из членов комиссии (Ш.) является депутатом Совета депутатов МО СП «Монды». Поскольку после принятия конкурсной комиссией решения по итогам конкурса окончательное решение по выбору главы МО СП «Монды» будет принимать Совет депутатов МО СП «Монды» считает, что участие Ш. в заседаниях конкурсной комиссии повлечет ее необъективность при принятии решения
1 f
1»
Советом депутатов МО СП «Монды» об избрании главы муниципального образования. Просит суд удовлетворить административный иск.
В судебном заседании Пежемский А.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель главы МО «Тункинский район» Зурбаев Б.Д. возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что порядок и процедура назначения членов конкурсной комиссии не нарушены. Оснований для запрета Ш. быть назначенной членом конкурсной комиссии не имеется.
Выслушав участников судебного заседания, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации следует, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантировано право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 СТ.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об ocпapивaнии peшeний, действий (бездействия) органа государственной власти,, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органу организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочной, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных, требований о признании оспариваемых решения," действия (бездействия) Незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Таким образом, законодателем установлена совокупность обстоятельств, необходимыхдля удовлетворения административного иска (не соответствие нормативным правовымактам обжалуемого решения, действия (бездействия) и нарушение таким решением,действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд усматривает наличие такой совокупности в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) глава муниципальногообразования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставоммуниципального образования избирается на муниципальных выборах, либопредставительным органом муниципального образования из своего состава, либопредставительным органом муниципального образования из числа кандидатов,представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Подпунктом 5 ч.2 ст.22 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 года N 896-Ш (ред.от 07.03.2017) "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (принятНародным Хуралом РБ 25.11.2004 года) предусмотрено, что глава муниципальногообразования в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования вслучае. избрания представительным органом муниципального образования из числа """кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляетместную администрацию.
Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, чтопорядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципальногообразования устанавливается представительным органом муниципального образования.Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса,сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дняпроведения конкурса.
В силу ч.3.1 ст.22 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 года N 896-Ш‘ "Оборганизации местного самоуправления в Республике Бурятия" глава" муниципального.образования, имеющего статус", поселения (за исключением городского поселения счисленностью населения более десяти тысяч человек), не являющегося административнымцентром муниципального района, в соответствии с уставом муниципального образованияизбирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципальногообразования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатамконкурса.
Порядок проведения конкурса. по отбору кандидатур на должность главымуниципального образования устанавливается представительным органом муниципальногообразования в соответствии с федеральным законом.
Приложением № 1 к решению Совета депутатов МО СП «Монды» от 25.04.2017 годаутверждено Положение об организации, деятельности конкурсной комиссии по проведениюконкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельскоепоселение «Монды», где в пункте 6 предусмотрено, что членами конкурсной комиссии немогут быть:
граждане, признанные решением суда вступившим в законную силу,недееспособными, ограниченно дееспособными;
лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов (поднепосредственным подчинением в настоящем Положении понимаются служебныеотношения между главой муниципального образования (кандидатом на должностьглавы муниципального образования) и подчиненным (членом комиссии), прикоторых руководитель обладает в отношении подчиненного властно- распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и
увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания);
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
Как видно из вышеуказанного перечня оснований, при наличии которых гражданин не может быть назначен членом конкурсной комиссии, статус депутата представительного органа местного самоуправления муниципального образования, в котором проводится конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, не является основанием для назначения такого лица членом комиссии.
Вместе с тем, согласно п.6 Приложения № 2 к решению Совета депутатов МО СП «Монды» от 25.04.2017 года № 4 «Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поселение «Монды» решение по вопросу избрания главы муниципального образования по результатам конкурса принимает Совет депутатов МО СП «Монды».
Ш. является депутатом МО СП «Монды», что не оспаривается сторонами.
Из протокола заседания конкурсной комиссии от 23.12.2018 года видно, что Ш. принимала участие в заседании конкурсной комиссии, в том числе при голосовании при принятии решения об утверждении либо отклонении кандидатов на должность главы МО СП «Монды». ¦ ""
Несмотря на то, что действующим законодательством, в том числе решением Совета депутатов МО СП «Монды» не установлен запрет для назначения депутатов представительного органа муниципального образования, в котором производятся выборы главы муниципального образования на конкурсной основе представительным органом муниципального образования, суд приходит к выводу, что участие Ш. в заседаниях конкурсной комиссии и ее последующее участие в заседаниях Совета депутатов МО СП «Монды» по вопросу принятия решения о выборах главы муниципального- образования, будет являться необъективным.
В этой связи суд удовлетворяет исковые требования Пежемского А.А. и признает порядок формирования главой МО «Тункинский район» конкурсной комиссии недействительным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 и ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Пежемского Александра Алексеевича к главе муниципального образования «Тункинский район» о признании незаконным порядка формирования и организации деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур - на должность главы муниципального" образования сельское поселение «Монды».
Признать недействительным порядок формирования главой муниципального образования «Тункинский район» конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образование сельское поселение «Монды».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Низовцев